Папки-передвижки

Использование интерактивных форм в урочной и внеурочной деятельности, способствующих повышению читательской активности

Вера Бухгольц
Использование интерактивных форм в урочной и внеурочной деятельности, способствующих повышению читательской активности
▼ Скачать + Заказать документы

Современные дети очень мало читают. А зачем? Ведь мир телевидения, интернета поглощает детей. Дети просто растворяются в различных гаджетах. В результате наблюдается низкий уровень культуры чтения, в связи с этим дети испытывают трудности в обучении, наблюдаются проблемы в развитии логического мышления, воображения. Дети не могут анализировать тексты, не могут сформировать плана действий. Но в настоящее время, в период введения новых образовательных стандартов, возрастают требования к читательской деятельности и культуре речи человека. В детях следует развивать читательскую самостоятельность. А что же это такое? Учить всех детей сознательно, самостоятельно, избирательно читать книги в школьные годы, а главное, затем, в дальнейшей жизни, чтобы они хотели и умели непрерывно пополнять свое образование с наименьшей затратой сил добывать недостающие знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации - залог успешности в любой деятельности. Среди различных путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке.

Публикация «Использование интерактивных форм в урочной и внеурочной деятельности, способствующих повышению читательской активности» размещена в разделах

В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Он означает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.

Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.

Использование методов интерактивного обучения позволяет учителю подготовить учащихся к повседневной жизни и развить их личность, а, следовательно, способствует реализации всех поставленных задач.

Хочу представить творческие виды работ:

краткий пересказ;

пересказ с изменением лица рассказчика;

пересказ от одного из персонажей, чтобы успешно справиться с таким заданием, ученик должен войти в роль героя рассказа, взглянуть на события его глазами; передача прочитанного по ролям;

инсценировка;

иллюстрирование прочитанного (словесное, графическое);

экранизация;

подбор рифмы к словам,

сочинение сказок, рассказов;

метод проверки домашнего задания (дети самостоятельно проверяют друг у друга домашнее задание, причём дифференцированно распределяют роли); традиционные игры (узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, "хитрые" вопросы по прочитанным книгам, викторины, кроссворды, отгадывание имен литературных героев, фамилий писателей, названий книг и произведений по серии вопросов, отгадывание героев и книг по описанию); литературные игры.

Эффективно в работе с информацией использовать приёмы технологии критического мышления.

Так4ая работа как «Чтение с пометами» развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции, развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению. Приемы активизации ранее полученных знаний:

• Прием «Ассоциация» Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: - О чем может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «---»? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске.

• Прием «Ключевые слова» После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.

• Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех «Да - нетка» учит: 1. связывать разрозненные факты в единую картину; 2. систематизировать уже имеющуюся информацию; 3. слушать и слышать соучеников. Приемы графической организации учебного материала:

• Прием «Составление кластера» Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – стимулирование мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили

• Прием «Перепутанные логические цепочки» На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.

Приемы, требующие творчества учащихся:

Прием «Синквэйн» и «Диаманта»

Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т. к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке. В своем классе использую два алгоритма написания таких стихотворений.

Прием «Цветопись» Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

Прием «Пятиминутное эссе» Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочьученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Методы и приемы, используемые при групповой работе: Прием «Учебный мозговой штурм». Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

Прием «Письмо по кругу»

Предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.

Особо хочется остановиться на приёме «составление литературной карты». Урок идёт по основным, но необходимо повторить структуру литературной карты. Работа в группах:

1 группа: ищет начало (вступление) и конец (заключение) произведения. Вспоминает жанр, тип речи, тему и идею. Сравнивает заголовок с темой и идеей.

2 группа: ищет завязку, развитие событий. Выстраивает линию появления новых героев.

3 группа: ищет кульминацию и готовит ее для чтения по ролям.

4 группа: ищет развязку событий, вывод.

5 группа: дает характеристику главному герою по плану.

Представление работы групп у доски и составление общей литературной карты. Самооценка группой своей деятельности. Коррекция ошибок. Идея данного подхода – это «алгоритм - кластер - модель», что всегда помогает улучшать получаемую информацию через её структурирование.

Выделяются следующие уровни читательской самостоятельности младших школьников:

Высокий уровень,Выше среднего, Средний, Низкий.

Важным в развитии памяти, связной речи, в повышении мотивации к чтению книг является ведение «Читательского дневника» учащимися, в котором они записывают не только название книги и автора, но и передают основное содержание прочитанного, что в свою очередь развивает навыки грамотного письма и каллиграфии.

Покажу на примере применение интерактивных методовы обучения, на уроках литературного чтения, на примере всем известной сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Работаем в 3 группах

Технология «Мозговой штурм»

- Какие бывают сказки?

Сказки бывают разных видов. ( НА СЛАЙДЕ: БЫТОВЫЕ (Люди, фантастические существа. Животные чаще являются помощниками сказочных героев, ВОЛШЕБНЫЕ (Люди, побеждающие зло, благодаря смекалке, мужеству и хитрости, О ЖИВОТНЫХ (Животные, растения, объекты неживой природы).

Задание: Ваша задача в группе обсудить и назвать характерные черты каждого вида сказок.

Выслушиваются ответы (спрашиваю по группам).

ПРОВЕРКА:

Технология «Словесные ассоциации»+ групповая работа 4 гр

В бытовых сказках много слов, которые устарели и вышли из употребления, не соответствуют сегодняшнему времени.

Задание (работаем в группах) : В тексте сказки встречаются такие слова как «невод», «корыто», «землянка», «светёлка». Ребятам предлагается обсудить в группе и объяснить значение слова. (У каждой группы напечатано на листочке своё слово: 1 землянка, 2 невод,3 корыто, 4 светёлка).

Технология «Общая дискуссия»

Вопрос:

1. Сколько раз менялось море? Как в сказке отзывалось море на жадность старухи? Пять: разыгралось – помутнилось – неспокойно –почернело - на море чёрная буря

2. Установите очередность рисунков?

Технология «Воспроизведение информации»

Задание: Работаем в группе

1. Поставь картинки в логическом порядке. Озаглавьте предложенную вам иллюстрацию.

2. Придумайте по 2 интересных вопроса к иллюстрации.

ВЫСТУПЛЕНИЕ КОМАНД

Технология «Ролевая игра»

У вас 2 минуты на подготовку. Перескажите по ролям фрагмент сказки с опорой на иллюстрацию.

Технология «Незаконченное предложение»

Технология «Поиск соответствий»

Задание: две команды мальчики и девочки

1. Выберите имена прилагательные характеризующие черты характера главных героев.

2. Опишите героя используя эти имена прилагательные.

Технология «Ключевой момент».

Задание: Из списка выберите пословицу, которая подходит к нашей сказке и объясните почему. ( Ответ: Много захочешь – последнее потеряешь или Ненасытному всё мало.

Внеклассная деятельность способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

Считаю, что эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий, работы с учреждениями культуры, работы с родителями.

Хочу с вами поделиться опытом работы, которую я провожу с ребятами своего класса.

Уже много лет стало традицией в течение учебного года в детской библиотеке проводить «Библиотечные уроки», которые проводят творческие библиотекари. Знакомство с библиотечными уроками у нас начинается с 1 класса, когда дети еще даже не умеют читать. С ребятами проводятся беседы о правилах пользования библиотекой, о бережном отношении к книге, знакомятся с писателями и поэтами, их произведениями.

Беседы, литературные викторины знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрение информационных технологий воспитывают настоящего читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.

Занятия в библиотеке учат добру, вежливости. Они делают детей мудрыми и воспитанными, а главное - прививают навык чтения.

Внеклассная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса, как одна из форм организации досуга.

В своей практике часто использую следующие формы работы с учреждениями культуры:

- экскурсии в музеи, посещение выставок,

- библиотечные часы, проводимые в нашей сельской библиотеке.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Можно использовать следующие формы работы с родителями :

коллективная (родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник);

групповая (тематическая консультация);

индивидуальная (консультация).

Работая в рамках реализации ФГОС внеурочной деятельности необходимо помнить о некоторых правилах организации интерактивного обучения

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики).

Правило второе. Надо помнить о психологической подготовке участников. В этой связи внеурочные занятия помогают детям почувствовать себя более комфортно.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости.

Правило четвертое. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами для учеников должен быть создан физический комфорт.

Интерактивные методы можно применять во внеклассной работе используя активные методы обучения. Это могут быть работа в парах, малых группах, мозговой штурм, использование вопросов и др. Затем, после освоения учащимися этих методов, можно использовать более сложные : обучающийся в роли учителя, каждый учит каждого, обоснование своей позиции, дебаты, кейс-метод и др.

Во внеурочной деятельности мы используем следующие Технологии интерактивного обучения.

1)Работа в парах.

2)Ротационные (сменные) тройки.

3)Карусель.

4)Работа в малых группах.

5)Аквариум.

6)Незаконченное предложение.

7)Мозговой штурм.

8)Броуновское движение.

9)Дерево решений.

10)Суд от своего имени.

11)Гражданские слушания.

12)Ролевая (деловая) игра.

13)Метод пресс.

14)Займи позицию.

15)Дискуссия.

16)Дебаты.

Работа в парах

(удобно использовать, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них)

Карусель *

( когда образуется 2 кольца: внутреннее и внешнее.

Внутреннее кольцо – это неподвижно сидящие ученики, а внешнее - ученики, меняющиеся каждые 30 секунд или 1 минуту.)

Аквариум

(несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют)

Броуновское движение*

(предполагает движение учеников по классу с целью сбора информации, которая может служить основой для монологического высказывания и закрепления такой сложной грамматической темы, как глаголы в 3-м лице единственного числа);

Снежный ком;

Ролевая (деловая игра);Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.

Существует огромное количество форм ролевых игр используемых во внеурочной деятельности :

- заочное путешествие

- пресс-конференция

- круглый стол

- телемост

- экскурсия

- сказка

- репортаж

- клуб по интересам

Дерево решений;

(класс делится на 3 - 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своём «дереве» (лист ватмана, потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои решения.);

Займи позицию (учителем зачитывается какое – либо утверждение и ученики должны подойти к плакату, прикрепив к нему слова «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию)

«Ковер идей». Это один из приёмов решения проблемы.

Учащиеся делятся на 3-4 группы.

На первом этапе происходит понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос. Для записи ответов каждая группа получает альбомные листы. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на альбомных листах, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».

На втором этапе идет поиск решений. Что можно изменить? Что сделать, чтобы учиться было легче? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.

На третьем этапе происходит индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию? Что я могу сделать, чтобы учиться стало легче? Каждый ученик записывает своё мнение на маленьком цветном листочке бумаги и прикрепляет его на плакат.

И четвёртый этап – это оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу сделать для решения проблемы и что постараюсь сделать. 5

«Выяснение ожиданий и опасений». Еще один из активных приемов, который мы используемый нами во внеурочной работе для того, чтобы снять напряжение, страхи и неуверенность перед каким-то событием – экскурсия, праздник, контрольная работа и т. д. Заключается он в следующем: ребятам выдаются фигурки (они могут быть разной формы, на одной половине записывается ожидаемые положительные впечатления, на второй – страхи. После события возвращаемся к этим фигуркам, и, если хорошие ожидания сбылись – раскрашиваем фигурки, если страхи сбылись, оставляем белым, если нет – тоже раскрашиваем. 3, 17

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

Используем, чтобы снять агрессию между классами и внутри отдельного класса. На параллели проводим совместные мероприятия, но делим команды не по классам, а «вперемешку» на 4 команды (в командах ученики из разных классов). Таким образом, выигрывают команды, а не классы. Чаще всего игра сводится к ничьей или победе по номинациям.

Таким образом, использование интерактивных методов многое дает участникам образовательного процесса:

для каждого ученика:

- осознание включенности в общую работу;

- развитие ребенка как личности;

- становление активной позиции в учебной (и иной) деятельности.

учебной группе:

- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации.

классу:

- формирование классного коллектива;

- повышение познавательной активности класса.

Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом, интерактивное творчество учителя и учащихся безгранично. Важно только умело направить его для достижения образовательных целей решения дидактических задач. Таким образом, технологии интерактивного обучения – это, несомненно, интересное, творческое и перспективное направление в методике преподавания.

В заключении отметим, что внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, которая способствует расширению образовательного пространства и создаёт дополнительные условия для развития учащихся, обеспечивая сопровождение, поддержку на этапах адаптации и обогащение социального опыта у учащихся путем переживания жизненных ситуаций.

Заключение

Исходя из вышеизложенного среди главных преимуществ применения интерактивных методов во внеурочной деятельности можно назвать личностно-ориентированный подход в обучении, коллективное обучение, обучение в сотрудничестве, в которых и обучающиеся и педагог являются субъектами учебного процесса. Приобретение учащимися опыта нахождения решения, который основывается не только на его собственном опыте, но и на опыте других людей. Высокая степень мотивации, акцент на деятельность, практику.

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, и веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Задатки в души молодые,

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться.

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!

Ф. И. Тютчев

Публикации по теме:

Создание условий для читательской деятельности дошкольников Детство-время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний, самых удивительных — первых — встреч с этим миром. Неотделимой частью.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности в школе VIII вида В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание играет особую роль в формировании личности школьника. Только чувство патриотизма.

Использование интерактивных форм обучения как средства социализации личности Итигечева Мария Александровна преподаватель ГПОУ Юргинский технологический колледж, г. Юрга, Кемеровская область ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ.

Использование интерактивных игр в организованной деятельности детей для развития способности к мыслительному анализу (1слайд) Современные дети с самого рождения сталкиваются с компьютерами и игровыми приставками. Они становятся эрудированными, любознательными,.

Конспект НОД по развитию физических качеств и повышению двигательной активности у детей от 2-х до 3-х лет «Прогулка в лес» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №9 «Радужка» комбинированного вида»г. Волхов Конспект непосредственно.

Консультация для педагогов «Использование игровых приемов как средство творческой активности в изобразительной деятельности» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В обучении детей дошкольного возраста большое.

План по самообразованию «Развитие речевой активности детей через использование всех видов детской деятельности» План работы по самообразованию «развитие речевой активности детей через использование всех видов деятельности» Сроки: 2017-2018 уч/год.

Проект «Использование малых форм фольклора в образовательной деятельности в первой младшей группе» Проект «Использование малых форм фольклора в образовательной деятельности в первой младшей группе» Актуальность: Актуальность использования.

Рекомендации для родителей по повышению двигательной активности Роль семьи в обеспечении двигательной активности детей ранн Рекомендации для родителей по повышению двигательной активности «Роль семьи в обеспечении двигательной активности детей раннего возраста».

Использование интерактивных технологий в работе с воспитателями ДОУ Статья по теме самообразования «Использование интерактивных технологий в работе с воспитателями ДОУ» Информационно-коммуникационные технологии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование интерактивных форм в урочной и внеурочной деятельности, способствующих повышению читательской активности
Опубликовано: 9 ноября 2018 в 19:11
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование интерактивных форм в урочной и внеурочной деятельности, способствующих повышению читательской активности» (включая файлы) размещена пользователем Вера Бухгольц в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД