Эльвира Бариева
Использование ИКТ в работе с родителями в ДОУ
Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие всестороннего развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Работа с родителями в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС в настоящее время направлена на сотрудничество с семьёй в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребёнка, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии воспитанника.
Публикация «Использование ИКТ в работе с родителями в ДОУ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В новых условиях современного образования особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Одной их таких форм является использование ИКТ в работе с родителями.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах её пользователей.
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа, кино, видео, аудио) для достижения педагогических целей.
Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повышают качество работы с родителями воспитанников, помогают педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
Преимущества использования ИКТ технологий во взаимодействии с семьями дошкольников заключаются в следующем:
• родителям предоставляется возможность быть в курсе реализуемых программ;
• минимизируется время доступа родителей к информации;
• обеспечивается оперативная осведомленность в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребёнка; реализуется возможность воспитателя продемонстрировать фотоматериалы, связанные с деятельностью ребёнка в детском саду;
• обеспечивается индивидуальный подход к родителям воспитанников,
виртуальный диалог воспитателя и родителей группы;
• у родителей повышается мотивации взаимодействия с воспитателем детского сада.
В своей педагогической практике использую следующие способы и формы использования ИКТ.
1. Электронное сопровождение документации группы в программе Microsoft Office Word (сведения о родителях, протоколы собраний).
Достаточно набрать один раз схему, таблицу в документации группы и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
2. Оформление наглядной информации
С помощью ИКТ осуществляю подбор иллюстративного материала для оформления родительского уголка группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, буклетов, фотовыставок, памяток, газет. За последние годы оформлены папки – передвижки по безопасности детей, «Прогулки в зимний период», «Открытые окна»; «Развитие мелкой моторики», «Поздравляем!» созданы буклеты по правилам безопасности (в программе Microsoft Office Publisher, консультации «Подвижные игры в жизни ребёнка», «Здоровый образ жизни», «Особенности поведения ребёнка» и др.
Красочный продуманный дизайн подобранного материала привлекает внимание родителей, помогает облегчить восприятие нужной информации и вызывает их на общение.
3. Создание презентаций, видеофильмов, слайд-шоу
Нетрадиционная методика проведения родительских собраний с использованием ИКТ повышает интерес родителей к вопросам обучения и воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем. Это проведение тематических родительских собраний, консультаций с использованием материалов, разработанных в программе Power Point. Многие собрания, проводимые мною в нетрадиционной форме, сопровождаются презентациями. Тематика собраний разнообразна: «Возрастные особенности», «Как помочь ребёнку стать внимательнее?», «Развитие речи детей 4-5 летнего возраста» и др.
Презентация становится своеобразным планом собрания, его логической структурой, используется на различных его этапах. Благодаря презентациям представляется теоретический материал. На занятиях по развитие речи, математике, рисования часто использую презентации с наглядным и игровым материалом. С помощью видеофильмов и слайд-шоу, созданных с помощью программы Киностудия Windows Live, («Природа и мы», «Времена года», «Рисуем животных», «Разноцветная неделя», «Как мы в садике живём», «Сюжетно-ролевые игры» и др.).
4. Организация онлайн взаимодействия
• Использование электронной почты
. Преимущества использования электронной почты заключаются в том, что до сведения родителей можно доносить большой объём информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьёй. В своей практике с помощью электронной почты обмениваемся с родителями материалами для конкурсов, сценариями к мероприятиям.
• Сотовая телефонная связь
У каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя, также в группе имеется список всех телефонов родителей. Родители детей знают, что они могут позвонить воспитателю, отправить смс-сообщение, задав волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. Имеется возможность проинформировать родителей индивидуально
об успехах или трудностях ребёнка, дать короткие рекомендации по развитию дошкольника. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.
WhatsApp, Viber - это популярные приложение для телефонов позволяющее обмениваться бесплатными сообщениями, фотографиями и видео. Поэтому мы с родителями также используем, создав группу для родителей.
• Страничка группы в социальной сети в ВК, Facebook и на сайте ДОУ
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативно получить официальную информацию о жизнедеятельности ДОУ, познакомиться с нормативно-правовыми документами.
Для эффективного партнёрского взаимодействия родителей между собой и педагогами в неформальной обстановке создана страница в социальной сети в контакте, в Facebook. Её наличие несет в себе информационно-познавательную функцию. Родители сами проявили инициативу по созданию страницы, активно используют её для обмена фото- и видео - материалами с утренников и других мероприятий детского сада. В свою очередь, совместно с педагогами ДОУ на странице группы размещаю групповые консультации по различным темам (патриотическому воспитанию, ОБЖ, здоровому образу жизни и т. д., освещаю тематику текущей недели, вношу предложения по развитию группы (например, по оснащению предметно-развивающей среды, оформлению групповых помещений). Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности.
5. Участие в интернет-конкурсах
Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность участия в конкурсах различного уровня. Дистанционные мероприятия объединяют воспитанников, родителей и воспитателей, побуждают к взаимодействию.
Важно отметить, что использование ИКТ в работе с родительским коллективом необходимо продуктивно сочетать и с традиционными способами взаимодействия.
Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе является сегодня одним из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности.