Татьяна Татарчук
Игры и упражнения в речевом развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения в речевом развитии детей раннего возраста
Актуальность
Речь является основным средством человеческого общения. По своему жизненному значению речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, средством управления поведением других людей и регуляцию собственного поведения. Своевременное и правильное овладение речью важно для развития ребёнка. Сначала он осознаёт речь, слышит её и понимает, общаясь с взрослыми. Потом говорит только о том, что он видит и делает в данный момент. Поэтому объединение слова и дела – очень важная составляющая формирования активной речи. Взрослым следует помочь детям накопить словарный запас. Новые слова должны быть понятны детям. Активизировать речь возможно с помощью игр и упражнений.
Публикация «Игры и упражнения в речевом развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Тематика игр может быть самая разнообразная. У игры должен быть сюжет, содержание, продуманы способы взаимодействия с взрослыми, которые не должны препятствовать развитию активности и самостоятельности детей.
При определении содержания и приёмов руководства речевыми играми и упражнениями следует учитывать возраст детей и их опыт.
В области речевого развития ребё нка перед педагогом стоит основная цель и задачи:
Цель: Развитие речи как средство общения.
Задачи: Формирование интереса к активному взаимодействию с взрослыми и другими детьми; Формирование активной речи; Формирование фонематического слуха и силы речевого дыхания; Развитие речи как средство управления собственным поведением; Обогащение словарного запаса.
Развитие речевого дыхания
Чёткое произношение слов и фраз зависит от степени развития речевого дыхания ребёнка. Дети с удовольствием выполняют упражнения на длительный и плавный выдох. Они старательно выдувают мыльные пузыри, дуют на бумажные снежинки, осенние листья.
В раннем возрасте стремительно растёт пассивный и активный словарь; формируются коммуникативная, обобщающая и регулятивная функции речи; начинается усвоение грамматического строя речи.
Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики.
Одним из показателей речевого развития ребёнка являются сформированные навыки звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировку с детьми раннего возраста необходимо осуществлять в игровой форме, тогда развитие артикуляционного аппарата будет протекать активнее и быстрее. Например: «Лягушка улыбается», «Качели» и т. д.
Развитие фонематического слуха
Фонематический звук – это восприятие звуков речи, их узнавание и различие. Формирование звукопроизношения начинается с гласных и простых по артикуляции согласных (п, б, в, м, ф). Дети с нормальным речевым развитием легко справляются с воспроизведением этих звуков, хотя этот процесс проходит индивидуально. Правильного звукопроизношения можно добиться с помощью речевых чистоговорок, логоритмики. Детям предлагается рассматривать картинки и повторять слоги из фраз. Например: Ку – ку – ку – спел петух кукареку, за – за – за – у меня живёт коза…
Подвижные игры с речевым сопровождением
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Речевое развитие начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. К трём годам ребёнок должен научиться не только правильно ходить, бегать, но и владеть руками, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, хлопками, звукоподражаниями. Дети раннего возраста ещё очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые активно стимулируют развитие их речи. Малыши с удовольствием повторяют слова, интонацию и движения за взрослыми. Например: «Раз, два, прыгай мячик», «Самолёты»….
Игры – подражания с речевым сопровождением.
Основой обучения детей раннего возраста является стремление малышей к подражанию действиям взрослых. Подражание движениям, мимике, интонации способствуют освоению тембра и тона голоса, интенсивности и силы звучания голоса, логического ударения, темпа речи. Развитию просодических компонентов речи необходимо уделять особое внимание. Конечно, наиболее эффективно это происходит в играх – подражаниях. Например: «Птичий двор»…
Сюжетно – дидактические игры.
Тематика игр может быть самая разнообразная. Главное, чтобы у игры был сюжет, содержание, продуманны способы взаимодействия с взрослым, которые не должны препятствовать активности и самостоятельности малышей. Дети с возрастом начинают лучше понимать обращённую к ним речь окружающих и соответственно реагировать. Чтобы научить детей говорить предложениями, в том числе и сложными, в сюжетно – дидактических играх важно использовать разнообразные вопросы и побуждать самих малышей задавать их. Например: «Почему кукла Настя плачет?», «Куда поехала машина?»….
Пальчиковые игры (развитие мелкой моторики).
Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество точек, массируя которые, можно воздействовать на весь организм, в том числе и на мозг. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Во всём мире веками создавались потешки, прибаутки с движениями пальцев, которые мы называем «пальчиковыми играми» (Ладушки», «Сорока – ворона» и т. д.). О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл этих игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активируется. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.
Игры являются основной формой обучения детей раннего возраста и средством всестороннего воспитания в том числе и речи.