Оксана Соснина
Создание условий для организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Публикация «Создание условий для организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Наша задача – не пресекать поисково-исследовательскую активность детей, а наоборот, активно помогать.
Слова Александра Николаевича Поддьякова и Ральфа Эмерсона подтверждают это:
«…Готовность и способность исследовать новое в окружающем мире путём реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью»
Р. Эмерсон:
«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам».
В раннем возрасте малыш постигает и осознает реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, подержать в руках, с которыми можно проделать различные манипуляции (действия). А так же события и явления окружающей действительности, в которых они сами являются активными участниками. Благодаря этому дети накапливают довольно много представлений и знаний о ближайшем непосредственном окружении.
Чем разнообразней исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисково-исследовательская деятельность детей раннего возраста принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что педагог стремиться создать такую предметную среду, которая максимально полно могла бы стимулировать ребёнка к деятельности, при этом безопасно обогащала его сенсорный опыт, планирует этапы исследования объектов и явлений, определяет цель опыта, материалы и оборудования. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями.
Для достижения цели воспитатели раннего возраста поставили следующие задачи:
• Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;
• Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук (сжать песок в руке и ссыпать с ладони) ;
• Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности;
• Учить способам обследования материала;
• Развивать активный словарь.
Ориентировочный рефлекс как реакция на новизну дан ребёнку природой. Малыш – «исследователь» с первых лет жизни, поэтому воспитание любознательности падает на благодатную почву. А чтобы повернуть действия маленьких исследователей в полезное русло рекомендуется проведение особого типа игр, в основе которых лежат действия экспериментирования. Они подводят ребёнка к познанию окружающего мира, физическую природу, которую он узнает значительно позже, в школе, а пока ему предстоит накапливать практический опыт под руководством взрослого.
Если в младенчестве ребёнка привлекали внешние свойства предметов (яркость цвета, необычность формы, новизна деталей, оригинальность и сила звука, на третьем году жизни ему уже интересно их скрытые свойства, которые малыш обнаруживает с помощью целенаправленных исследовательских действий: поглаживает предмет, постукивает им, прикладывает его к ухо и т. д. Он как бы изучает предмет, обнаруживая свойства, «таящиеся» в его конструкции, и чем больше сюрпризов преподносит ему исследовательская деятельность, тем интереснее для него сама ситуация.
В такой работе используется обычное игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты, пластиковые бутылки, формочки, тазики, совочки, ведерки, лопатки, грабли, различные формочки; рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки - мелкие и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные).
Предметы-заместители, неоформленный материал: кубики, коробочки, крышки цветные, пузырьки, банки с завертывающейся крышкой (не стекло) разных размеров, форм; картонные, клеенчатые полоски различной длины, ширины.
Дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику: ящик Сегена, цилиндрики-вкладыши, рамки и вкладыши, пирамидки.
Опыты использовали для установления детьми тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Организуя игры с песком и водой,
мы не только знакомили детей со свойствами различных предметов и материалов, но и расширяли познавательный интерес ребенка, при этом развивали мелкую моторику рук.
Тема: «Вода»
Начали работу с экспериментов с водой, согласно тематическому плану воспитательно-образовательной деятельности.
Дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
На НОД дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому разливается из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»);
что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Цветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Катенька чумазая»).
С помощью дидактических игр «Водичка, водичка», «Кто умеет чисто мыться» дети узнают, что предметы станут чище, если их помыть водой.
Тема: «Песок»
Различные опыты с песком используют в организации непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим. В совместной деятельности с детьми «День рождения куклы Кати» дети пробовали лепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек.
В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Чьи следы» дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться. На прогулке в процессе наблюдения за песком, выявили, что песок – это множество песчинок.
Игры с песком и водой можно организовывать в любые периоды дня, в этих играх воспитывается устойчивое поведение, активность, общительность, доброжелательное отношение к товарищам.
Одной из любимых игр детей является игра с песком и водой, руководя
которой воспитатели решают важные задачи сенсорного воспитания и учат детей создавать условия для овладения способами познания чувств.
После проделанной работы, подводя итоги в конце учебного года, педагоги отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественнонаучных представлений.
Исследовательская деятельность, которую педагоги старались включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.
Интенсивное развитие игр с песком и водой во всех его видах и формах является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развития познавательного интереса, воспитания потребности к целостному восприятию окружающего мира, развитию умственных способностей, сенсорного воспитания.
В адаптационный период игры с песком и водой снимают эмоциональное напряжение у детей, помогают расслабиться, быстрее найти контакт с воспитателем. Ведь у воды и песка есть свойство «заземлять» отрицательную энергию.
Эту работу необходимо осуществлять совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения. Тогда можно добиться устойчивого положительного результата в развитии познавательной активности детей раннего возраста.
Но были и проблемы…проблема в выборе мотивации и недостатке оборудования.
На будущий год мы планируем углубленную работу с детьми по познавательному развитию. Повышение уровня пед. мастерства путём участия в семинарах, мастер-классах, курсах повышения квалификации.
В младшем возрасте мы продолжаем заниматься поисково-исследовательской деятельностью, но уже более расширенно и углубленно.
Были сформулированы следующие задачи:
• Развивать у детей младшего возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.
• Развивать у детей собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Мы знаем, что обязательным условием развития и саморазвития ребенка является создание предметно-развивающей среды.
Важно создать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.
Для этой цели в группах организованы «Детские лаборатории» с соответствующим оснащением, что позволило оказывать огромное влияние на познавательную активность детей.
В наших уголках мы разместили:
1. Емкости.
2. Мерные ложки, пробирки, ситечки, воронки разного размера.
3. Детские халаты, фартуки клеенчатые, резиновые перчатки.
4. Увеличительные стекла, магниты, лупы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп.
5. Медицинские материалы: Пипетки, шприцы пластиковые, мерные ложечки, вата, бинт.
7. Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
8. Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха.
А также:
• Схемы для проведения опыта
• Резиновые груши разного размера.
• Пластиковые, резиновые трубочки.
• Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
• Пластиковые контейнеры.
• Рулетка, линейка.
• Цветные прозрачные стеклышки.
• Лопатки, лейки, щетки, совки.
В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место. В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала.
В своей работе по поисково-исследовательской деятельности мы использовали следующие методические приё мы:
• Проектная деятельность
• Экскурсии
• Наблюдения
• Целевые прогулки
• Просмотр фильмов
• Опыты и эксперименты в лаборатории «Эврика»
• Беседы
• Труд в уголке природы и на участке д/с
• Работа с календарём природы
• Д/и
• Работа с символами и эмблемами
• Сбор коллекций
Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: " Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.
Чтобы дать знание детям и наполнить, их головы интересным содержанием мы с детьми продолжали проводить различные опыты: с песком, воздухом, водой, элементарные опыты с магнитом.
Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели ряд опытов:
-«Мы дышим воздухом» (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки);
-«У нас есть вдох и выдох»;
Ответили на следующие вопросы:
- сколько весит воздух?
- можно ли поймать воздух?
- бывает ли воздуху холодно?
- вдунь шарик в бутылку.
- может ли воздух быть сильным?
Из опытов дети узнали, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Продолжаем знакомить детей с песком и глиной, их свойствами.
Для этого провели:
• Наблюдение «Песок на участке»
в ходе наблюдения обратили внимание детей на то, где используется песок на участках детского сада: в песочницах, на клумбах, на дорожках; определить пользу песка.
• Тематическая беседа «Свойства песка», в ходе которой дети познакомились с различными свойствами песка: сыпучесть, вязкость
(липкость) ;
• Опыт «Сухой и мокрый песок»
• Сюжетно - ролевая игра «Магазин»
Цель: закрепили представления детей о свойствах песка, учили использовать
поделки из песка в игровой деятельности, развивали воображение детей.
Для знакомства с магнитом и его свойством магнетизма мы провели игры:
«Волшебная рукавичка»;
«Волшебный театр»;
«Мы – фокусники».
Познавательный интерес ребенка развивается также, в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды мы познакомили детей со свойствами жидкостей.
Вода один из главных источников жизни на Земле. Воды на планете очень много - суша занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Рассказываем и показываем где в природе есть вода, и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека.
Для получения и закрепления знаний мы провели следующие эксперименты:
• «Вода жидкость
• «Вода не имеет формы»
• «Вода не имеет вкуса и запаха
• «Вода не имеет цвета, она прозрачна»
• «Вода растворитель»
• "Тонет, не тонет”.
• "Испаряется ли вода?”.
• Наблюдали за лужей, в первый день мы обрисовали её мелом и в последующие дни наблюдали её уменьшение.
• Наблюдали также за высыханием пола.
Провели опыт и узнали «Куда спряталась вода?»
Далее мы знакомились со свойствами бумаги.
В этом нам помогли дети подготовительной группы.
Была организована экскурсия в группу №7, где мы наблюдали за работой старших детей с бумагой, затем дети предложили малышам совместно изготовить самолётики.
В зимний период мы наблюдали за снегом и его свойствами.
Учили детей самим делать выводы о свойствах снега – холодный, мокрый, липкий, пушистый,
развивали внимательность, познавательные способности, желание совершать действия со снегом, воспитывать правильное поведение при наблюдении за снегом.
Играли в снежки
в ходе этой игры мы познакомили детей с таким свойством снега, как липкость, учили самостоятельно лепить снежки, развивали мыслительные процессы: анализировали, сравнивали; учили использовать знания о снеге, полученные в процессе наблюдения и бесед.
Наблюдали за льдом
Выявили с детьми свойства льда – холодный, гладкий, скользкий, твердый; учились сравнивать со снегом и его признаками; развивать интерес к сравнительной деятельности, учили находить отличия, называть их; воспитывали аккуратное обращение со льдом во время прогулки.
За этот год мы узнали:
1. «Где прячутся детки?
2. «У кого какие детки?»
3. Как развивается растение?»
4. «Что любят растения?»
5. «Зачем зайчику другая шубка?»
6. «Как звери меняют шубку?»
7. «Из чего птицы строят гнёзда?»
8. «Нужен ли зимой растениям снег?»
9. «Почему тает снег?»
10. «Где быстрее наступит весна?»
11. «Где снег не тает?»
12. «Где будут первые проталины?»
13. «Кто улетит, кто останется?»
14. «Зачем утке и лягушке такие лапки?»
15. «Почему птицы могут летать?»
16. «Кто живёт в воде?»
17. «Как спрятаться бабочкам?"
Мы старались не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавали условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствовало развитию познавательной активности детей.
В эту работу мы активно вовлекали родителей детей. Были даны рекомендации о проведении экспериментов дома. С помощью родителей мы узнали, что соль и сахар полностью растворяются в воде, а мука нет, что вода быстро испаряется, если её кипятить на высокой температуре и много других опытов. Освещяли в форме мини-фото газет о той или иной эксперементальной деятельности, которая проходила на данный момент.
Для родителей была подготовлена и показана мультимедийная презентация «Мы – исследователи!», с целью более подробного представления родителями о детской поисково-исследовательской деятельности.
Но встречались и трудности при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования:
• недостаточность современного оборудования,
• молодые специалисты в недостаточности опыта;
• испытывали сложность с мотивацией детской деятельности, применением деятельностного подхода, отражением его в плане.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по развитию поисковой деятельности, использовать проектную деятельность, привлекая родителей в развитие своих родных детей!
Рассмотрим старший возраст:
Нами были сформулированы следующие задачи:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств;
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей;
Технологию экспериментальной деятельности мы разбили по месяцам, а в ряде случаев и по неделям: ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с Луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе - в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т. д.
Организация нашей работы проводилась по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1)Живая природа (характерные особенности сезонов в разных климатических зонах в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.)
2) Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет и др.)
3)Человек (Функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)
Все темы усложнялись по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные).
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Наша работа началась с изучения соответствующей литературы и преобразований в предметно - развивающей среде: в ней появились следующие микроблоки:
-Лаборатория «Почемучка», в которую вошли материалы для ознакомления с их свойствами, оборудование для экспериментов, приборы, макеты, модели;
-Уголок природы;
-Центр преобразований «Мастерилки». В нем разместились различные виды материалов природный, бросовый, нитки, пластилин;
-Уголок «Знайки», включающий в себя познавательную литературу, иллюстрации, рисунки, коллекции, гербарии и др. ;
-
информационная копилка вместила копилку детских вопросов, карточки, муляжи;
-Игротека включила дидактические игры по различным разделам;
-Уголок моделирования. В него вошли условные символы, календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов, экспериментов, изобразительные средства.
Планируя и реализуя проекты с детьми, мы использовали такие формы работы: игры, наблюдения, труд в уголке природы и на участке, совместную исследовательскую деятельность взрослого с детьми, НОД познавательного цикла, развлечения.
Вовлекая детей в поисковую деятельность использовали такой алгоритм, который предполагал не просто фиксацию результатов эксперимента, а направлен на решение экологических проблем.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. На прогулке юные исследователи решали важные проблемы: почему снег тает раньше в районе теплотрассы? что произойдет со снегом, если его положить его на темную поверхность, как освободить бусинки из ледяного плена и т. п.
Проводили различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.
Нами было проведено исследование на тему: «Почему не тонут корабли?». И выяснилось, что:
1. Материал, из которого изготовлен корабль, не дает ему утонуть.
2. Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму
3. Корабль не тонет, потому что воздух внутри него держит его на плаву.
4. Секреты строения.
На примере воды мы продолжали знакомить детей со свойствами жидкостей и узнали, что в соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.
“Цветы лотоса”. Делали цветок из бумаги, лепестки закручивали к центру, опускали в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются)
“Чудесные спички”. Надломить спички посередине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться)
“Капля шар”. Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков).
“ Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги, двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются (Вода обладает склеивающим действием).
“Делаем облако”. Наливаем в банку горячей воды 3см на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако.
В ходе экспериментальной деятельности дети учились задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство.
Также мы познакомились с разнообразием мира камней и их свойствами, обратить внимание на особенности камней.
Вместе с детьми классифицировали камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде. Нацеливали детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
Развивали визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовали развитию эстетического вкуса. Побуждали детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепили навыки работы с увеличительными приборами. Способствовали развитию слухового восприятия.
Наши отношения с детьми строились на основе партнерства. Дети учились ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Чтобы у ребенка поддерживался интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий, рекомендовали родителям дома проводить простейшие опыты и эксперименты.
Для взаимодействия с родителями использовали следующие формы:
-Подбор справочного материала.
-Создание библиотечки для родителей
-Консультации по теме и индивидуальные консультации с учетом особенностей каждого ребенка
_Встречи с увлеченными людьми.
Результатом нашей работы считаем следующее:
Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить некоторые закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты. Что в целом положительно сказалось на подготовке детей к школе. Они уверены в своих силах, стремятся самостоятельно преодолевать трудности.
Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, мы столкнулись с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы в свете деятельностного подхода. Мы испытывали затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков с соответствующим материалом.
Для успешной работы в этом направлении мы находили ответы на свои вопросы в разных источниках, опирались на опыт других педагогов. Очень помог проведенный семинар «Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками», а также проведение открытых просмотров коллег.
И хочется закончить китайским изречением:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!