Елена Редькина
Использование ИКТ в работе музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе
музыкального руководителя в ДОУ
Редькина Е. А. -
Музыкальный руководитель
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №46»
г. Братск
Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
Публикация «Использование ИКТ в работе музыкального руководителя» размещена в разделах
Каковы же функции компьютера в педагогической деятельности музыкального руководителя. Это:
1. Средство подготовки выступлений,
2. Источник учебной, музыкальной информации,
3. Наглядное пособие,
4. Методические копилки: «Консультации» «Работа с родителями», «Стихи», «Музыка», «Презентации»; «Фотоальбомы» и др.
5. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.
6. Оформление документации в электронном формате (планы, мониторинг).
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям перед музыкальным руководителем стоит вопрос : как сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы удивительного, неожиданного, вызывать интерес у дошкольников к творческому процессу и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки к развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой желание действовать, изучать, понимать. Поэтому использование современного оборудования ИКТ поможет успешно решить данную проблему. Педагог-музыкант может применять различные образовательные средства ИКТ как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний, а также на развлечениях и праздниках. Большую помощь при этом оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, электронные презентации Power Point, это наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.
Использование информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного; задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.
Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка, рисунок) следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.
Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ: детьми лучше воспринимается материал, возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, развитие творческих способностей.
В своей работе с детьми подготовительной к школе группе на музыкальных занятиях я использую мультимедийные презентации. Презентации помогают ребё нку проявлять и развивать необходимые качества: ассоциативно-образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность, решают следующие программные задачи:
-расширяют представления о государственных, народных и православных праздниках; об искусстве, традициях и обычаях народов России; о творчестве зарубежных композиторов;
-способствуют развитию эстетического вкуса, способности ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды;
-развивают умение давать адекватную оценку собственному творчеству и творчеству своих товарищей.
На музыкальных занятиях в подготовительной к школе группе выделяются следующие разделы: восприятие музыки, пение музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры, игра на ДМИ. Я включаю мультимедийные презентации в любой раздел музыкального занятия.
Восприятие музыки :
Видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, «Клоуны» Д. Кабалевский, «Шествие гномов «Э. Григ
Знакомство с жанрами музыки :»Все умеют наши дети-петь, шагать и танцевать.»
Анимационные фоны (природа, сказочные фоны»)
Видиоролики на музыкальное произведение. «Баба Яга»!
«Детский альбом» П. Чайковского,
Мультипликация (фрагменты мультиков с музыкальными инструментами)
. Определение характера музыки по цветам- настроениям,тучкам и солнышкам
Пение:
По графическому изображению разучивать различные попевки: «Сорока-сорока, «Огуречик», «Радуга-дуга», упражнения для развития голосового аппарата,
По картинкам-подсказкам узнавать и учить песни. (Мнемотаблица к песне «Солнышко»)
Песенки –сюрпризы «Маленькой елочке», «Друзья» (пение под фонограмму)
Наглядные эффекты в виде схем, графических композиций, диаграмм.
Игра «Угадай мелодию»
Муз. -дид. игры: Развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма,
«Узнай музыкальный инструмент». «Весело-грустно», «Колобок»,
«Что дети делают?» «Веселый огород», «Добрый мастер»
6. Музыкально-ритмические движения и танцы :
Использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.
Картинки-призы, сопровождающиеся звуковыми эффектами. «Поиграем в перестроения»
Игра на ДМИ: «Знакомство с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением».
По схемам разучивать партии в оркестре.
Так же мультимедийные презентации использую на развлечениях и праздниках таких как
«Золотая осень» «Зимушка -зима» «День защитника Отечества», «Мамин праздник», «Зимующие птицы», «А за окнами Весна», «Шумовой оркестр», «9 Мая», «Выпускной бал». С помощью мультимедиа такие праздники смотрятся зрелищно и эффектно.
В работе с родителями с помощью ИКТ осуществляю консультативную поддержку родителям;
разрабатываю и довожу до их сведения практические музыкальные рекомендации : по охране голоса дошкольников, правильного выбора музыкальной фонотеки дома. Подбираю репертуар для музицирования дома на ДМИ.
Знакомим советы специалистов в области музыки по организации детской музыкальной деятельности дома, а в совместных мероприятиях используем такие формы работы как : «Музыкальная угадайка», «Как развить музыкальные способности ребенка дома».
В работе по самообразованию использую ИКТ при оформление документации в электронном формате (планы, мониторинг, составление сценарий и развлечения, консультаций о музыкальном воспитаний дошкольников для родительских уголках в группе, составляем различные музыкально-дидактические игры, папки передвижки, атрибуты к играм и к праздникам.
А также составляем фонотеку для танцев, для пения и слушания, для музыкальных игр.
Также я использую в своей практике онлайн игры «Виртуальное пианино», «Игра на барабанах», «Проверка музыкального слуха»
Готовые презентации можно с успехом интегрировать в другие образовательные области: познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественное творчество, коммуникация, и т. д. Использовать в режимных моментах ДОУ.
Создание мультимедийных презентаций требует от музыкального руководителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса детей к музыкальной деятельности.
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы применения ИКТ в работе музыкального руководителя :
Нет компьютера в музыкальном зале ДОУ
Недостаточная компьютерная грамотность педагога
Недостаточное программное обеспечение
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя.
Используемая литература :
. Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С. П. Новиков // Педагогика. – 2003.- № 9.
. Андреев, А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования [Текст] // Школьные технологии. 2001. - №3.
Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии [Текст]. - М., 1999.