Юлия Блинова
Использование игровых технологий в работе по воспитанию экологической культуры старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологические проблемы современного мира побуждают к поиску средств, которые будут способствовать развитию экологического мышления человека. Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольников. В современной педагогике существует множество методов воспитания экологической культуры дошкольников. Одним из них является использование игровых технологий в работе с детьми по воспитанию экологической культуры.
Публикация «Использование игровых технологий в работе по воспитанию экологической культуры старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В связи с построением педагогического процесса с учетом Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) произошло изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса : не через систему занятий, а через другие формы воспитательно-образовательной работы с детьми. Следствием этого стало — внедрение игровых технологий. Используемые в педагогической работе игровые технологии, в соответствии с основными требованиями ФГОС, направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность.
Посредством игровой деятельности достигаются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования : ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность, любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать, обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
В игре создается основа для новой ведущей деятельности - учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогов является организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника. Именно игра помогает решать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов. В условиях игры дети лучше развивается произвольное внимание, память, чем по прямому заданию взрослого.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что целесообразно использовать игровые технологии для решения задач воспитания экологической культуры посредством игры. К ним относятся творческие игры (сюжетно-ролевые, игра – драматизация, строительная, игры с правилами (подвижные и дидактические).
Существует определённый порядок использования данной технологии в практической работе. Работу по использованию данной технологии необходимо начинать с постановки задач, отбора, разработки и подготовки игр, учитывая возрастные особенности воспитанников. Далее педагог включает детей в игровую деятельность и осуществляется сама игра. Завершающим этапом становится подведение итогов и мониторинг результатов игровой деятельности.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Классификация игр.
Дидактические игры являются основой обучения дошкольников. Дидактические игры, направленные на воспитание экологической культуры дошкольников помогают воспитателю заложить основу правильного поведения в природе, сформировать в детском коллективе эмоциональное отношение к такому поведению. Такие игры можно использовать, как при проведении НОД, так и в повседневной жизни. Со старшими дошкольниками целесообразно проводить игры во время прогулок на участке, экскурсий, целевых прогулок по экотропе детского сада. Например, во время целевой прогулки по экотропе осенью можно предложить детям поиграть в игры «С какого дерева листок», «Помоги дереву», «Угадай дерево по описанию», «Загадки и отгадки». Игры помогают сделать прогулку увлекательнее, помогают закрепить знания, полученные во время НОД, бесед, наблюдений в природе. Интересны и занимательны для детей словесно-дидактические игры, которые не требую специальной подготовки и оборудования. Такие игры смогут сделать интересными досуг, прогулки на веранде в дождливую погоду. Игры могут быть разными, а содержание помогут определить темы НОД, события или явления, которые обсуждались с детьми во время наблюдений. Примеров таких игр великое множество: «Вода – не вода», «Плавает, прыгает, летает», «Хорошо – плохо», «Что бывает жёлтым (синим и др. ?», «Дикие – домашние» и другие.
Дидактическая игра
«С какого дерева листок»
Дидактическая задача: упражнять детей в умении различать деревья по листьям и плодам; развивать наблюдательность, внимание, память, воспитывать познавательный интерес.
Игровое правило : выигрывает тот, кто первым найдёт и назовет деревья, с которых упал листок.
Игровое действие : подбирать картинки, соотносить деревья с их листьями и плодами.
Оборудование: картинки с изображением деревьев, листьев, плодов.
Ход.
На столе картинки с изображением деревьев. Ведущий перемешивает карточки с изображением листьев и плодов и предлагает детям взять себе равное количество. Дети определяют, с какого дерева лист (плод) и соотносят с картинкой (у меня лист берёзы – берёзовый лист)
Дидактическая игра
«Помоги дереву»
Дидактическая игра: закреплять знания детей о росте и развитии растений, о вредном воздействии окружающей среды, деятельности человека на растения (дерево, о правилах ухода за деревьями. Формировать представление о том, что юный эколог – это ребёнок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных, создаёт для них хорошие условия жизни.
Игровое правило : листок вырастет, если ребёнок придумает своё доброе дело.
Игровое действие : каждый ребёнок называет своё доброе дело, которое спасёт сухое дерево.
Оборудование: модель сухого дерева, картинки, листочки.
Ход.
Воспитатель показывает модель сухого дерева и раздаёт каждому листочек. Предлагает придумать и сказать, чем можно помочь дереву. Объясняет, что тогда дерево снова зазеленеет, на нём опять появятся листочки.
Особое значение в экологическом воспитании дошкольников имеет сюжетно-ролевая игра. Сюжетно – ролевую игру можно организовывать с детьми не только в повседневной жизни, но и привносить её в НОД. Включение в содержание НОД, различных элементов сюжетно-ролевой игры (обыгрывание игрушек, разыгрывание сюжета, выполнение ролевых действий) будет способствовать развитию содержания последующих детских игр, сформирует умение самостоятельно осуществлять игровой замысел. Используя в работе по экологическому воспитанию сюжетно – ролевую игру нельзя не сказать о такой форме, как игровая обучающая ситуация (ИОС). ИОС – это специально организованная сюжетно – ролевая игра («Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу», «Прогулка в лес», «Пух пришёл к обеду»). Для неё характерно: короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненной ситуации или литературного произведения; подобрано необходимое оборудование и атрибуты; в игре определены дидактическая и воспитательная задачи; игру проводит воспитатель (объявляет название и сюжет, распределяет роли, берёт на себя роль) и руководит всей игрой.
При экологизации традиционных сюжетно-ролевых игр нужно соблюдать принцип доступности. Примером могут послужить сюжетно-ролевые игры «Магазин» (организовать отделы «Семена», «Овощи – фрукты», «Цветы», «Семья» ( расширить сюжет: семья едет в лес, сажает огород, отправляется в путешествие на море и т. п., «Зоопарк», «Ветлечебница «Айболит» и другие. В этих играх дети действуют в соответствии с взятой на себя ролью и применяют знания, полученные ранее. В таких играх важно руководство взрослого – нельзя, чтобы обучающая цель преобладала над игровой. Это не позволить детям развить собственный сюжет.
Ещё одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, глина, снег, камешки, шишки, ракушки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой опыт.
Строительные игры могут стать основанием для организации экспериментов, которые педагог проводит с целью разрешения детских вопросов: почему сегодня снег лепится, а вчера – нет? Что надо сделать, чтобы горка быстрее замёрзла? Как сделать разноцветные льдинки для украшения снежных построек? Природный материал может использоваться для дополнения и украшения построек из строительных наборов (деревянных, пластмассовых). Ценность использования природного материла, при организации строительных игр заключается в том, что дети в процессе игры открывают для себя новые свойства и качество различных предметов и веществ.
Подвижные игры очень разнообразны, как по своему содержанию, так и по организации. В них есть сюжет, роли и правила, игровые действия выполняются в соответствии с ролью и правилами. Подвижные игры способствуют развитию интереса детей к миру природы. Содержание подвижных игр связано с подражанием повадкам животных, имитации их движений, звуков («Наседка и цыплята», «У медведя во бору», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Перёлет птиц»). Таким образом, происходит закрепление знаний детей о жизни животных, явлениях природы.
Особое место в экологическом воспитании детей занимают игры – драматизации. Выполняя различные роли, дети учатся сопереживать своим героям, расширяются представления об образе жизни, повадках различных животных – сказочных персонажах. Для этого подходят драматизации по мотивам русских народных сказок о животных («Теремок», «Девочка и лиса», «Кот, петух и лиса», произведениям В. Сутеева («Кот – рыболов», «Кто сказал мяу?», «Петух и краски»)
Использование игровых технологий активизирует воспитанников; повышает познавательный интерес; вызывает эмоциональный подъём; способствует развитию творчества.
Игры помогают детям закрепить знания о растительном и животном мире, правилах поведения в природе; они учатся классифицировать, формируется представление о взаимосвязи растений, животных, птиц, насекомых; овладевают умением устанавливать связи между объектами природы и рукотворного мира.
Игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Горбатенко, О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. [Текст] /О. Ф. Горбатенко. – Волгоград, 2008г.
Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. [Текст] / Е. И. Касаткина - Управление ДОУ – 2015г. – №5
Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. [Текст] /С. Н. Николаева - М., 2005г.
Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. [Текст] /Т. В. Хабарова – СПб. ,2011г.