Павлова Татьяна Николаевна
Использование игровой технологии в работе с детьми с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной.
Публикация «Использование игровой технологии в работе с детьми с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
У детей с умеренной отсталостью ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличия в нем своеобразных «пустот», чрезвычайная скудность представлений, нарушено восприятие, все виды памяти, часто отмечается нарушение речи. Всегда страдает эмоциональная сфера, зачастую поведение хаотично и плохо управляемо. Также такой ребёнок плохо переключается с одного вида деятельности на другой. Кроме того, отсутствие коррекционной помощи приводит к ограниченности, малоподвижности зоны ближайшего развития этих детей.
Для детей с умственной отсталостью, игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания.
Игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровые технологии имеют различную направленность:
1) дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
2) воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;
3) развивающие – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;
4) социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.
Игровые технологии по виду деятельности можно разделить на физические (двигательные, интеллектуальные (умственные, трудовые, социальные и психологические.
У детей с выраженной умственной отсталостью игра в дошкольном возрасте развивается очень медленно и без специального обучения она ограничивается простейшими однообразными манипуляциями с игрушками, являются, как правило, не имеющими игрового содержания. Это обусловлено задержкой сенсомоторного развития и наблюдается даже у детей, которые воспитываются в специальных дошкольных учреждениях.
Без специального обучения дети с выраженной умственной отсталостью не обнаруживают потребности в игре, будучи включенными в нее, длительное время не проявляют интереса ни к игрушкам, ни к самому игровому процессу, подчиняясь к требованиям взрослого, они действуют безразлично, пассивно, не получая удовольствия от выполняемых действий.
Часто у этих детей не сформирован также и целевой компонент, поэтому их действия не имеют осмысленного и целенаправленного характера. Они не умею ставить перед собой конкретную, значимую игровую цель
Важным компонентом комплексного подхода в обучении игре детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является организация предметно-игровой среды, которая позволяет использовать игру как средство коррекции недостатков психического и физического развития. Существенное значение имеет и расположение игрушек. Традиционным является создание в помещении соответствующих уголков - кукольных квартир, гаража для машин, домиков для животных. Целесообразно совместное (взрослый и ребёнок) создание таких уголков, распределение в них игрушек с одновременным их обыгрыванием.
Не рекомендуется предлагать детям все игрушки, так как создается большое количество раздражителей. Только постепенное знакомство ребёнка с игрушками, объяснение и показ того, как можно с каждой из них играть, обучение выполнению игровых действий по подражанию помогут преодолеть нецеленаправленные, хаотические действия, придадут им осмысленный характер и могут вызвать положительные эмоции. Следует просить ребёнка убирать игрушки в конце игры - это помогает воспитанию дисциплинированности, элементарной организованности, упорядоченности в действиях. Среди игрушек должны иметься специализированные (куклы, машины, животные, посуда, мебель и др.) и полифункциональные. Все они должны реалистично отображать объекты действительности по форме, цвету, строению, быть эстетически привлекательными, безопасными, соответствовать уровню возрастного и психического развития ребенка.
Особое место в игре отводится речи, которая не только сопровождает игру, но и выполняет в ней специфическую функцию замещения воображаемых в мысленном плане действий, предметов, образов. Известно, что многие дети, владея обиходной речью, не умеют включать ее в игровой процесс, а сюжетно-ролевую игру невозможно развернуть без участия речи.
Как играть с пирамидками
Лучше всего подойдут самые простые пирамиды — крупные, с пятью-шестью кольцами контрастных цветов, которые резко различаются по размеру.
Отверстия в кольцах должны быть большими, чтобы ребёнок смог надеть кольцо на стержень. Задача — побудить ребёнка самостоятельно снимать кольца со стержня пирамидки и надевать их обратно.
Взрослый берёт в свои ладони руки ребёнка и проводит ими по пирамидке, позволяет ребёнку осмотреть пирамидку со всех сторон. После этого показывает, как правильно снимать кольца с пирамидки, чтобы она не упала: аккуратным движением снизу вверх. Затем показывает, как надевать кольца на пирамидку. Пока ребёнок не способен собирать пирамидку в правильном порядке и будет делать это произвольно. На данном этапе главное, чтобы ребёнок научился нанизывать на пирамидку кольца и снимать их.
Игры с пирамидкой:
1. Раскладывать колечки в ряд по увеличению или уменьшению размера.
2. Выкладывать колечки друг на друга в любом порядке. Построить самую устойчивую башню (положить колечки по убыванию размера). Собирать колечки от разных пирамидок и строить башню.
3. Выкладывать 2-4 колечка в порядке возрастания (убывания) размера и предлагать ребёнку выбрать из оставшихся колечек подходящее для продолжения цепочки.
4. Выкладывать последовательности, пропуская колечко в середине. Ребёнок должен найти, какое колечко должно занять пустое место.
5. Бросать колечки в корзинку.
6. Нанизывать колечки от пирамидки на веревку. Привязывать колечко от пирамидки к веревке - ребёнок будет стараться поймать раскачивающееся колечко.
7. На палочку от пирамидки можно надевать маленькие резинки для волос.
8. Расселять матрешек по домикам (колечкам пирамидок) соответствующего размера. Рассаживать бабочек разного размера на колечки-цветки, или по соответствию цветов (зелёную бабочку на зелёное колечко и т. п.).
9. Нарисовать на колечках глаза, рот. Надеть колечко на палец и разыгрывать кукольные представления (самое большое колечко папа, поменьше – мама и т. п.)
Как играть с фигурками животных
1. Начинаются игры со знакомства с названиями животных, игр «Кто как говорит», учить ребёнка повторять издаваемые животными звуки. Затем кормить животных – игра «Кто чем питается», выкладывать перед каждым животным то, чем он питается, затем предлагать ребёнку разложить еду самостоятельно. Животные могут ходить друг к другу в гости, разговаривать с ребёнком.
2. Игра «Чудесный мешочек» : положить фигурки в непрозрачную сумку и попросить ребёнка угадать на ощупь и достать того зверя, которого назовёт взрослый.
3. Игра «Что изменилось?». Начинается от двух игрушек, потом количество увеличивается. Фигурки располагаются на столе, ребёнок их рассматривает и закрывает глаза. Фигурки можно поменять местами, убрать или добавить новых животных. Ребенок должен сказать или показать, что изменилось.
4. Строительство домиков для животных из строительного материала.
5. Сортировка животных по цвету, размеру, особенностям. Усаживать в каждый домик животных, удовлетворяющих определенному признаку («птицы», «у кого есть рога», «детеныш»).
6. Выложите несколько фигурок в ряд в произвольном порядке, попросить ребёнка выложить такой же ряд по предложенному образцу, затем усложнить задание: смешать фигурки и попросить ребёнка выложить такой же ряд. Начинать с двух фигур.
Наборы резиновых игрушек
1. Спектакль игрушек. Игрушка приходит в гости, разговаривает с ребёнком, поёт. Ребёнок будет пытаться взять игрушку, подержать её. Потом участвуют две игрушки. Собака с кошкой могут танцевать, прыгать, играть в прятки, догонять друг друга. Затем рассказывается сказка, игрушки перемещаются в соответствии с сюжетом. Следующий шаг – взрослый рассказывает сказку, а ребёнок расставляет игрушки в соответствии с текстом.
2. Определение величины (находить самого большого и самого маленького, упорядочивание игрушек по убыванию и возрастанию.
3. Пространственная ориентировка:
-показывать первого и последнего.
-учить пространственным отношениям: за, перед, между, вверху, внизу
4. Количество и счё т:
-показывать отношения «много и один»,
-пересчитывать игрушки.
Как играть с куклой
В дидактических играх с куклой происходит развитие речи, знакомство с окружающим миром, развиваются навыки самообслуживания и гигиены, временные представления.
Дидактические игры с куклой, заключаются в том, что взрослый разыгрывает небольшие инсценировку с участием куклы, например: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покормим куклу обедом» и т. п. В продолжение этой игры взрослый ведет разговор с детьми от имени куклы, вставляя вопросы, замечания от себя.
Действия:
-укачивание куклы на руках, укачивание куклы в коляске;
-укладывание куклы в приготовленную кровать, в коляску;
-подготовка кровати, коляски к укладыванию куклы;
-усаживание куклы за стол;
-кормление куклы;
-раздевание куклы;
-надевание отдельных предметов одежды;
-наливание воды в ванночку;
-умывание рук, лица куклы без мыла и с мылом, вытирание куклы развернутым полотенцем;
-мытье куклы-голыша губкой без мыла и с мылом, вытирание развернутым полотенцем;
При регулярном и правильном обучении ребёнок начнё т последовательно воспроизводить несколько взаимосвязанных действий:
-кормит куклу, укладывает ее спать, гуляет с ней.
- что-то наливает в чашку, тарелку, использует ложку, моет посуду.
Но действия ребенка еще не всегда правильно отражают их реальную последовательность. Он может одновременно лечить, кормить, катать куклу на машине.
Существенный сдвиг в игре произойдёт, когда ребенок наделяет куклу именем, себя называет именем взрослого, ведет в игре разговор и от лица взрослого, и от имени куклы. Она становится для ребенка заместителем человека. Игровые действия, совершаемые с куклой выстраиваются в правильной последовательности. То есть ребёнок переносит навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой.
Занятия проводятся в игровой форме при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Реализация игровых приё мов и ситуаций на занятиях проводится по основным направлениям:
-дидактическая цель ставится перед ребёнком в форме игровой задачи;
-учебная деятельность подчиняется правилам игры;
-учебный материал используется в качестве средства игры;
-успешное выполнение дидактического задания связывается с результатом игры.
Таким образом, успешность обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью действиям с игрушками зависит от применения комплексного подхода, который включает следующие компоненты:
-ознакомление детей с окружающим миром в процессе активной деятельности с игрушкой;
-обучающие предметные игры с игрушками;
-организация предметно-игровой среды;
-общение взрослого с детьми в процессе игры.
Игры, используемые на занятиях с детьми :
• Кнопочки. Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на "кнопочку" (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т. д.). Сколько кнопочек - столько повторов.
• Волшебная веревочка. Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.
• Лабиринт. По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.
• Узоры. Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.
• Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.
• Часики. Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько показывает стрелка на часиках.
• Бусы. Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.
• Счеты. Ребенок произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением косточки.
• Улиточка. Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали - домику улитки.
• Тихо-громко. Ребенок "проходит" дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой - тихо.