Марина Тарнавская
Формирование навыков звукового анализа и синтеза через Тико-конструирование
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков звукового анализа и синтеза через Тико-конструирование.
Рабочая программа учителя-логопеда представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи.
Темочки:
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Консультации для педагогов
- Конструирование. Методические разработки
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Тико-конструктор
- Темочки
Работая над развитием фонематического восприятия, я делаю упор на осознанный анализ и синтез звукового состава слова, т. к. звуковой анализ устной речи - это мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки, установление их количества и последовательности. Перед тем, как воспроизвести слово ребёнку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетания звуковых элементов в единое целое. Прочитать слово - значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.
Согласитесь, довольно сложный процесс для дошкольника с речевыми нарушениями? Но не стоит огорчаться, использование игровых технологий помогает развитию у детей не только интереса к занятию, но и к формированию потребности изучать звуковую сторону речи.
В 2015 году в моей копилке игр появился конструктор ТИКО – ГРАММАТИКА, с помощью которого дети первого года обучения уже читают слоги и односложные слова, а будущие первоклассники в совершенстве владеют звуковым анализом,с легкостью подбирают слова к звуковым схемам, разгадывают и составляют кроссворды.
Вся система упражнений с данным конструктором проводится мной, начиная с ознакомления детей со звуками на первом году обучения. При знакомстве со звуками дети определяют гласный или согласный, тем самым выбирая квадратик соответствующего цвета. Разработанные мной игры и упражнения помогают научить ребенка не только выделять звук в словах и определять его позицию, но и развивают речевое дыхание (пение звуковых дорожек). При использовании предметных картинок дети учатся определять звук и давать его характеристику, а к концу года ребенок может не только собирать слоги и слова, но и читать их.
На втором году обучения ведется работа непосредственно со схемой. Дети выделяют слоги из предложенных слов и самостоятельно их составляют, соблюдая звуковую символику. Во втором периоде коррекционной работы ведется работа со словами. И в заключении – дети составляют предложения.
Используя такие упражнения с первого года обучения, дети легко учатся дифференцировать гласные и согласные, запоминать буквы. Данный вид деятельности развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, они учатся концентрации внимания, учатся следовать устным инструкциям, а также стимулируется развитие памяти, совершенствуются трудовые навыки.
Считаю, что использование конструктора ТИКО в логопедической практике – это процесс творческий и интересный, так как осуществляется через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом.