Елена Анохина
Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников и младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что социально-личностное развитие детей происходит благоприятно при
условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с
окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности
по интересам, самоутверждении, самореализации и признание своих достижений со
стороны окружающих.
Публикация «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников и младших школьников» размещена в разделах
Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Для дошкольников и младших школьников наиболее близки и естественны игры и активное общение с окружающими со взрослыми и сверстниками.
Современные дети в большинстве испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Они часто не умеют организовывать общение, включающее:
- умение слушать собеседника;
- умение эмоционально сопереживать;
- умение планировать содержание акта общения;
- умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику) средства
общения, адекватные ситуации;
- умение решать конфликтные ситуации.
Дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков практически полностью
попадают в категорию «непринятых», а дети с высоким уровнем – в категорию «принятых».
Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое
человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу ощущений.
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования
личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и
оценку самого себя через посредство других людей.
Сенситивным периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка
является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и
развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в егожизни коллективе – (а это группа детского сада) – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Наше современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности,
способной устанавливать бесконфликтное общение. Это актуализируется и в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте. Одним из принципов формирования образовательной программы являются – позитивная социализация ребенка, который предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми. Поэтому, при решении проблемы коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей, возникает необходимость оптимизации педагогических условий для наиболее эффективного формирования социальных навыков у детей.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и
сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. В игровом взаимодействии ребенок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, а именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться.
Игры универсальны, вариативны и могут быть использованы в разных видах деятельности
(как организационный момент, ритуал окончания и т. д). Многие игры требуют для своего исполнения физической активности детей. Дети двигаются (по правилам, активно общаются (по правилам, отстаивают свою точку зрения или отказываются от нее, если находится более подходящая, условиям (по правилам).
Цели и задачи игр:
- Вести детей от подражания действиям взрослого к самостоятельному, творческому
решению конструктивных задач возрастающей трудности;
- переносить свои умения в самостоятельные игры;
- научить использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов;
- научить принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации;
- научить проявлять миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником;
- научит принимать на себя ответственность за свои чувства.
В начале игрового сеанса я использую игры для «разогрева» группы и начальной стадии
работы. Дети любят знакомое, им нравится надежность повторяющегося. Когда дети уже
знают, что надо делать, они в состоянии оценить свои действия и заранее предположить,
что можно опробовать в игре. Поэтому рекомендуется чаще повторять игры, чтобы дети
имели возможность изменять свое поведение и совершенствовать ловкость. Так же,
многие игры становятся горячо и искренне любимыми, и дети хотят играть в них снова и
снова.
Система игр условно разделена на блоки:
- блок интерактивных игр на сплоченность и сотрудничество;
- блок игр на обучение эффективным способам общения;
- блок игр, направленных на снятие конфликтности;
- блок игр, направленных на развитие эмоций;
- блок игр, направленных на формирование целостного представления о собственном «Я».
Практическая часть.
А теперь я вам предлагаю представить себя детьми и поиграть в игры.
«Цветок».
В руках у взрослого цветок. Я предлагаю по очереди передавать цветок по кругу и при
этом говорить друг другу комплименты. Например (Света добрая).
«Сядем на колени».
Все участники встают по кругу друг за другом. Задача – сесть одновременно друг другу на
колени и удерживать равновесие.
«Веселый счет».
Все сидят или стоят по кругу. По команде взрослого (называется число не больше
количества участников) должно встать определенное количество человек, (условие – не
разговаривать).
«Закончи рисунок».
Участники сидят по кругу. У каждого в руках карандаш и лист бумаги. В углу листа
каждый пишет свое имя. «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По
моему сигналу вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку
соседу слева. Сосед продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему сигналу
прервется и отдает своему соседу. И так до тех пор, пока рисунок, который вы начали
рисовать в начале, не вернется к вам».
«Доброе животное».
Ведущий тихим голосом говорит: «Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно
большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим
вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. На вдох делаем два шага
вперед, на выдох – два шага назад. Так дышит не только животное, так же ровно и четко
бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Мы берем
дыхание и стук сердца этого животного себе».
«Передай предмет».
Дети делятся на две команды. Встают в две шеренги напротив друг друга. Игрокам
каждой команды предстоит передать друг другу какой-либо предмет, причем при
передаче этого предмета можно пользоваться только подбородком и плечами. Руками
помогать себе нельзя. Если предмет падает на пол, то все начинается сначала. В конце
игры определяется команда-победитель.
«Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся».
Упражнения выполняются в парах с закрытыми глазами. Дети сидят напротив друг друга
на расстоянии вытянутой руки. Взрослый задает задание (задание выполняется 2-3
минуты).
- Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками.
Постарайтесь узнать своего соседа. Опустите руки.
- Снова вытянете руки вперед, найдите руки соседа. Теперь ваши руки ссорятся. Опустите
руки.
- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они
просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
Обсудить с детьми, как проходило упражнение, какие чувства возникли в ходе
упражнения, что понравилось больше?
«Десять секунд».
Детям предлагается тихонечко побегать по комнате. При этом будьте внимательны,
потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания
ведущего и выполнять их в кратчайший срок – в течение 10 секунд.
Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Пока я считаю до 10, вам
необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас цветом волос. Не бойтесь
остаться в одиночестве. Вы просто другой! И поэтому мы разные!
Надо распределиться на группы:
- по цвету волос;
- по длине волос;
- по цвету футболки;
- по наличию пуговиц на одежде;
- по настроению, которое вы сейчас испытываете.
«Слушай музыку».
Распределяются равномерно обручи по всей комнате. Включается музыка, пока она
звучит дети ходят вокруг обручей, когда музыка останавливается, дети должны прыгнуть
в ближайший обруч и замереть, будто вас заморозили. Потом убирается половина
обручей. Когда музыка снова остановится, то в обруче должно стоять два человека. Потом
три человека. Дальше можно решать самим, сколько детей должно помещаться в одном
обруче. Но надо помнить, что когда музыка остановиться, нужно стоять тихо и не
подвижно.
«Разрезная картинка».
Каждый из детей должен взять на столе один фрагмент картинки и найти свою команду
(объединиться с теми детьми, кому достались части, которые необходимы для
составления целой картинки). Сесть на места по командам и составить картинку.
«Дружеская ладошка».
Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет
дружеская ладошка. Для этого мы обведем по контуру свою ладошку тем цветом, на
которое похоже сейчас ваше настроение. Напишем на ней свое имя. Затем передаем
листок с контуром вашему любому коллеге и пусть он оставит свое пожелание на ней
(Пусть всегда будет мир).
Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч.