Костромина Елена Анатольевна
Использование интерактивного стола в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста группы «Особый ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование интерактивного стола
в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста группы «Особый ребёнок»»
Слайд 1
Мы уже давно осознали, что функционирование современной системы образования без внедрения информационных технологий невозможно. Информационный век делает актуальной интеграцию ИКТ в образовании, так как такая интеграция способствует эффективному решению проблемы поиска баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения.
Публикация «Использование интерактивного стола в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста группы „Особый ребёнок“» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Слайд 2
С каждым годом количество детей с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья, поступающих в дошкольные учреждения города, увеличивается. Причём диагнозы, с которыми поступают ребята, становятся более сложными. Для детей с ОВЗ характерны не только быстрая истощаемость внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, но и снижение внешней мотивации познавательной деятельности.
Слайд 3
Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда зачастую бывает снижение познавательного интереса, нежелание посещать занятия, повышение утомляемости.
Слайд 4
Чтобы заинтересовать детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные коррекционные программы, новые методы и технологии, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.
Известно, что использование интерактивных технологий в коррекционной работе предотвращает утомление детей с ОВЗ, увеличивает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Слайд 5
Интерактивный стол — это компьютер с мультимедийным -экраном. Существует множество приложений для разных целей и уровней обучения.
Интерактивный стол - оборудование, предназначенное для использования в детских садах и начальной школе. Интерактивный стол- уникальное решение для дошкольного образования. Стол полностью соответствует стандартам ФГОС и позволяет реализовывать все возможности интерактивных средств обучения, начиная с подготовки и проведения индивидуальных и групповых занятий и заканчивая закреплением и контролем качества усвоения полученных знаний.
Слайд 6
Цель: создание условий для проведения развивающих интерактивных занятий по всестороннему развитию и коррекции речи детей с ограниченными возможностями здоровья
Задачи:
1. Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи.
2. Формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности.
3. Развитие психических функций, развитие знаковой функции сознания.
4. Формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности.
Слайд 7
Задачи при использовании интерактивного стола в логопедической работе :
-развитие звукопроизношения;
-развитие артикуляционной моторикой;
-развитие просодических компонентов речи;
-развитие фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
-развитие лексико-грамматических средств языка;
-развитие мелкой моторикой;
-развитие связной речи.
Слайд 8.
Задания программы направлены на развитие речи, коммуникативных навыков, социализации и могут быть использованы логопедами, дефектологами (детских садов и школ, а также воспитателями логопедических групп детского сада. Разделы компьютерной программы «Карусель заданий» : Мелкая моторика; Неречевые звуки; Фонематическое восприятие; Фонематический анализ и синтез; Автоматизация звуков в слогах; Автоматизация звуков в словах; Автоматизация звуков в предложениях; Дифференциация звуков в словах;
Лексика: обобщающие понятия, антонимы;
Развитие грамматического строя речи:
словообразование: «Назови ласково», «Детёныши животных»;
словоизменение: образование падежных форм, единственного и множественного числа существительных, прилагательных, предлоги;
Связная речь: «Перескажи рассказ»;
Мелкая моторика: «Сложи пазл».
Слайд 9
Программное обеспечение интерактивного стола позволяет специалисту выбирать удобную форму проведения занятий от индивидуальной до подгрупповой. Кроме того, при подгрупповой работе, логопед так же имеет в арсенале разнообразные варианты предъявления заданий:
Индивидуальный — каждый ребенок подгруппы выполняет задание самостоятельно в своей рабочей области (максимально может быть 6 индивидуальных полей).
Командный — задание предъявляется двум командам детей, экран стола в этом случае разделен на две зоны, материал по-прежнему хорошо виден каждому ребенку.
Коллективный — задание предъявляется в полноэкранном режиме. Во всех этих случаях на занятиях актуализируются коммуникативные навыки, опыт командной работы, при необходимости на занятии может присутствовать соревновательный компонент. Программное обеспечение и конструкция стола позволяют проводить занятия в подгруппах от двух до шести детей.
Слайд 10
Программа «Первослов» - это набор игр для коррекционных занятий с детьми, которые идеально подходят для детей группы «Особый ребёнок». Задания предназначены для детей от двух лет. Задания разработаны с учетом специфики потребностей детей с ОВЗ. Как правило, им требуется больше времени, чтобы научиться произносить слова, понять фразу и запомнить инструкцию. Поэтому в заданиях используются короткие слова, которые легко произнести и простые фразы, которые легко понять и запомнить и использовать в дальнейшем в общении с окружающим.
На флешке большой блок игр, в которых ребёнок участвует в диалоге : он слышит и повторяет простые фразы. Игры разбиты на 6 блоков: на неречевой слух, восприятие своей речи со стороны, переход от слога к слову, повторение звукосочетаний, простых слов и фраз.
11 слайд
Эти игры подойдут для первого этапа работы, помогут стимулировать и активизировать речь ребёнка.
У игр сказочные сюжеты, которые помогут вызвать интерес ребёнка, удержать его внимание, найти контакт с ребёнком и мотивировать на занятиях.
Игры короткие и ребёнок не устаёт. Предметы крупные и четкие, на них легко нажимать.
В играх нет тикающих таймеров и ребёнок выполняет задание в своём темпе.
Слайд12
При использовании игр на индивидуальных и подгрупповых занятиях создаются благоприятные условия для развития речи детей, что позволяет решить коррекционные задачи в игровой деятельности.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность.
Сложная структура нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.
Логостол предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
Слайд 13
Педагог получает прекрасное средство для воплощения своих методических задумок и конструирования различных медиа - занятий на основе принципов деятельностного и системного подходов. Для творческого педагога, применяющего профессиональные знания, имеется возможность создавать свои оригинальные и интересные задания, упражнения, которые можно демонстрировать и использовать в непосредственной образовательной деятельности, расширяя возможности дошкольников.
Основными преимуществами использования интерактивных игр на логопедических занятиях являются :
— повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
— обеспечение психологического комфорта на занятиях;
— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
— формирование личности ребёнка в целом;
— повышение качества обучения и работоспособности детей.
Многие специалисты, использующие компьютерную технику в своей работе, отмечают ее эффективность в различных ситуациях. Интерактивный стол создает комфортную среду для развития речевых способностей ребенка, снимает блоки и зажимы, а также вызывает желание возвращаться к занятиям снова.
В заключении я хочу сделать вывод.
Только дополняя друг друга, педагог и техника могут добиться высоких результатов.