АННА ГУЛОВА
Использование палочек Кюизенера в работе с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование палочек Кюизенера в работе с детьми младшего
дошкольного возраста»
Ребёнку, пришедшему в этот мир, предстоит многое узнать и многому научиться. Он на-чинает познавать окружающую его действительность с первых же моментов своей жизни. Бла-годаря тем впечатлениям, которые ребёнок получает в ответ на свои действия, у него посте-пенно складывается, а затем расширяется, углубляется и уточняется образ мира.
Публикация «Использование палочек Кюизенера в работе с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Развитие дошкольника осуществляется в деятельности. Исследования последних лет убедительно доказывают, что интенсивное интеллектуальное развитие, естественное вызрева-ние таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мыш-лению, самоконтролю, творческому воображению (что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе, обусловлены успешностью освоения ребенком позиции субъекта детских видов деятельности. Общеизвестно, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.
Программа «Детство» разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Рос-сийского государственного педагогического университета и. А. И. Герцена. Это программа обо-гащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая гармоничное развитие ре-бенка. Математическое развитие дошкольников в этой программе представлено в разделе «Первые шаги в математику». В содержании этого раздела входят следующие структурные раз-делы: свойства, отношения, числа и цифры, сохранение количества, величины, последователь-ность действий. Важнейшее условие успешной реализации раздела «Первые шаги в математи-ку» программы «Детство» – деятельностный подход к математическому развитию детей до-школьного возраста. Как и всякая деятельность познавательная деятельность включает в себя совокупность способов целенаправленного преобразования мира: целеполагание, планирова-ние, прогнозирование возможных эффектов действий, контроль выполнения действий, оценка результатов и их коррекция.
Задача дошкольного воспитания, по мнению авторов программы, состоит не в макси-мальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Авторы программы «Детство» являются сторонниками целостного развития ребенка в период до школы как субъ-екта посильных дошкольнику видов деятельности – игры, общения с взрослыми и сверстника-ми, экспериментирования, предметной, художественно-театральной деятельности, детского труда.
Линия познания в программе основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Задача программы – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Обучение детей стоится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечи-вающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчест-ва.
В процессе активных игровых действий с предметами, геометрическими телами и фигу-рами дети познают их свойства, осваивают в первоначальном виде обследовательские действия, сходство и различия предметов по свойствам. Играя с предметами, разнообразными дидактиче-скими и развивающими играми дети овладевают сложным умением выделять в предмете сразу несколько свойств: цвет, размер, форму, толщину, вес, количество, и т. д., распознавать распо-ложение предметов в пространстве, осваивают счет. Программа предусматривает углубление представлений детей о свойствах и отношениях предметов через игры на классификацию и се-риацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование фигур.
Активность ребенка, направленная на познание, реализуется в содержательной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем развивающих играх.
Взрослый создает условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребенка в дея-тельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки и т. д. При этом инициатива в развертывании игры, действия принадлежит ребенку. Воспитатель вычленя-ет, анализирует, ситуацию, направляет процесс ее развития, способствует получению результа-та.
Авторы программы рекомендуют использовать для развития у детей мыслительной дея-тельности ряд дидактических материалов среди которых находится дидактический материал – палочки Кюизенера.
Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и отношений (при-знаков предметов). Педагоги Шабалина С. Н, Котырло В. К., Венгер Л. Н., Игнатова Т. Н. и дру-гие в своих работах указывают на то, что освоенность таких средств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение и др., даёт возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности (игровой, конструктивной, изобрази-тельной, учебной). В свою очередь свойства и отношения являются первоначальными матема-тическими закономерностями.
С в о й с т в о - это сторона предмета, обуславливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними. Свойства объективны, т. е. существуют вне зависимости от особенностей воспитания, знаний или желаний человека. Отде-лить свойства от предмета можно только мысленно. Свойства относительны, поэтому их позна-ние возможно лишь на основе сравнения. Познание свойств предметов осуществляется в про-цессе развития у ребёнка об эталонах, при активном участии зрительно-осязательного, двига-тельного обследования и практических действий с предметами. На основе объединения предме-тов по какому-либо свойству (свойствам) создаётся множество. В основе множества лежит оп-ределённая общность двух или более предметов, между которыми устанавливаются отношения – одна из форм единства предметов, явлений, их свойств. Установление отношений происходит путем выполнения логических операций сравнения, классификации, серизации и др.
На начальном этапе освоения дошкольниками свойств предметов происходит через чув-ственное познание. Для освоения операций классификации и серизации необходимо развитие абстрактного мышления.
Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбран-ному признаку. Сериации можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине, по величине, по цвету.
Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.
Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психо-логии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).
Аналитико-синтетическая мыслительная деятельность позволяет ребенку рассматривать один и тот же объект с различных точек зрения: как большой или маленький, красный или жел-тый и т. д. Однако речь не идет о введении большого количества объектов, как раз наоборот, способом организации всестороннего рассмотрения является прием постановки различных за-даний к одному и тому же математическому объекту.
Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к ана-лизу. То есть, если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано, ему легче анализировать и выделять составные части.
Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). Выполнение сравнения требует умения выделять одни признаки объекта (или группы объектов) и абстраги-роваться от других. Сравнение – один из основных логических приёмов любого предмета. Оно фактически входит во всю практическую деятельность людей. Нельзя образовать ни одного са-мого простейшего понятия, не обратившись к этому логическому приёму. В результате сравне-ния предметов или явлений можно установить общие свойства, признаки присущие данному объекту. Сравнение даёт возможность обнаружить существенные и несущественные свойства, выделить сходства и отличия. Кроме освоения свойств предметов в дошкольном возрасте через сравнения путём предметных действий, ребёнок познаёт отношение порядка и отношения включения, а позднее, на уровне логических операций классификации и серизации, транзитив-ные и эквивалентные отношения.
Умение выделять признаки объекта и, ориентируясь на них, сравнивать предметы явля-ется универсальным, применимым к любому классу объектов. Однажды сформированное и хо-рошо развитое, это умение затем будет переноситься ребенком на любые ситуации, требующие его применения.
Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно при-менять его в деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.
Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания. Следует учитывать, что при классифи-кационном разделении множества полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединение всех подмножеств должно составлять данное множество.
Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является ре-зультатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти все - большие, эти все - маленькие; эти все - красные, эти все – синие.
Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умо-заключения на основе причинно-следственной связи. Легко убедиться, что при выполнении всех приведенных выше примеров заданий и систем заданий ребенок упражняется в этих уме-ниях, поскольку в их основе также лежат умственные действия: анализ, синтез, обобщение и др.
Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает сущест-венное место в общем развитии мышления ребёнка. Так Ж. Пиаже считал уровень сформиро-ванности операций классификации и серизации центральным показателем уровня интеллекту-ального развития ребёнка. Дж. Брунер рассматривал установление логических связей как один из центральных видов познавательной деятельности. По мнению П. Я. Гальперина, умение вы-делять из целого предмета отдельные его признаки, отбирать наиболее существенные из них и находить их в других, внешне отличных предметах, выделять связи, существующие между предметами и явлениями - важное условие понимания ребёнком окружающего мира. Это по-зволяет привести в систему приобретённые им знания и использовать их продуктивно в процес-се мышления.
Овладение классификацией способствует пониманию ребёнком того, что лежит в основе сходства и различия предметов, развитию умения выделять общее значимое свойство. Овладе-вая операцией сериации, ребёнок учится выявлять и упорядочивать различия в одном свойстве.
Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским мате-матиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими класса-ми школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. Палочки Кюизенера (цветные числа) – это набор цветных пало-чек сечением 1 см. и длиной 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 см.
Эти палочки представляют следующие классы чисел:
класс белых чисел – число 1; белые палочки;
класс красных чисел – числа кратные 2 (2,4,8); розовые, красные, вишневые па-лочки;
класс синих чисел – числа, кратные 3 (3,6,9); голубые, фиолетовые, синие палоч-ки;
класс желтых чисел – числа, кратные 5 (5,10); желтые, оранжевые палочки;
класс черных чисел – число 7; черные палочки.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсаль-ность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают моногра-фическому методу обучения числу и счету.
Палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентно-сти и порядка. Выбор цвета облегчает использование комплекта.
Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел — эти не-изменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных техноло-гий обучения.
Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструмен-тами учебно-познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у де-тей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к аб-страктному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычис-лениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач и т. д.
Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у до-школьников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предмета-ми. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) операций, слу-жащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей.
С математической точки зрения палочки — это множество, на котором легко обнаружи-ваются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные ма-тематические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию раз-личных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоя-тельной практической деятельности («самостоятельного математического исследования»).
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений «больше—меньше», «больше—меньше на.», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вы-читания, умножения и деления; организовать работу по усвоению таких понятий, как «ле-вее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др. С помо-щью палочек Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметиче-ской прогрессией, своеобразной «цветной алгеброй», готовящей к изучению школьной ал-гебры.
В младшей группе детского сада дети знакомятся с комплектом палочек Кюизе-нера.
1. Освоение комплекта
Игры и упражнения состоят в группировке по разным признакам, сооружение из них построек. Дети осваивают состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру.
2. Построение лестницы
Дети строят лестницы разных размеров, что сопровождается рассматриванием палочек и изуче-нием их особенностей. Так дети узнают, что элементы одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот. Строя лестницу, осваивают последовательную зависимость палочек по длине.
3. Освоение отношений по длине, высоте
Используются различные игровые задачи: "Я спрятала палочку длиннее (легче, больше) жел-той. Найдите ее! (Скажите какую)'. Или: задавать вопросы, на которые возможно как можно больше ответов. "Назови все палочки, которые короче синей, но длиннее черной". Игра-викторина: прячут одну палочку, надо угадать какую. При этом можно задать несколько вопро-сов о палочках, но нельзя спрашивать о цвете. На вопросы даются ответы "да" или "нет".
4. Составление ковриков, составление узоров.
Дети составляют различные ковры, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии "столько же". Возможны различные варианты.
Построить ковер как можно больше без какого-либо условия (правила). Построить ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Построить ковер из палочек только определенного цвета и т. д. Составление узоров.
5. Развитие у детей количественных представлений.
Дети осваивают умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре, упражнении закрепляются название цветов и числовое обозначение. Например: "Покажи палочку 3 - какого она цвета?" "Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?"
Детям предлагается выложить числовую лесенку в пределах пяти. В 3-4 года воспитатель пред-лагает найти палочку "1", уточняет, какого она цвета, предлагает положить перед собой, затем палочку "2" и положить ее под белую палочку так, чтобы получилась ступенька.
Содержание математического развития по программе «Детство» во второй младшей группе :
Свойства Отношения Сохранение количества Последовательность
действий
Представления Размер предметов:
длинный – короткий‚
высокий – низкий‚
широкий – узкий‚
толстый – тонкий‚
Геометрические фигуры:
Круг, квадрат‚ треугольник.
Геометрические тела:
шар‚ куб‚ их форма‚ цвет‚ размер.
Форма предметов:
круглая‚ квадратная‚ тре-угольная.
Родовое обобщение:
круг‚ квадрат‚ треугольник.
Связи между предметами по соотносимым свойствам – цвету‚ размеру‚ форме. По размеру:
длиннее – короче‚
шире – уже‚
выше – ниже‚
толще – тоньше‚
больше – меньше.
По количеству: один‚ мно-го‚ больше‚ меньше‚ столько же‚ поровну.
Пространственные отно-шения:
выше – ниже‚
вверху – внизу‚ впереди – сзади‚ справа – слева‚ рядом‚ в ряд‚ друг за другом.
Временные отношения:
сначала – потом‚ раньше – позже‚
утро – вечер‚ день – ночь.
Обобщение предметов‚ звуков‚ движений по количе-ству‚ размеру (всех поровну и т. д.). Неизменность и обобщение количественных групп (3-5 предметов)
Различие в размере‚ цвете‚ форме Последовательность вы-полнения игровых действий по условному знаку – стрел-ке‚ показывающей направ-ление движения в простран-стве.
Порядок расположения предметов‚ геометрических фигур.
Познавательные и речевые уме-ния • Прослеживать взглядом поверхность и контур предмета, геометрической фигуры, длину, высоту предмета:
• Обследовать предмет ру-кой (осязательно - двига-тельное обследование)
• Называть геометрические фигуры, формы предметов, размеры, два свойства од-новременно
• Употреблять слова «такой же», «не такой»
• Выделять из 3-4 предметов по 1-2 признакам идентич-ный образцу
• На основе сравнения опре-делять, что разное и оди-наковое в предметах и геометрических фигурах. • Обследовать предметы с целью определения их от-ношений пол размеру, форме, расположению, удаленности и т. д.
• Сопоставлять 2 предмета, предметы и звуки, предме-ты и движения в целью вы-явления соответствия или несоответствия по количе-ству, составления пар
• Соотносить пространст-венное расположение час-тей тела с расположением предметов, выявлять на ос-нове направления; соотно-сить части суток с харак-терной детской деятельно-стью
• Самостоятельно использо-вать в речи слова, характе-ризующие количественные, пространственные, вре-менные отношения
• Отвечать на вопросы, объ-ясняя ход практического действия сравнения. • Воспринимать одно и то же количество зрительно или на основе счета (до 3-4) в измененных условиях
• Сравнивать предметы пользуясь приемом нало-жения и приложения
• Отвечать на вопрос «Столько же? Или стало больше (меньше?»
• Использовать в речи сло-ва, обозначающие количе-ство, качественные при-знаки, расположение. • Следить за развитием игрово-го действия в условиях ли-нейного расположения предметов и стрелок
• Выражать в речи действия, направления движения, пользуясь словами: сначала, потом, вперед, назад, напра-во и т. д.
Использование палочек Кюизенера в математическом развитии детей 2 младшей группы :
Свойства Отношения Сохранение количества и ве-личины Последовательность
действий
Д/и. Такой листок лети ко мне.
Д/и. Цветик - семицветик
Д/и. На что похоже?
Д/и. Найди такую же.
Д/и. Подбери пару.
Д/и. Составь квадрат.
Д/и. Цепочка (цвет)
Д/и. Разноцветные вагончики Д/и. Цветочек.
Д/и. Строим дорожки
Д/и. Чего не хватает
Д/и. Продолжи ряд.
Д/и. Найди столько же
Д/и. Заборчик
Д/и. Зоопарк
Д/и. Построим мост
Д/и. Чего не хватает?
Д/и. Запомни узор.
Д/и. Цвет и число
Выкладывание из палочек Кюине-зера «Поезд» (накладывание)
Выкладывание из палочек «Пи-рамидка и лесенка» (прикладыва-ние)
Выкладывание из палочек «Соба-ка» (прикладывание)
Сделай узор из палочек Кюизене-ра.
Д/и. Веселый поезд
Палочки Кюизенера используются : на занятии в качестве дидактического материала для решения задач занятия;
в совместной деятельности с детьми в качестве игрового материала для развивающих игр; в самостоятельной деятельности в качестве игрового материала.
Использованная литература :
1. З. А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников». «Детство – Пресс» Санкт Пе-тербург 2000 г.
2. Т. И. Ерофеева «Математика для дошкольника». Москва 2000 г.
3. А. А. Смоленцева, О. В. Пустовойт «Математика до школы». «Детство – Пресс» Санкт Петербург 2001 г.
4. Программа «Детство» Т. Н. Бабаева, З. А. Михайлова и др. «Детство – Пресс» Санкт Петербург 2004 г.
5. «Методические советы к программе «Детство» под ред. Т. Н. Бабаевой, З. А. Михайло-вой «Детство – Пресс» Санкт Петербург 2001 г.
6. «Готовимся к аттестации» под ред. С. Д. Ермолаева «Детство – Пресс» Санкт Петер-бург 2000 г.
7. «Математика от 3 до 7». Сост. Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. «Детство – Пресс» Санкт Петербург 1998 г.