марина козюкова
Использование игровых заданий и подвижных игр при обучении детей плаванию
▼ Скачать + Заказать документы
«Он не умеет ни читать, ни плавать» – так в Древней Греции говорили о человеке, недостойном называться навык для человека любого возраста. Однажды приобретённый навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь.
Вода - целитель и друг человека, если он гражданином. С тех пор умение читать и плавать рассматривается как символ разностороннего развития человека.
Публикация «Использование игровых заданий и подвижных игр при обучении детей плаванию» размещена в разделах
Умение плавать - жизненно необходимый умеет плавать, и коварный потенциальный враг для не умеющих держаться на воде. Чтобы плавать, не нужно обладать особыми способностями. Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная с дошкольников
По признанию специалистов всего мира, период от рождения ребенка до его поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития человека, первоначального формирования качеств, необходимых в течение всей последующей жизни. Отличительной особенностью этого периода является то, что именно в дошкольном возрасте обеспечивается общее развитие, служащее основой для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков освоения различных видов деятельности. Как известно основной вид деятельности дошкольника – игровой я в своей работе при обучении детей плаванию широко использую игровые задания и подвижные игры.
При обучении дошкольников плаванию использую самые разнообразные формы — игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты.
Игры и игровые упражнения использую с самых первых занятий для освоения детей с водой; что помогает детям:
• безболезненно преодолевают чувство неуверенности и страха,
• быстро адаптируются в воде
• привыкают смело входить и погружаться в нее,
• передвигаться уверенно и без напряжения.
• помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями.
• овладевают техникой плавания,
• игры используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений спортивного способа плавания,
• для достижения устойчивости и гибкости навыков.
Игры и развлечения в воде способствуют воспитанию у детей смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности.
Целесообразно сначала объяснить детям правила игры и разучить ее на суше, и лишь после этого проводить занятие в воде. Если игра сложная и проводится в первый раз, желательно, чтобы преподаватель принял в ней личное участие.
Приемы «Надень шляпу», «Вырос гриб» направлены на обучение подныриванию под различные предметы. Детям предлагается надеть на голову плавающий на поверхности спасательный круг, поднырнув под него, то есть изобразить выросший из воды гриб или надетую на голову шляпу
«Солнышко и дождик»
Сердитая уточка тихо сидит,
Сердитая утка, наверное, спит.
Подойдём мы к ней, разбудим
И посмотрим, что же будет?
Мы ребята смелые,
Смелые, умелые,
Если только захотим—
Через воду поглядим
.
Приемы «Надуй шар», «Лопнул шар» направлены на обучение нырянию и погружению в воду. Дети должны усвоить, что невозможно нырять, если легкие заполнены воздухом. Чтобы убедить их в этом, предлагается присесть в воду после глубокого вдоха («шар надут») и после энергичного выдоха («шар лопнул»).
Прием «Крокодил» используется для получения представлений о плавучести тел и действии выталкивающей среды, упражнение выполняется следующим образом: «Лежать, упираясь на руки, держа голову над водой и вытянув назад ноги. Попробовать лежа оттолкнуться руками от дна и отвести сразу обе руки к бедрам, расслабиться и немного полежать в таком положении», или другой вариант выполнения данного упражнения. Ребенку удобнее вытянуть руки вперед, а не к бедрам, так он сразу сможет найти опору, если захочет встать. Во время выполнения упражнения необходимо добиться правильного дыхания - чередования короткого вдоха и медленного выдоха.
Прием «Стрела» или «звёздочка» используется для того, чтобы обучить ребенка лежать на большой глубине. Зацепившись руками за поручень, ребенок должен лечь в положение «стрела», «звёздочка» разжать кисти рук и в такой позе немного полежать (выполнятся с постепенным увеличением счета).
Прием «Носик и животик вверх» помогает научиться лежать на спине в мелкой воде. Сидя на дне и слегка опираясь локтями, ребенок пытается лечь на спину, затем расслабиться и спокойно полежать, не запрокидывая голову назад и не прижимая подбородок к груди.
Прием «Привет» используется для обучения скольжению. Чтобы ребенок мог ощутить продвижение в воде, я использую традиционные упражнения с буксировкой, а также проныривание в вертикально стоящие обручи (это может быть серия обручей разного диаметра). Проныривая в обруч, ребенок протягивает преподавателю руку для рукопожатия («Привет!», тот в свою очередь придает телу ребенка ускорение. Далее скольжение выполняется самостоятельно до полной остановки.
Серия игровых приемов для обучения элементарным прыжкам ногами вниз. Прием «В колодец» предполагает прыжки в обручи разного диаметра, лежащие на поверхности воды. Прием «В глубокий колодец - из колодца» предусматривает прыжок с погружением в воду и выныривание из обруча под водой. Прием «Оседлай коня» используется для прыжков в воду на надувные подушки.
Прием «Лодка». Для обучения детей умению анализировать и контролировать собственные плавательные движения я использую образ лодки, плывущей от берега до берега. Упражнение сопровождается беседой: — Какая лодка будет плыть быстрее: равномерно двигающаяся или раскачивающаяся с боку на бок? (Контролируем боковые колебания туловища).
— Что нужно лодке для того, чтобы плыть быстрее? — Весла! — А какие: прямые или сломанные? Прямые! (Контролируем гребок прямой рукой и длину «шага»).
— Что нужно лодке, кроме весел? — Мотор! – Поскольку наша лодка небольшая, нам нужен маленький моторчик. (Работаем только носочками).
— Что еще может понадобиться в пути? — Бензин! (Набираем побольше воздуха).
В дальнейшем, заметив ошибку, инструктор возвращает детей к образу лодки, и его краткие замечания ( типа: «Весла сломались!») или жесты понятны ребенку, их достаточно, чтобы тот скорректировал свои действия.
Каждое занятие для детей большая радость. Использование элементов игры позволяет сохранять эту радость на протяжении всего занятия. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения.
Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения.