Анастасия Журавлева
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
Информатизация дошкольного образования – процесс целиком объективный, актуализированный и неизбежный. В современных ДОУ формируется новое информационно-образовательное пространство, появляются высокотехнологические средства обучения и развития дошкольников (видеокамеры, металлоискатели, компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски и др.). Идет расширение производства развивающих и образовательных мультимедиа продуктов для детей дошкольного возраста (компьютерных игр, электронных энциклопедий, мультфильмов, обучающих и развивающих видеофильмов и программ, сайтов и т. п.) [3]. Также по нарастающей движется и интерес педагогов дошкольного образования к использованию современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ для использования всего спектра возможностей своего профессионального мастерства.
Темочки:
Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в образовательном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования, а также для образования детей. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, т. е. всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного развития [1].
Сегодня ИКТ позволяют:
– показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
– в доступной форме, ярко, образно преподнести дошкольникам материал, что соответствует их наглядно-образному мышлению;
– привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;
– способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;
– поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей [2].
Можно выделить определенные преимущества использования информационно-коммуникационных технологий по сравнению с традиционными средствами обучения:
1. ИКТ дают возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей и способствуют повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
3. Обеспечивают наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, дождь.
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы, работу транспорта и т. д.).
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности [2].
Таким образом, мы считаем, что в образовательном процессе ДОУ использовать современные информационно-коммуникационные технологии стоит, поскольку их положительное влияние на психическое и интеллектуальное развитие детей уже доказано не раз. Однако, для исключения рисков чрезмерного влияния ИКТ на психику, поведение и здоровье дошкольников необходимо придерживаться определенных критериев их оптимального применения. ИКТ должны быть не основным, а вспомогательным средством в образовательном процессе ДОУ, они должны выполнять развивающую функцию, а также быть соотнесены с возрастной спецификой детей и должны быть дозированы по времени в соответствии с нормами и главное по содержательной составляющей.