Ольга Губарева
Использование музыкальной терапии в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «Музыкальная терапия» переводится как лечение при помощи музыки.
Музыкотерапия – это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.
Для эмоционально-эстетической сферы современных дошкольников характерны : снижение эмоционального тона, усиление негативных проявлений, спад в развитии эстетических эмоций и чувств.
Публикация «Использование музыкальной терапии в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Своевременное обеспечение детей подходящими для них коррекционно- развивающими программами позволило бы предотвратить отклонения в поведении, способствовало бы формированию адекватных сторон личности ребенка.
Возникает необходимость поиска в работе с детьми методов системного характера, влияющих не только на отдельные психические процессы, но и на личностные структура в целом. Одним из таких методов является музыкотерапия как средство гармонизации и развития психики, оздоровления личности ребенка.
Психологическое воздействие музыки проявляется в ее влиянии на эмоционально-личностную сферу, при этом музыка выполняет релаксационную. Регулирующую, катарсистическую функции.
Крупнейшие древнегреческие философы Пифагор, Платон, Аристотель указывали на лечебные свойства музыка, ее способность устанавливать гармонию в состоянии человека. В трудах Пифагора музыка описывается как источник успокаивающих, умиротворяющих эмоциональных состояний. Аристотель подчеркивал, что музыка посредством катарсиса освобождает человека от травмирующих психику переживаний.
Музыкотерапия широко применялась в Древнем Китае в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. В Древней Индии музыкотерапия основывалась на идее единства Вселенной и законах ритма, воздействующих на духовную сущность человека.
В настоящее время в России музыкотерапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях, в различных направлениях медицины, психологии и педагогики.
Музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать оказывает влияние на состояние ребенка. Не вызывает сомнения тот факт, что музыкальное воспитание нужно начинать в раннем дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений с трудом восполнимо впоследствии. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей.
Механизм влияния музыки на человека сводится к следующему. Музыкальный звук – это акустический сигнал, имеющий волновую структуру. Воздействуя на клетки живого организма, он изменяет их активность. Звук влияет на электропроводимость клеточных структур, а также на их электромеханическую активность. Музыка становится синхронизатором ритмов организма с ритмами окружающей среды. Л. И. Глазунова выделила пять уровней влияния музыки на человека; психофизиологический, интеллектуальный, личностно-творческий, социальный.
Музыка, доставляющая человеку удовольствие. Способствует нормализации артериального давления, улучшает работу сердца и сосудов. Раздражающая музыка действует на эти функции организма отрицательно.
В современных условиях появилась острая необходимость в использовании всех педагогических резервов для физического и духовного становления личности. И музыка в этом процессе обладает огромным оздоровительным потенциалом и возможностью воздействия на духовное развитие ребенка.
Оздоровительная функция музыки проявляется во всех видах музыкальной деятельности детей : восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах.
Активная музыкотерапия может быть как индивидуальной, так и групповой. Музыкотерапия включает музыкальное сопровождение режимных моментов, засыпание детей, а также оформление фона занятий.
Гуманистический подход к современному образованию требует от психологов и педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка. Внутренний мир ребенка сложен и многообразен, поэтому необходимо помочь детям увидеть. Услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать сое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье. Средством, способным решить все эти задачи. Является искусство. На основании этого в педагогической теории и практике используется музыкотерапия как направление. Связанное с воздействием разных средств искусства на человека.