Папки-передвижки

Игры и упражнения в речевом развитии детей раннего возраста

Татьяна Татарчук
Игры и упражнения в речевом развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Игры и упражнения в речевом развитии детей раннего возраста

Актуальность

Речь является основным средством человеческого общения. По своему жизненному значению речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, средством управления поведением других людей и регуляцию собственного поведения. Своевременное и правильное овладение речью важно для развития ребёнка. Сначала он осознаёт речь, слышит её и понимает, общаясь с взрослыми. Потом говорит только о том, что он видит и делает в данный момент. Поэтому объединение слова и дела – очень важная составляющая формирования активной речи. Взрослым следует помочь детям накопить словарный запас. Новые слова должны быть понятны детям. Активизировать речь возможно с помощью игр и упражнений.

Публикация «Игры и упражнения в речевом развитии детей раннего возраста» размещена в разделах

Тематика игр может быть самая разнообразная. У игры должен быть сюжет, содержание, продуманы способы взаимодействия с взрослыми, которые не должны препятствовать развитию активности и самостоятельности детей.

При определении содержания и приёмов руководства речевыми играми и упражнениями следует учитывать возраст детей и их опыт.

В области речевого развития ребё нка перед педагогом стоит основная цель и задачи:

Цель: Развитие речи как средство общения.

Задачи: Формирование интереса к активному взаимодействию с взрослыми и другими детьми; Формирование активной речи; Формирование фонематического слуха и силы речевого дыхания; Развитие речи как средство управления собственным поведением; Обогащение словарного запаса.

Развитие речевого дыхания

Чёткое произношение слов и фраз зависит от степени развития речевого дыхания ребёнка. Дети с удовольствием выполняют упражнения на длительный и плавный выдох. Они старательно выдувают мыльные пузыри, дуют на бумажные снежинки, осенние листья.

В раннем возрасте стремительно растёт пассивный и активный словарь; формируются коммуникативная, обобщающая и регулятивная функции речи; начинается усвоение грамматического строя речи.

Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики.

Одним из показателей речевого развития ребёнка являются сформированные навыки звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировку с детьми раннего возраста необходимо осуществлять в игровой форме, тогда развитие артикуляционного аппарата будет протекать активнее и быстрее. Например: «Лягушка улыбается», «Качели» и т. д.

Развитие фонематического слуха

Фонематический звук – это восприятие звуков речи, их узнавание и различие. Формирование звукопроизношения начинается с гласных и простых по артикуляции согласных (п, б, в, м, ф). Дети с нормальным речевым развитием легко справляются с воспроизведением этих звуков, хотя этот процесс проходит индивидуально. Правильного звукопроизношения можно добиться с помощью речевых чистоговорок, логоритмики. Детям предлагается рассматривать картинки и повторять слоги из фраз. Например: Ку – ку – ку – спел петух кукареку, за – за – за – у меня живёт коза…

Подвижные игры с речевым сопровождением

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Речевое развитие начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. К трём годам ребёнок должен научиться не только правильно ходить, бегать, но и владеть руками, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, хлопками, звукоподражаниями. Дети раннего возраста ещё очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые активно стимулируют развитие их речи. Малыши с удовольствием повторяют слова, интонацию и движения за взрослыми. Например: «Раз, два, прыгай мячик», «Самолёты»….

Игры – подражания с речевым сопровождением.

Основой обучения детей раннего возраста является стремление малышей к подражанию действиям взрослых. Подражание движениям, мимике, интонации способствуют освоению тембра и тона голоса, интенсивности и силы звучания голоса, логического ударения, темпа речи. Развитию просодических компонентов речи необходимо уделять особое внимание. Конечно, наиболее эффективно это происходит в играх – подражаниях. Например: «Птичий двор»

Сюжетно – дидактические игры.

Тематика игр может быть самая разнообразная. Главное, чтобы у игры был сюжет, содержание, продуманны способы взаимодействия с взрослым, которые не должны препятствовать активности и самостоятельности малышей. Дети с возрастом начинают лучше понимать обращённую к ним речь окружающих и соответственно реагировать. Чтобы научить детей говорить предложениями, в том числе и сложными, в сюжетно – дидактических играх важно использовать разнообразные вопросы и побуждать самих малышей задавать их. Например: «Почему кукла Настя плачет?», «Куда поехала машина?»….

Пальчиковые игры (развитие мелкой моторики).

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество точек, массируя которые, можно воздействовать на весь организм, в том числе и на мозг. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Во всём мире веками создавались потешки, прибаутки с движениями пальцев, которые мы называем «пальчиковыми играми» (Ладушки», «Сорока – ворона» и т. д.). О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл этих игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активируется. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.

Игры являются основной формой обучения детей раннего возраста и средством всестороннего воспитания в том числе и речи.

Публикации по теме:

Презентация «Использование Су-джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста» Слайд 1. Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию материал по теме: «Использование Су-джок терапии в речевом развитии детей дошкольного.

Роль дидактических игр в познавательном и речевом развитии у детей раннего возраста Одной из ведyщих задач, которую peшaют дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Хорошая речь – важнейшее условие.

Игры и упражнения для детей раннего возраста в период адаптации Игры и упражнения для детей раннего возраста в адаптационный период. С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным.

Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста. Формирование речи у дошкольников является важной и.

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности у педагогов по теме: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития.

Мастер-класс «Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста» I. Организационный момент (мотивация к деятельности) (Слайд №1) - Добрый день уважаемые коллеги! В своем мастер – классе я хочу познакомить.

Опыт работы «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей раннего возраста» Совместная работа с воспитателем Курниковой Татьяной Владимировной. Опыт работы на тему: "Роль устного народного творчества в речевом развитии.

Опыт работы «Роль пальчиковой игры в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» Сообщение из опыта работы «Роль пальчиковой игры в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста». В течение дошкольного детства.

Возможности физической культуры в речевом развитии детей дошкольного возраста Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда.

Значение дыхательной гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая нена-пряженная артикуляция. У детей дошкольного возраста речевое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения в речевом развитии детей раннего возраста
Опубликовано: 8 января 2019 в 14:30
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения в речевом развитии детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Татарчук (УИ 1784184) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД