МААМ-картинки

Использование игровых технологий как средство формирования коммуникативных навыков у подростков (1 фото)

Инга Винокурова
Использование игровых технологий как средство формирования коммуникативных навыков у подростков
▼ Скачать + Заказать документы

Автор: Инга Винокурова

Использование игровых технологий как средство формирования коммуникативных навыков у подростков

"Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное – воспитание в человеке человеческого". Антуан де Сент-Экзюпери.

Использование игровых технологий как средство формирования коммуникативных навыков у подростков

1. Вызовы времени. Адаптация подрастающего поколения к современным трендам.

Публикация «Использование игровых технологий как средство формирования коммуникативных навыков у подростков» размещена в разделах

2. Не просто данные, а научное подтверждение. Возрастные особенности развития ребенка.

3. Дополнительное образование как механизм развития всесторонне развитой личности.

4. Игра в жизни ребенка.

5. Применяем игровые технологии на практике.

6. Выводы: Дополнительное образование – полноправный партнер школьного образования.

Вызовы времени. Адаптация подрастающего поколения к современным трендам.

В последнее время одной из самых актуальных проблем стала адаптация человека к быстро меняющимся условиям, реформы в экономике, в сферах образования, технологические достижения, все это существенно повлияло на образ жизни и мышление человека. И вопросы, касающиеся развития и воспитания подрастающего поколения, стоят все более и более остро.

Для нынешних школьников предстоит непростой переход во взрослую жизнь, ведь условия конкуренции и требования при выборе профессии стремительно растут. Сегодня уже недостаточно будет обладать лишь одной специальностью, чтобы устроиться на хорошую работу, именно поэтому важно формировать у детей компетенции в разных отраслях. Выпускники школы должны уметь ориентироваться в современном мире, понимать экономические тенденции и не бояться вызовов времени, ведь от этого будет зависеть их благосостояние и качество жизни. Человек должен уметь выполнять четко поставленные задачи на работе, успевать реализовать свою социальную функцию и при этом, важным остается самоопределение человека, выбор профессии, которая будет интересна, откликаться с его моральными качествами и физическими возможностями.

Основные базовые знания дети, конечно, получают в школе, но этих знаний в нашем динамичном мире уже недостаточно, и здесь появляется уже не просто желание, а даже необходимость и важность получения ребенком дополнительного образования. В НПА дополнительного образования детей говорится о воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности. То есть можно сказать, что дополнительное образование является таким же важным, как и общее образование, ведь оно помогает ребенку формироваться всесторонне развитым человеком.

Надо сказать, что дети иногда в школе испытывают некоторые трудности в общении со своими сверстниками, в то время как, придя в дополнительное образование ребенок гораздо быстрее находит близких по интересам друзей.

Не просто данные, а научное подтверждение. Возрастные особенности развития ребенка.

В педагогике и психологии уже давно имеются исследования касающиеся возрастных особенностей развития детей и при составлении образовательной программы педагог обязательно учитывает особенности развития детей с целью построения эффективной деятельности. Так основные направления в возрасте от 11 до 15 лет на которые следует обратить это:

Формирование и развитие:

нового уровня мышления, логической памяти, устойчивого внимания;

• широкого спектра способностей и интересов, определение круга устойчивых интересов;

• интереса к другому человеку как к личности;

• интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;

• укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждение самостоятельности, личной автономии;

• чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

• форм и навыков личного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

• моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания к другим людям;

• представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

В период отрочества у подростка возникает все больше потребность в общении, здесь уже общение приобретает новые формы. Сверстники начинают оказывать влияние на подростка, появляется понимание осознания себя в обществе в коллективе, желание соперничества, лидерства, уважения. Дети стремятся закрепиться в группе по интересам, где они будут уже иметь какой-то статус. Влияние сверстников на подростка важно учитывать при обучении и воспитании ребенка. Ведь общение может приводить как к позитивному развитию и формированию ребенка, так и к негативному чувству «отверженности». Отверженность можно определить наблюдая низкую общительность ребенка, когда ребенок по определенным причинам не включается в группу сверстников. Отверженность влечет чувство одиночества. И если в школе ребенок может испытывать большие трудности в общении с одноклассниками, то в секциях и кружках дополнительного образования он может легко найти друзей по интересам. Учитель в школе не может решить разом все проблемы ребёнка, его успеваемость, трудности в семье и общении со сверстниками, ведь тонкая грань между постоянной поддержкой и развитием самостоятельности подростка также является очень важной.

Дополнительное образование как механизм развития всесторонне развитой личности.

Дополнительное образование сегодня рассматривается как механизм развития личности ребенка его индивидуализации и самореализации, оно может выступать как поддержка интереса к направлению отстающих детей, так и развивать способности детей одаренных. И здесь, конечно, возникает вопрос, какие технологии использовать.

Проблема использования новых технологий в воспитательном процессе является актуальной на сегодняшний день. Педагоги дополнительного образования в своей работе используют целый набор технологий.

Все что педагог использует в своей работе должно соответствовать «зоне ближайшего развития», то есть знать и понимать, что интересует ребенка на этом этапе его развития и взросления, что он уже знает и умеет, и может изучить.

Игра в жизни ребенка.

Игра в жизни ребенка занимает важную роль с самого детства, но игра не уходит никуда и из жизни взрослого, поэтому использование игр, подходящих по возрасту, будут иметь такой же интерес, но содержание и воображение будут иметь уже более осмысленные формы. Проблемы детской игры интересовали психологов и педагогов ее исследование занимались: Э. Берн Берн, Э. Игры, в которые играют люди. М. : ЛИТУР, 1988. - 400 с., Л. С. Выготский, Б. В. Куприянов Куприянов, Б. В. Коммуникативная ситуационно-ролевая игра «Яхта»: Методическая разработка. Кострома, 1995. - 340 с., Е. В. Титова, Й. Хейзинг, С. А. Шмаков Шмаков, С. А. Игры учащихся - феномен культуры. М. : Новая школа, 1994. - 240 с., Д. Б. Эльконин Эльконин, Д. Б. Психология игры. М. : Педагогика, 1999. - 360 с. и др.

Для педагога дополнительного образования важным остается обращать внимание на индивидуальные особенности развития ребенка и как говорил Ш. А. Амонашвили, - «Если вам доверили воспитание ребенка, верните его крылатым».

Так как дополнительное образование нацелено на личностно-ориентированное образование, то вопрос, на который оно отвечает не «чему учить», а «как учить», оно не стремится расширять набор программ, а ищет способы развития в ребенке творческого отношения к миру, развитию эмоционального фона ребенка и обеспечивает комфортные условия его развития.

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека.

Педагогическая игра характеризуется наличием определенного результата и учебно-познавательной деятельностью. Используя такие технологии, педагог определяет роль и позицию воспитанников. При том что игра может иметь определенные цели, педагог подразумевает, что дети будут выходить за рамки этих целей, включая свою фантазию, моделируя дополнительные ситуации и импровизируя в них. Одной из важных составляющих использования игровых технологий в ДОД является активизация детей, педагогу важно следить за вовлеченностью ребенка, за тем как он взаимодействует в группе, за его общением с одногруппниками во время игры. Деление воспитанников на команды и группы усиливает эффект взаимодействия. У детей возникает чувство команды, ребенок начинает мыслить, как «мы» и непроизвольно начинает коммуницировать с другими детьми, а педагог дает свободу деятельности детям в этот момент. У детей развивается внимание, мышление, речь.

Применяем игровые технологии на практике.

Примером применения игровых технологий может быть разработка программы дополнительного образования туристско-краеведческой направленности. Основным компонентом здесь будет выступать краеведение. Цель программы: Создать условия для изучения культуры и быта народов России и мира средствами познавательной и игровой деятельности. Возраст воспитанников 11-15 лет. В программу будут включены такие темы как: особенности жизни, культуры и быта народов России и мира. Материал будет даваться в виде беседы, рассказов, презентаций о народе, а после педагог будет обучать детей играм этих народов о которых идет речь. Расскажет о том, что игры изначально могли быть вовсе не играми, а отношением человека к природе, религиозными обрядами, особенностями календарно-обрядовой деятельности, просто бытовыми ситуациями, так дети будут постепенно знакомиться с народами. При этом игры будут делиться на подвижные: как пример при изучении «Игр народов севера» — это может быть метание маута, прыжки через нарты, перетягивание каната, но и игры интеллектуальные в виде викторин, квизов, интеллектуальных баттлов (соревнований) по изученным темам. Данная программа позволит детям познакомиться с разными народами, будет воспитывать толерантное отношение к другим национальностям, уважению к одногруппникам из других городов и стран, развитию коммуникативных навыков.

Дополнительное образование – полноправный партнер школьного образования.

Таким образом надо сказать, что дополнительное образование является партнером образования школьного, оно должно идти параллельно помогая, дополняя и расширяя знания умения детей. Оно способно развивать память, мышление и творческие способности, помогает думать по-другому, нестандартно, помогает ребенку заявить о себя, проявить свои таланты, почувствовать себя частью определенной группы интересов и применить потом эти интересы за рамками кружка, секции дополнительного образования.

Перед педагогом дополнительного образования встают вызовы времени, а именно применения все новых интересных технологий в своем образовательном процессе, чтобы ребенок хотел посещать именно его кружок, ведь конкурентоспособность играет большую роль и заинтересовать, и удержать интерес ребенка является важной задачей для педагога дополнительного образования.

Список литературы:

1. 1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст]/ Г. С. Абрамова. - М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. - 2000. - 624с.

2. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах А 28 (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами/авт. –сост. С. А. Коробкина – Изд. 3-е, испр.

3. Анн Л. Ф. А Психологический тренинг с подростками. – СПБ. : Питер, 2005. – 271 с. : ил. – (Серия «Эффективных тренинг»).

4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди [Текст] / Э. Берн. - М. : ЛИТУР, 1988. - 400 с

5. Евладова, Е. В., Логинова, Л. Г., Михайлова, Н. Н. Дополнительное образование детей [Текст] / Е. В. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2002.- 352с.

6. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 февраля 2021 г. N 38 "О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. N 467”

7. https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/igrovye-tehnologii-v-dopolnitelnom-obraz.399438388/ [электронный ресурс] режим доступа/ "Игровые технологии в дополнительном образовании детей" | Германкова Елена Ивановна

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

Использование игровых технологий в образованииИспользование игровых технологий в образовании Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 58 «Белочка» Использование игровых.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя ДОО .

Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию»Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию» Применение информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию В наш современный век информационного и технического прогресса.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Проект по трудовому воспитанию «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков младших дошкольников»Проект по трудовому воспитанию «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков младших дошкольников» Проект по трудовому воспитанию «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков младших дошкольников» Актуальность темы. Маленькие.

Семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ»Семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ» В нашем детском саду был проведен районный семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ».

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых технологий как средство формирования коммуникативных навыков у подростков
Опубликовано: 12 мая 2023 в 11:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых технологий как средство формирования коммуникативных навыков у подростков» (включая файлы) размещена пользователем Инга Винокурова (УИ 3246206) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД