Инга Винокурова
Использование игровых технологий как средство формирования коммуникативных навыков у подростков
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Инга Винокурова
Использование игровых технологий как средство формирования коммуникативных навыков у подростков
"Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное – воспитание в человеке человеческого". Антуан де Сент-Экзюпери.
1. Вызовы времени. Адаптация подрастающего поколения к современным трендам.
Публикация «Использование игровых технологий как средство формирования коммуникативных навыков у подростков» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Не просто данные, а научное подтверждение. Возрастные особенности развития ребенка.
3. Дополнительное образование как механизм развития всесторонне развитой личности.
4. Игра в жизни ребенка.
5. Применяем игровые технологии на практике.
6. Выводы: Дополнительное образование – полноправный партнер школьного образования.
Вызовы времени. Адаптация подрастающего поколения к современным трендам.
В последнее время одной из самых актуальных проблем стала адаптация человека к быстро меняющимся условиям, реформы в экономике, в сферах образования, технологические достижения, все это существенно повлияло на образ жизни и мышление человека. И вопросы, касающиеся развития и воспитания подрастающего поколения, стоят все более и более остро.
Для нынешних школьников предстоит непростой переход во взрослую жизнь, ведь условия конкуренции и требования при выборе профессии стремительно растут. Сегодня уже недостаточно будет обладать лишь одной специальностью, чтобы устроиться на хорошую работу, именно поэтому важно формировать у детей компетенции в разных отраслях. Выпускники школы должны уметь ориентироваться в современном мире, понимать экономические тенденции и не бояться вызовов времени, ведь от этого будет зависеть их благосостояние и качество жизни. Человек должен уметь выполнять четко поставленные задачи на работе, успевать реализовать свою социальную функцию и при этом, важным остается самоопределение человека, выбор профессии, которая будет интересна, откликаться с его моральными качествами и физическими возможностями.
Основные базовые знания дети, конечно, получают в школе, но этих знаний в нашем динамичном мире уже недостаточно, и здесь появляется уже не просто желание, а даже необходимость и важность получения ребенком дополнительного образования. В НПА дополнительного образования детей говорится о воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности. То есть можно сказать, что дополнительное образование является таким же важным, как и общее образование, ведь оно помогает ребенку формироваться всесторонне развитым человеком.
Надо сказать, что дети иногда в школе испытывают некоторые трудности в общении со своими сверстниками, в то время как, придя в дополнительное образование ребенок гораздо быстрее находит близких по интересам друзей.
Не просто данные, а научное подтверждение. Возрастные особенности развития ребенка.
В педагогике и психологии уже давно имеются исследования касающиеся возрастных особенностей развития детей и при составлении образовательной программы педагог обязательно учитывает особенности развития детей с целью построения эффективной деятельности. Так основные направления в возрасте от 11 до 15 лет на которые следует обратить это:
Формирование и развитие:
• нового уровня мышления, логической памяти, устойчивого внимания;
• широкого спектра способностей и интересов, определение круга устойчивых интересов;
• интереса к другому человеку как к личности;
• интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;
• укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждение самостоятельности, личной автономии;
• чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
• форм и навыков личного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
• моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания к другим людям;
• представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
В период отрочества у подростка возникает все больше потребность в общении, здесь уже общение приобретает новые формы. Сверстники начинают оказывать влияние на подростка, появляется понимание осознания себя в обществе в коллективе, желание соперничества, лидерства, уважения. Дети стремятся закрепиться в группе по интересам, где они будут уже иметь какой-то статус. Влияние сверстников на подростка важно учитывать при обучении и воспитании ребенка. Ведь общение может приводить как к позитивному развитию и формированию ребенка, так и к негативному чувству «отверженности». Отверженность можно определить наблюдая низкую общительность ребенка, когда ребенок по определенным причинам не включается в группу сверстников. Отверженность влечет чувство одиночества. И если в школе ребенок может испытывать большие трудности в общении с одноклассниками, то в секциях и кружках дополнительного образования он может легко найти друзей по интересам. Учитель в школе не может решить разом все проблемы ребёнка, его успеваемость, трудности в семье и общении со сверстниками, ведь тонкая грань между постоянной поддержкой и развитием самостоятельности подростка также является очень важной.
Дополнительное образование как механизм развития всесторонне развитой личности.
Дополнительное образование сегодня рассматривается как механизм развития личности ребенка его индивидуализации и самореализации, оно может выступать как поддержка интереса к направлению отстающих детей, так и развивать способности детей одаренных. И здесь, конечно, возникает вопрос, какие технологии использовать.
Проблема использования новых технологий в воспитательном процессе является актуальной на сегодняшний день. Педагоги дополнительного образования в своей работе используют целый набор технологий.
Все что педагог использует в своей работе должно соответствовать «зоне ближайшего развития», то есть знать и понимать, что интересует ребенка на этом этапе его развития и взросления, что он уже знает и умеет, и может изучить.
Игра в жизни ребенка.
Игра в жизни ребенка занимает важную роль с самого детства, но игра не уходит никуда и из жизни взрослого, поэтому использование игр, подходящих по возрасту, будут иметь такой же интерес, но содержание и воображение будут иметь уже более осмысленные формы. Проблемы детской игры интересовали психологов и педагогов ее исследование занимались: Э. Берн Берн, Э. Игры, в которые играют люди. М. : ЛИТУР, 1988. - 400 с., Л. С. Выготский, Б. В. Куприянов Куприянов, Б. В. Коммуникативная ситуационно-ролевая игра «Яхта»: Методическая разработка. Кострома, 1995. - 340 с., Е. В. Титова, Й. Хейзинг, С. А. Шмаков Шмаков, С. А. Игры учащихся - феномен культуры. М. : Новая школа, 1994. - 240 с., Д. Б. Эльконин Эльконин, Д. Б. Психология игры. М. : Педагогика, 1999. - 360 с. и др.
Для педагога дополнительного образования важным остается обращать внимание на индивидуальные особенности развития ребенка и как говорил Ш. А. Амонашвили, - «Если вам доверили воспитание ребенка, верните его крылатым».
Так как дополнительное образование нацелено на личностно-ориентированное образование, то вопрос, на который оно отвечает не «чему учить», а «как учить», оно не стремится расширять набор программ, а ищет способы развития в ребенке творческого отношения к миру, развитию эмоционального фона ребенка и обеспечивает комфортные условия его развития.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека.
Педагогическая игра характеризуется наличием определенного результата и учебно-познавательной деятельностью. Используя такие технологии, педагог определяет роль и позицию воспитанников. При том что игра может иметь определенные цели, педагог подразумевает, что дети будут выходить за рамки этих целей, включая свою фантазию, моделируя дополнительные ситуации и импровизируя в них. Одной из важных составляющих использования игровых технологий в ДОД является активизация детей, педагогу важно следить за вовлеченностью ребенка, за тем как он взаимодействует в группе, за его общением с одногруппниками во время игры. Деление воспитанников на команды и группы усиливает эффект взаимодействия. У детей возникает чувство команды, ребенок начинает мыслить, как «мы» и непроизвольно начинает коммуницировать с другими детьми, а педагог дает свободу деятельности детям в этот момент. У детей развивается внимание, мышление, речь.
Применяем игровые технологии на практике.
Примером применения игровых технологий может быть разработка программы дополнительного образования туристско-краеведческой направленности. Основным компонентом здесь будет выступать краеведение. Цель программы: Создать условия для изучения культуры и быта народов России и мира средствами познавательной и игровой деятельности. Возраст воспитанников 11-15 лет. В программу будут включены такие темы как: особенности жизни, культуры и быта народов России и мира. Материал будет даваться в виде беседы, рассказов, презентаций о народе, а после педагог будет обучать детей играм этих народов о которых идет речь. Расскажет о том, что игры изначально могли быть вовсе не играми, а отношением человека к природе, религиозными обрядами, особенностями календарно-обрядовой деятельности, просто бытовыми ситуациями, так дети будут постепенно знакомиться с народами. При этом игры будут делиться на подвижные: как пример при изучении «Игр народов севера» — это может быть метание маута, прыжки через нарты, перетягивание каната, но и игры интеллектуальные в виде викторин, квизов, интеллектуальных баттлов (соревнований) по изученным темам. Данная программа позволит детям познакомиться с разными народами, будет воспитывать толерантное отношение к другим национальностям, уважению к одногруппникам из других городов и стран, развитию коммуникативных навыков.
Дополнительное образование – полноправный партнер школьного образования.
Таким образом надо сказать, что дополнительное образование является партнером образования школьного, оно должно идти параллельно помогая, дополняя и расширяя знания умения детей. Оно способно развивать память, мышление и творческие способности, помогает думать по-другому, нестандартно, помогает ребенку заявить о себя, проявить свои таланты, почувствовать себя частью определенной группы интересов и применить потом эти интересы за рамками кружка, секции дополнительного образования.
Перед педагогом дополнительного образования встают вызовы времени, а именно применения все новых интересных технологий в своем образовательном процессе, чтобы ребенок хотел посещать именно его кружок, ведь конкурентоспособность играет большую роль и заинтересовать, и удержать интерес ребенка является важной задачей для педагога дополнительного образования.
Список литературы:
1. 1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст]/ Г. С. Абрамова. - М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. - 2000. - 624с.
2. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах А 28 (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами/авт. –сост. С. А. Коробкина – Изд. 3-е, испр.
3. Анн Л. Ф. А Психологический тренинг с подростками. – СПБ. : Питер, 2005. – 271 с. : ил. – (Серия «Эффективных тренинг»).
4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди [Текст] / Э. Берн. - М. : ЛИТУР, 1988. - 400 с
5. Евладова, Е. В., Логинова, Л. Г., Михайлова, Н. Н. Дополнительное образование детей [Текст] / Е. В. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2002.- 352с.
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 февраля 2021 г. N 38 "О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. N 467”
7. https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/igrovye-tehnologii-v-dopolnitelnom-obraz.399438388/ [электронный ресурс] режим доступа/ "Игровые технологии в дополнительном образовании детей" | Германкова Елена Ивановна