Сауле Иманкулова
Использование игровых технологий в развитии детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка дошкольного периода развития, являясь важнейшим инструментом познания мира, перенятия общественного опыта, культурного наследия окружающего общества, социальных норм и многих других институтов социализации и приобретения базовых знаний. В силу этих признаков наука педагогики называет игру особым видом деятельности дошкольников. В научной литературе встречаются так же формулировки данного понятия как «форма деятельности», «форма жизнедеятельности дошкольника». Выготский Л. С. Во многих своих трудах отмечает, что основным новообразование дошкольного периода детства является воображение. Эта мысль звучит в различных его теоретических разработках. В контексте данного исследования этот тезис Выготского Л. С. Важен в силу того, что заставляет понять: воображение лежит в основе детской игры. Воображение ребенка заставляет его действовать определенным образом, заставляет дошкольника принимать различные социальные роли, оказываться в различных воображаемых им ситуациях. Ребенок в своей игровой деятельности отражает события реальной и воображаемой действительности. Педагогика рассматривает игру ребенка как деятельность, обеспечивающую развитие мышления, памяти, восприятия, других психических процессов. [Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] / С. Н. Карпова, Л. Г. Лысюк. – 5-е изд. перераб. и доп. – М. : МГУ, 2009. – 144 с. ] Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., чьи труды были созданы на «заре» гуманизации отечественной педагогики, определяют игру как ведущую деятельность, определяющую прогрессивную линию психического развития дошкольника. [ 6, 13, 17] Наибольший вклад в научное понимание и толкование феномена игры внесли такие западные философы и психологи, как Э. Берн, Р. Винклер, Г-Х. Гадамер, Ж. -П. Сартр, З. Фрейд. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для психического развития ребенка разрабатывали И. Е. Берлянд, Л. С. Выгодский, Н. Я. Михайленко, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др. Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности руководство игрой разрабатывали Н. А. Аникеева, Н. Н. Богомолова, В. Д. Пономарев, С. А. Смирнов, С. А. Шмаков и др. [Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.]
Публикация «Использование игровых технологий в развитии детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Право на игру установлено международной конвенцией о правах ребенка в норме статьи 31, среди других жизненноважных прав ребенка. В связи с этим недопустимо рассмотрение взрослыми, а тем более, профессиональными педагогами, игры как бесполезного досуга ребенка.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Среди наиболее современных разработок на данную тему выделяется особо труды Селевко Г. К. Ее труды связаны и базируются на понимании «игровые технологии», а не игра. Таким образом труды Селевко Г. К. содережат инновационные понятия педагогики. Более ранние труды не использовали данного понятия, содержали лишь теоретические разработки говорящие о необходимости использования игры в педагогическом процесс. Селевко Г. К. в своих трудах не только отграничивает игру, как вид жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста от понятия педагогических игровых технологии, но и разрабатывает на данной основе классификацию собственно педагогических методов игры. Т. н. «Игровых технологий». Рассмотрим подробнее наработки Селевко Г. К. по исследуемой нами проблеме. [29]
Итак, в отличие от игр (подразумевается игра как особый вид самостоятельной деятельности ребенка – прим. автора исследования) педагогическая игра обладает отличительным признаком - наличием педагогической цели. Педагогические игры отличает их выделение в явном виде (фиксация сценариев игр в научных разработках практикующих педагогов и теоретиков педагогики – прим. автора данной работы). Игровые технологии - это образовательные технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. В процессе образовательной деятельности с применением игровых технологий применяются игровые приемы и ситуации, назначение которых побудить и стимулировать ребенка дошкольного возраста к образовательной деятельности. [29]
В соответствии с характером педагогического процесса Селевко Г. К, делит игры на обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
По игровой методике данный автор делит педагогические игры на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации.
По предметной области - математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные, литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие.
Завершается классификация педагогических игр по Селевко Г. К. делнием игр по игровой среде : без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, по местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения (ТСО, технические со средствами передвижения. [29]
Иной подходы Михаленко Н. Я. И Коротковой Н. А. выразился в выделении ими следующей классификации:
игры с правилами
подвижные игры
сюжетные игры
ролевые
режиссерские
игра – драматизация.
Методика организации коллективной игры в среде детей дошкольного возраста описана в книге Седовой Л. Н. и Толстолуцих Н. П.
Толстолуцких Л. П. и Седова Л. Н. в книге «теория и методика воспитания» представили методику организации коллективной игры. Авторы разделили методику на несколько этапов.
1. Работа педагога по разработке стратегии игры, определению целей и способов их достижения, планирование ожидаемого результата. Итогом этой работы является создание модели игры и ее плана, подбор инициативных групп по разработке правил и условий игры
2. Организация работы инициативных групп, определяющих правила и условия игры. Результат этой деятельности – разработка правил и условий игры, механизма ее запуска, распределение обязанностей между членами оргкомитета игры.
3. Запуск игровой модели на основе альтернативного включения в игру детей. Итог этого этапа – определение каждым участником своей роли в игре, формирование группы детей, участвующих в ней, или нескольких групп, соревнующихся между собой.
4. Координация действий участников игры в соответствии с правилами и условиями развития игры. Итог этого этапа – принятие всеми участниками игры своей роли, осознание правил и условий игры, их выполнение, реализация потребностей и интересов детей.
5. Подведение итогов игры, организация рефлексии, т. е. оценки детьми характера своего участия в игре и достигнутых результатов. Итог данного этапа – определение перспектив дальнейших совместных действий, новых способов взаимодействия детей.
6. Последействие – закрепление и развитие позитивных тенденций и достижений, полученных в других формах работы с детьми, внесение изменений в организацию жизнедеятельности коллектива[28]
Список использованной литературы :
1. Аникеева, Н. Воспитание игрой [Текст] / Н. П. Аникеева. - Новосибирск: БИЦ, 2012. –143 с.
2. Артемова, А. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] / А. Артемова. – М. : ИНФРА-М. – 2010. – 127 с.
3. Богуславская, З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры [Текст] / З. М. Богуславская // Психология и педагогика игры дошкольника. – М. : Просвещение, 2011. – 368 с.
4. Бочкарева, Л. П. Воздействие книг и картин на игровые образы [Текст] / Л. П. Бочкарева // Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, Л. И. Матусик. – М., 2010. – С. 38–48.
5. Воспитание детей в игре : пособие для педагога детского сада [Текст] / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 5-е изд. перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2009. – 192
6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. № 6.
7. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – № 6. – 2010. – 215 с.
8. Геронимус Ю. В. Игра, модель, экономика. М. : "Знание", 1989. с. 18.] :
9. Дошкольное воспитание. – 2010. – № 1. – С. 37-46.
10. Дрязгунова, В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями [Текст] / В. А. Дрязгунова. - М. : Просвещение, 2011. – 114 с.
11. Екатерина Николаевна Апанасенкова Перспективный план по использованию игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Публикация на сайте maam.ru, 2016 г.
12. ЕМЕЛЬЯНОВА И. Н. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ. - М. : Высшее образование, 2006. – 306 с.
13. Запорожец, А. В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А. В. Запорожец Т. А Маркова. – 6-е изд. перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2012. – 317 с.
14. Игра дошкольника [Текст] / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. ; Под ред. С. Л. Новоселовой. – 3-е изд. перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2010. – 286 с.
15. Кавтарадзе Д. Н. Учеб. пособие для учителей. -М. : Изд-во Моск. псих. -соц. ин-та, 1998. с. 91
16. Кононова, И. М. Дидактические игры [Текст] / И. М. Кононова, К. Д. Сергеева // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 2012. – 215 с.
17. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А. Н. Леонтьев // Избр. психолог, произведения: В 2-х т. – М., 2010. –Т. 1. – 426 с.
18. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре: пособие для педагога детского сада [Текст] / Под. ред. Т. А. Марковой. – 5-е изд. перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2012. – 128 с.
19. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
20. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
21. Михайленко, Н. Я. Взаимодействие взрослого с детьми в игре [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова //Дошкольное воспитание. – 2012. – №3. – С. 15-26.
22. Михайленко, Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М., 2009. – 109 с.
23. Михайленко, Н. Я. К вопросу о строении игр с правилами [Текст] / Н. Я. Михайленко, О. К. Петрова //
24. Проблемы дошкольной игры : психолого-педагогический аспект [Текст] / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Н. Я. Михайленко. – 5-е изд. перераб. и доп. – М, 2011. –С. 192.
25. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. – 6-е изд. перераб. и доп. – М. : Педагогика, 2013. – 274 с.
26. Разин, В. М. Природа и генезис игры [Текст] / В. М. Разин // Вопросы философии. - 2012. – № 6. – С. 26-36.
27. Руководство играми детей в дошкольном учреждении : из опыта работы [Текст] / Под. ред. М. А. Васильевой. – 5-е изд. перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2010. – 112 с.
28. СЕДОВА Л. Н., ТОЛСТОЛУЦКИХ Н. ПТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ. М. : Высшее образование, 2006. – 206 с.
29. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.
30. Шашина, В. П. Методика игрового общения [Текст] / В. П. Шашина. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 286 с.
31. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. – М. : Новая школа, 1994.
32. Эльконин Д. Б. Игры и психологическое развитие ребенка-дошкольника // Тр. Всероссийская научная конференция по дошкольному воспитанию. М., 1949.
33. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999.
34. Эльконин Д. Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 195
35. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. – 5-е изд. перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2012. – 204 с.
36. Эльконин, Д. Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей [Текст] / Д. Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 5. – С. 41–46.
37. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Владос, 2013. – 360 с.
38. Эльконин, Д. Б. Символика игры и ее функции в игре детей [Текст] / Д. Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 3. – С. 56–60.
39. Януш корчак несерьезная педагогика. Режим доступа https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fpravsarov.su%2Fassets%2Ffiles%2FKorchak%2FNesereznaya_pedagogika.doc&name=Nesereznaya_pedagogika.doc&lang=ru&c=581630550dcb, дата обращения 25.10.2016