Марина Николаевна Cеченых
Использование сказки в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В «Сказке о золотом петушке» А. С. Пушкина есть слова, в которых заключается глубокий смысл и значение сказок : «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» [6]. Сказка не даёт прямых наставле-ний, но в ее содержании всегда заложен ка-кой-то урок. Сказки помогают нам с ранних лет понимать, что добро – это хорошо, а зло – это плохо, учат быть добрым и смелым, верить в свои силы, преодолевать трудности, любить труд, защищать слабых. Говоря иными словами, любая сказка учит жить. И еще один немаловажный момент – в сказке всегда хороший конец: побеждает тот, кто любит людей, помогает слабым, уважает старших и родителей.
Публикация «Использование сказки в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Ребенок очень рано начинает пони-мать разницу между тем, «что такое хорошо и что такое плохо», легко отличает добро от зла, жадность от щедрости и т. д. Но сталки-ваясь в реальной жизни с необходимостью соблюдать моральные нормы, например, поделиться со сверстником игрушкой или лакомством, он часто поступает совсем на-оборот, а попытки взрослого указать на не-справедливость ребенка встречают отпор со стороны последнего. С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объеди-нить взрослого и ребенка, дать им возмож-ность понять друг друга. Цель воспитателей – дать ребенку необходимую гамму пережи-ваний, создать особенное, ни с чем не срав-нимое настроение, вызвать добрые и серьёз-ные чувства через восприятие сказок. Сде-лать так чтобы сказка была средством эмо-ционального погружения ребенка в новую область знания.
Эмоционально погружая ребенка в какую-либо тему, воспитатели дают общее ведение того нового знания, которым будет овладевать ребенок, постепенно шаг за ша-гом со своими новыми друзьями – сказоч-ными героями. Сказочную форму необхо-димо использовать для интеграции личности ребенка; психоречевого развития; совершен-ствования вербального языка; развития уме-ния слушать окружающий мир, людей в нём и себя; развития социально-эмоционального поведения каждого ребенка; развития креа-тивного мышления, фантазии, воображения эмпатии ребенка; расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окру-жающим миром; для развития сенсомотори-ки как базы для развития речи, интеллекта; развития творческих способностей ребенка.
Воспитателю важно не читать, а рас-сказывать, так как необходимо видеть лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изме-няются в процессе слушания. Наблюдая за ребенком, можно заметить, какие моменты его взволновали.
По отношению ребенка к рассказы-ваемому можно определить те или иные психологические проблемы, понять, что волнует ребенка в данный момент его жиз-ни. По мере развития сюжета сопережива-ния героям у детей усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Этот про-цесс вызывает у многих детей необходи-мость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками. Не сле-дует делать детям замечания, призывать си-деть тихо. Это может помешать им полно-ценно переживать события сказки и замас-кирует многие эмоциональные оценки. Ко-гда дети ведут себя активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и направленность чувств обычно не вызывает сомнений [1].
Целесообразно использовать элементы кукольного театра. Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, нужно преобразовывать сложные ситуации педагогические задачи, подводить к решению проблемы. Дети в месте с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ним или соглашаются предлагают свои решения.
Для ребенка дошкольного возраста наиболее важная информация для развития и социализации должна быть передана через яркие образы. Лучше всего эту роль выпол-няют сказочные и мифологические истории, которые использовали еще наши предки, занимаясь воспитанием детей. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохра-няли малышей от «напастей», учили их жиз-ни. Это сегодня, опираясь на многовековой педагогический опыт, мы говорим, что по-добные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии.
Сказкотерапия – это система разви-тия эмоционального интеллекта, с использо-ванием различных методов развивается са-мосознание, саморегуляция, социальная чуткость и способность управлять отноше-ниями.
К тому же сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка до-школьного возраста :
Потребность в автономности. В каж-дой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на собственные силы.
Потребность в знаниях и опыте. Ге-рой оказывается способным преодолевать самые невероятные препятствия.
Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помога-ет, с кем-то борется, от кого-то убегает.
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование цело-го ряда качеств личности: ребенок учится проявлению доброты, внимания, сочувствия, сопереживания; овладевает способностью замечать изменения настроения, эмоцио-нального состояния другого; учиться выби-рать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми.
Работа с детьми с использованием методов сказкотерапии строится либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов [2].
Присутствие ритуала входа (и выхо-да) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической ситуации в обыденную. Ча-ще всего используются манипуляции с вол-шебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, проговаривание волшеб-ных заклинаний.
Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она бы-ла отражена во всех видах деятельности ре-бенка, чтобы он жил в ней какое- то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать творческий по-тенциал детей дошкольного возраста.
Сказочные образы дают определен-ные сведения об окружающем мире, то есть обладают познавательными значениями. Нужно пробудить у детей национальное са-мосознание дать ощутить им национальный идеал, почувствовать себя как бы приемни-ками славы русских богатырей. Много ин-формации содержат детские рисунки, вы-полненные после прослушивания сказки, просмотра спектакля. Внимательно всмат-риваясь в них, анализируя их тематику, со-держание, характер изображения, средство выразительности и так далее, можно узнать, кто из героев сказки вызвал у детей наи-больший эмоциональный отклик, понравил-ся больше всех; каким представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж и так далее [5].
Таким образом, сказка, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная на «театральных подмостках» детского сада, может стать сильным эмоциональным сти-мулом, источником новых художественных впечатлений детей. Чем интенсивнее эмо-циональное воздействие, которое сказка производит на детей, тем интереснее и раз-нообразнее их рисунки.
В работу по ознакомлению со сказ-кой, можно и даже нужно вовлечь и родите-лей. Родители вместе с детьми придумывают сказки, рисуют к ним иллюстрации. Совме-стное творчество родителей с детьми созда-ет атмосферу доверия, свободы общения, удовлетворенности и т. д.
Особое значение для развития процесса воображения имеют сюжетно-ролевые игры. Сказка и игра – самый верный и короткий путь к детскому разуму и сердцу. С помощью игры и сказки значительно легче привить ребенку определенные навыки, научить ладить с другими детьми и взрослыми.
Руководство воспитателя во время игры, как правило, не носит обучающего характера. Дети активно погружаются в иг-ровую атмосферу, в мир сказок, где импро-визационное творчество воспитателя и ре-бенка неизбежно.
Современные родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по суще-ству принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физиче-ски, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего разви-тие внутренней жизни, питание его эмоцио-нальной сферы, чувств.
Велики возможности сказки для гар-монизации эмоциональной сферы и коррек-ции поведения ребенка дошкольного возрас-та. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нрав-ственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все вре-мена сказка способствовала развитию пози-тивных межличностных отношений, соци-альных умений и навыков поведения, а так-же нравственных качеств личности ребенка, которые определяют внутренний мир ребен-ка.
Сказка является одним из самых дос-тупных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влия-ние сказок на духовно-нравственное разви-тие детей дошкольного возраста заключает-ся в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социаль-ных эмоций, и осуществляется последова-тельный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в по-ведении ребенка [4].
Восприятие сказки оказывает силь-ное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой соз-дает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ре-бенка, способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нрав-ственных качеств личности ребенка, кото-рые определяют его внутренний мир.
В настоящее время сказка, как и дру-гие ценности традиционной культуры, за-метно утратила свое предназначение. Одно-временно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль ба-бушек в воспитании внуков. В любое время совместное чтение сказок дает много и ма-ленькому, и взрослому человеку помогают им сблизиться душой.
Роль детских сказок не ограничива-ется только приятным время препровожде-нием. По словам философа и педагога И. А. Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического – чувство испытания, опасности, усилия и по-беды: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое виде-ние, своё страдание, свой юмор и свою муд-рость» [3].
Формируя нравственные представ-ления у ребёнка в старшем дошкольном воз-расте, мы обеспечиваем становление в бу-дущем такой личности, которая будет соче-тать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чис-тоту. Основной целью воспитания, основан-ной на выбранном нами приоритете общече-ловеческих ценностей, является формирова-ние чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Литература
1. Белобрыкина О. А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина – М., 2011.
2. Зимина И. Народная сказка в системе вос-питания дошкольников // Дошкольное вос-питание. – 2005. – № 1. – С. 18-28.
3. Ильин И. А. Духовный смысл сказки. / И. А. Ильин – М. : Искусство, 1993.
4. Пидручная С. Сказки – за безопасность детей // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 2. – С. 124-127.
5. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // До-школьное воспитание. – 2009. – № 5. – С. 24-28.
6. Пушкин А. С. Сказки. / А. С. Пушкин. – М. : Детгиз, 1996.– 128 с.