Наталья Москвитина
Использование интерактивной доски в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Москвитина Н. В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВЕВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
На протяжении многих лет проблема изучения общего недоразвития речи различного генеза является объектом внимания многих исследователей. Этой проблемой занимались ведущие учё ные в области логопедии: Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. И. Жаренкова, Л. Н. Ефименкова, С. Ф. Спирова, Н. С. Жукова, С. Ф. Иваненко, С. А. Миронова, Т. Б. Филичева и многие другие исследователи.
Публикация «Использование интерактивной доски в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда» размещена в разделах
В последние годы увеличивается число детей с нарушениями речи, в связи с этим, возникает необходимость поиска наиболее эффективного способа обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разнообразными нетрадиционными методами и приёмами поддерживает познавательную активность, предотвращает утомление, повышает качество логопедической роботы в целом.
Внедрение мультимедийных технологий, в наше время являются обязательными условиями в образовательном процессе дошкольников. Вместе с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а так же Федеральной образовательной программой дошкольного образования к оснащению и оборудованию, кабинетов и залов техническими средствами обучения. Так же, возможно использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждение.
Информация образовательного пространства включает в себя оснащение его современными информационными- технологиями, которые представляют собой тот широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг, позволяющие в полной мере реализовать обучение для повышения мотивации детей к получению и усвоению новых знаний. Современные дошкольники – это дети «нового времени», своеобразным мышлением, со своим мировосприятием, отношением к окружающим. Современные дети довольно быстро на интуитивно уровне осваивают разнообразные технические гаджеты, такие как телефон, планшет, интерактивная песочница, умное зеркало, интерактивный пол, интерактивный стол, интерактивная доска и т. д.
Одним из таких технических гаджетов в детском саду, возможна интерактивная доска. Она является удобным инструментом и «помощником» для организации образовательного процесса с детьми, а также для работы с родителями воспитанников, для проведения совместных проектов, родительских собраний, семинаров.
Интерактивные доски представляют собой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую водят компьютер и проектор. Доска очень проста в управлении, и дети с большим удовольствием и лёгкостью начинают осваивать работу на ней. Все манипуляции интуитивно понятны, берём маркер – пишем, рукой - передвигаем объекты, берём ластик – стираем. Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами, а также сохранять все сделанные записи. Эргономичный дизайн доски, а также лотка, маркеров и ластика максимально удобен для детей старшего дошкольного возраста. Большая площадь поверхности доски превращает совместную деятельность с детьми в увлекательную и динамичную игру. Используя крупные, яркие изображения, передвигая буквы, составляя слова и передвижения оперируя различными объектами просто пальцами, ребята становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения
В этом случае старшие дошкольники воспринимают информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения. Весь материал для работы с интерактивной доской в ДОУ подбирается согласно перспективному тематическому плану.
Компьютерные технологии принимаются на логопедических занятиях при коррекции нарушение звукопроизношении, лексики и грамматики, связной речи. Для этого создания информационно-практический материал, включающий разнообразные компьютерные программы «Учимся говорить правильно» и др., обучающие и развивающие игры, научные и практические мультимедийные презентации, которые можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей воспитанников с речевыми нарушениями, игровые упражнения и задания.
Преимущества использования интерактивной доски появляются в возможности переноса изображений на интерактивную доску и демонстрация с большим масштабом увеличения. Большой размер экрана делает возможной работу с подгруппой детей или группой детей дошкольного возраста. Возможность передвигать, добавлять, удалять, останавливать на интерактивной доске позволяют наглядно моделировать ситуацию. Красивые рисунки, объёмное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала – все это в совокупность делает учебную деятельность привлекательность, способностей повышению мотивационной готовности дошкольников к логопедическим занятиям.
Разработка задний с использованием интерактивной доски – достаточно сложный и трудоёмкий процесс. Интерактивная доска позволяет использовать как стандартное программное обеспечение, водящие в состав комплектации интерактивной доски, так и тематические презентации, чистоговорки-пропевки на все звуки, физминутки и динамические паузы, видеоролики для профилактики нарушения зрения (зрительная гимнастика, компьютерные игры и т. д.
Использовать интерактивную доску можно при проведении групповой и подгрупповой работы с детьми :
-при выполнении упражнения артикуляционной гимнастики;
При проведении непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте:
-знакомится с буквами и звуками;
-дети вписывают недостающие буквы в словах;
-разгадывать кроссворды, ребусы;
-осуществляют звуковой анализ слогов и слов посредством передвижения квадратов соответствующих цветов;
-подбирают и группируют картинки на заданный звук;
-читают слоговые таблицы и схемы, слова, предложения;
-определяют наличие заданного звука в слове, соединяя линией картину с нужным символом;
-подбирают картинки по первому слогу;
При развитии связанной речи и формировании лексико-грамматических категорий:
-можно предоставлять демонстрационный материал в большом размере с хорошим графическим разрешением;
-дети устанавливают последовательность картинок при составлении рассказов, пересказов;
-при работе с предлогами дети перемещают объект на рабочем пространстве доски в соответствии с заданием и т. д.
-можно использовать момент «закрытой ширмы» для организации сюрпризного момент;
При развитии психологической базы речи:
-дети выделяют «четвёртый лишний», классифицируют, соединяют и группируют, перемещая рукой объекты;
- подбирают предметы по форме.
Использование интерактивной доски во многом расширяют вариативность способов работы с детьми, в значительной мере повышая интерес к выполнению заданий, побуждает к активной деятельности, являясь при этом другом и помощником. Когда ребёнок при выполнении задания касается доски, она как бы «откликается» на его прикосновения, словно живая.
Дошкольникам очень нравится новизна такой работы, они хотят снова и снова взаимодействовать с доской, наперегонки стараются отвечать и выполнять действия. Они с необыкновенной лёгкостью овладевают способами работы с различными электронными навыками, но при всём интересе необходимо, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению. Для того, что бы не было зависимости, доску используем только как один из приёмов в образовательной деятельности дошкольников. Доска не должна быть использована как демонстрационный материал в течение всего занятия. Деятельность с использованием интерактивной доски нужно проводить на основании рекомендаций СанПиН СП-2.4.3648-20 требования к интерактивному оборудованию с 01.01.2021г., соблюдая условия для сбережения здоровья дошкольников. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 65 дюймов (165,1 см). Должна быть активная поверхность интерактивной доски матовой. На интерактивной доске не должна быть зон, недоступных для работы. Интерактивная доска должна быть распложена по центру фронтальной стены помещения.
Проекторы:
Проектор интерактивной доски должно быть размещен так, чтобы исключить для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта.
Отметим, что проектор для интерактивных досок обычно используют один из двух видов :
- короткофокусные - располагаются на расстоянии 70-120см от стены (доски)
- ультракороткофокусные - монтируются непосредственно на стену, над доской.
Общее продолжительное время работы интерактивной доски на занятии не должна превышать для детей до 5-7лет – 5-7минут. Занятия с использованием интерактивных досок в возрастных группах до 5 лет не проводятся. Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных электронных систем обучения (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.
Интерактивные доски является удобным инструментом, как в организации образовательного процесса, так и в работе с дошкольниками это очень важный фактор;
-повысить мотивацию для исправления недостатков речи детей, а в работе с дошкольниками это очень важный фактор;
-повысить качество обучения детей с нарушениями речи за счёт сочетания традиционных и компьютерных методов организации учебной деятельности;
-предоставлять информацию в различной форме (текст, графика, аудио, видео, анимация и т. д., что обеспечивает максимальную наглядность изучаемого материала;
-мобилизовать внимания детей;
-развивать психологическую базу речи: восприятие, внимание, мышление за счёт повышения уровня наглядности;
-использовать различные цифровые образовательные ресурсы (Microsoft Power Point, WizTeach, Qwizdom Oktopus, RM EasiTeach Next Generation, Phet Interactive Simulatoins, наиболее универсальной является SMART Notebook);
- раскрыть большие возможности для творческой реализации в профессиональной деятельности;
-проводить образовательную деятельную деятельность на высоком методическом уровне;
- обеспечить психологический комфорт на занятиях;
- оптимизировать работу с родителями воспитанников.
Таким образом, интерактивная доска в коррекционной работе с детьми с нарушением речи выступает не только в качестве наглядного пособия, но и помогает создать такие условия, для развития детей, при помощи которых раскрываются возможности дошкольников, ребята начинают «выходить» на более высокий уровень мышления.
Использование информационных технологий в коррекционно-образовательной деятельности оказывает положительное влияние и позволяет расширить собственные творческие возможности на различные стороны психического развития дошкольниками с нарушениями речи. Проведение занятий с мультимедийными установками позволяет, освоит детям даже абстрагированные занятия, активно использовать их в различно жизненно важных ситуациях.
В целом интерактивная доска позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивать разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребёнка к школе.