Эльвира Лукьяненко
Использование игровых технологий в социально-коммуникативном развитии как компонента функциональной грамотности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых технологий в социально-коммуникативном развитии как компонента функциональной грамотности дошкольника
Многие беды имеют своими корнями
как раз то, человека с детства не учат
управлять своими желаниями,
не учат правильно относиться
к понятиям «можно, «надо», «нельзя»».
В. А Сухомлинский
Что же такое функциональная грамотность? Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Публикация «Использование игровых технологий в социально-коммуникативном развитии как компонента функциональной грамотности дошкольника» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
В дошкольном возрасте закладываются основы различных видов навыков: общения, поведения, гигиенические и трудовые, а также социальные навыки, которые способствуют формированию функциональной грамотности, как способа привития навыков социального поведения у детей дошкольного возраста.
Социальные навыки – это набор способов и приёмов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении своего жизненного пути и пользуется ими для жизни в обществе, устанавливает своё равновесие с другими людьми.
С самого своего рождения ребёнок много играет. Игра – самая привлекательная для него деятельность и является ведущей в дошкольном детстве. Играя он развлекается, обучается, приобщается к труду, занимается само оздоровлением. Через игру малыш познает окружающий мир, он действует так, как будто бы он - взрослый. Выполняет определённую роль, ребёнок осознает своё «Я». Одним из показателей полноценного и успешного развития дошкольника является умение взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Игра – это и своеобразная школа социальных отношений, позволяющая эффективно применять усвоенные ребёнком социальные навыки в практических ситуациях в повседневной жизни.
Развитие социальных навыков, а также более конкретных технических навыков – дружелюбие, коммуникабельность, убедительность, этикет и других у дошкольников проходит и в том числе через игровую деятельность - социально – коммуникативные игры. Для развития социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста в нашем детском саду на протяжении многих лет я провожу социально – коммуникативные игры для развития у детей различных социальных компетенций. Например:
1. Социальная компетенция : умение выражать словами отношение к поступкам других детей, находить оптимальные выходы из сложных ситуаций – игра «Поступки».
Содержание: ведущий вертикальной линией разделяет доску пополам. В левой части доски пишет знак «-», в правой «+». Водящему предлагается найти картинку с изображением поступка, прикрепить её под нужным знаком и объяснить свой выбор
2. Социальная компетенция : умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывая личные особенности игрока – игра «А почему? Да, потому!»
Содержание. Ведущий задает вопросы:
- Зачем лисе хвост?
- Почему кошка часто умывается? и др.
3. Социальная компетенция : умение работать по инструкции, доверять друг другу – игра «Лодочка».
Содержание: игроки выстраиваются в две линии, стоя напротив друг друга. Это «берега реки». Один из участников, «лодочка» начинает движение между «берегов» с закрытыми глазами. Дети, стоящие в линиях должны прикосновениями помогать «лодочке» двигаться.
4. Социальная компетенция : умение находить методы взаимодействия для предотвращения конфликтов, выражать эмоции приемлемыми методами – игра «У меня плохое настроение».
Содержание: педагог объясняет детям, что хорошее настроение у человека бывает не всегда, бывает и плохое. Нужно научиться правильно реагировать на это. Предлагаются следующие ситуации: «Ребёнок говорит, что не с кем не будет играть», «У ребёнка плохое настроение» и другие по выбору педагога, дети пытаются найти выход из сложившейся ситуации. Один ребёнок исполняет роль, изображая плохое настроение.
5 Социальная компетенция : умение подчиняться правилам других – игра «Крокодил ловит свой хвост».
Содержание: игроки стоят друг за другом, держась за плечи друг друга. Первый – это голова крокодила, последний – хвост. «Голова» пытается схватить «хвост».
6. Социальная компетенция : умение принимать инструкцию, выполнять действия, избегаю конфликтных ситуаций – игра «Цифровая биржа».
Содержание: Играющим (их количество десять человек) выдаются карточки с цифрами от 1 до 10. Нужно собрать карточки с одинаковыми цифрами. Кто справился первым – тот победил. Дети, договариваясь, обмениваются цифрами, если этого требует создавшаяся ситуация.
7. Социальная компетенция : умение – доверять другому человеку, нести за него ответственность – игра «С кочки на кочку».
Содержание: Дети встают парами на краю «болота», у каждого из них по два листочка, пара выполняет задание – перебраться на другую строну болота, помогая друг другу.
8. Социальная компетенция : умение выполнять правила, развитие навыков волевой регуляции – игра «Замри».
Содержание: дети двигаются под музыку, выполняя различные разнообразные движения. По окончании музыки останавливаются, каждый в своей позе. Выигрывает ребёнок, который остался самый последний.
9. Социальная компетенция : умение оценивать других с позиции доброжелательности – игра «Что бы я сделал, если бы я …»
Содержание. Участники встают в круг. Ведущий говорит: «Представьте, что вы поймали золотую рыбку и она может превратить вас в кого то или чего то, в кого вы бы пожелали, но только если вы объясните свой выбор.
Темы: врачом, то я лечил (а) бы людей, учителем, то я учил (а) бы детей, кошечкой, то ловила бы мышей, деревом, то радовал бы людей… и т. д.
10. Социальная компетенция : умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров – игра «Взаимопомощь».
Содержание: Дети делятся на тройки. Ведущий определяет, кто из игроков «не имеет» речи, слуха, зрения и предлагает различные задания по выбору педагога.
11 Социальная компетенция : умение добиваться цели приемлемыми способами общения – игра «Волшебные сети».
Содержание: Дети делятся на две подгруппы, первая подгруппа образует круг, вторая подгруппа детей пытается проникнуть в круг. «Круг» пропускает тех детей, которые хорошо об этом попросят.
12. Социальная компетенция : умение определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений – игра «Пантомима».
Содержание: Ведущий предлагает различные задания – пройти, как маленький ребёнок», старик, уставший человек, смелый человек и так далее.
В. А Сухомлинский писал: «Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не научат управлять своими желаниями, не научат правильно относиться к понятиям «можно, «надо», «нельзя»».
Задача педагогов и родителей воспитать в ребёнке сочувствие, отзывчивость, гуманность и другие социальные компетенции, что является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Такая организация игрового процесса с использованием социально – коммуникативных игр в дошкольном учреждении позволяет качественное развитие социальных навыков у дошкольников, формирования их функциональной грамотности.
Список литературы:
1. Акинина Т. М., Степанова Г. В. ,Терентьева Н. П., Духовно – нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста - УЦ «Перспектива», 2012. – 248с.
2. Зенина Т. Н Родительские собрания в детском саду - Учебно – методическое пособие. М. : «Центр педагогического образования», 2008. -80с
3. Каджаспирова Г. М., Каджаспиров А. Ю. Педагогический словарь – М. :Академия, 2000.- с. 176
4. Л. Трубайчук Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности - Дошкольное воспитание, №6, 2010, с. 45-47