Галина Бородина
Использование игрового набора «Дары Фребеля» для обеспечения развития детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в это время происходит усиленное физическое и умственное развитие, закладываются основные черты характера.
Начиная с 2015 наш детский сад является региональной инновационной площадкой по реализации программы «Тропинки» под ред. В. Т. Кудрявцева. Особое внимание нашими педагогами уделяется развитию детей с ОВЗ посредством использования игровых наборов Фрёбеля как основное условие освоения детьми базисного компонента образовательного содержания по программе «Тропинки». Свобода, выбор, саморегуляция поведения – ключевые моменты работы с детьми ОВЗ.
Публикация «Использование игрового набора „Дары Фребеля“ для обеспечения развития детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
Как известно, игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Использование разных видов игровой деятельности для детей с ОВЗ способствует становлению воображения, мышления, развитию умственных действий (математических, лингвистических, логических и других). Игра важна не только для интеллектуального развития ребёнка, но и для формирования у него регулятивных и коммуникативных умений.
Развитие детей с ОВЗ в деятельности с «Дарами Фрёбеля» способствует раскрытию их личного потенциала, реализации себя. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в игровой деятельности, может пройти путь от интереса к приобретению конкретных навыков и успешной социализации. Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми ОВЗ, мы учитываем не только особенности каждого ребенка, но и его возможности, а так его желание и интересы. Дары Фребеля – это мобильный методический комплекс. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое! И это так важно, имея бесценный игровой материал использовать его на благо детей. Используя весь материал «Даров Фрёбеля», игра несёт умственную нагрузку, которая способствует развитию у детей с ОВЗ мыслительных процессов, наблюдательности, произвольности действий, внимания и воображения.
Работу с детьми ОВЗ по программе начали с «Тропинки в мир свойств и качеств предметов», освоения ими предметов человеческой культуры и познания устройства окружающего мира. Для этого в образовательную деятельность включали работу с игровым набором «Дары Фрёбеля» «Цвет и форма» (серия эксперимент). Игры набора обогатили сенсорный опыт детей, способствовали формированию представлений о геометрических формах и фигурах, научили сравнивать и классифицировать предметы по одному или двум признакам, сформировали понятие «множество».
Любимыми играми детей являются «Засели домик», «Магический квадрат», «Лото», «Часть и целое», «Счет и форма». Благодаря дидактическим играм, ребята учились действовать по правилам. Активизировалась детская любознательность.
Свою работу педагоги строили таким образом, чтобы дети каждый раз узнавали что-то новое. Это и различные сказки с математическим содержанием, исследовательско – экспериментальная деятельность, решение проблемных задач, выполнение творческих заданий («Выложи палочками», «Как можно поиграть», «Дорисуй картинку»).
Для введения эталонов основных движений мы решили создать условия для их творческого освоения детьми в различных ситуациях, одновременно обеспечивая совершенствование физических качеств, двигательной умелости. Этому, в частности, способствовало гибкое сочетание на занятиях упражнений с подвижными играми, с использованием игрового набора Фрёбеля «Времена года». Развивали в этом процессе двигательное воображение, тем самым закладывали существенную предпосылку формирования произвольной моторики. Предлагаемые детям игры способствовали обогащению двигательного опыта, развитию двигательных навыков, координации движений, меткости, ориентации в пространстве, коммуникативных навыков.
Опыт работы с детьми ОВЗ показал, что они зачастую расторможены. Им тяжело сидеть за столами и выполнять монотонную работу даже в игровой форме. Двигательные упражнения помогают лучше воспринимать и усваивать материал, способствуя гармонизации работы отделов головного мозга, развивают воображение. Поэтому мы используем в своей работе подвижные дидактические игры, превращающие игру в увлекательную и подвижную форму познания, упрощающую восприятие и усвоение сложного материала (игры «Поймай мяч», «Сбей кегли», «Попади в цель»).
Наши дети с удовольствием танцуют под музыку, копируя движения животных, поэтому используем подвижные игры с танцевальными движениями и имитацией животных (игры «Мишка косолапый», «Шаловливая обезьяна», «Цапля на болоте», «Летящая птичка»)
Игры с использованием набора «Дары Фрёбеля» помогают в решении разнообразных образовательных задач в развитии детей с ОВЗ. В образовательной области " Познавательное развитие" каждая игра, способствует решению задач из других образовательных областей, формируя универсальные качества мышления ребёнка. В игре «Волшебный мешочек», развивается способность обнаруживать и интерпретировать сенсорные стимулы. В таких играх, как «Капризная принцесса», «Одного поля ягоды», «Её величество точка» дети могут проявить оригинальность мышления, составляя разнообразные варианты одинаковых и разных предметов по форме, цвету, размеру и другим признакам. В таких играх хорошо развивается память, что особенно необходимо для развития детей с ОВЗ. а В образовательной области «Речевое развитие» при помощи игр «Дудочка и кувшинчик», «Колобок», «Три котенка» приобщают к художественной литературе и драматизации литературных произведений игры. Все эти игры развивают звуковую культуру речи, активный словарный запас, диалогическую и монологическую речь, конструктивные, изобразительные навыки, любознательность, познавательную активность.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» игровыми средствами «Даров Фрёбеля» формируется эстетическое отношение к окружающему миру, формируется элементарные представления о видах искусства через создание различных картин, способствуют развитию музыкально-сенсорного восприятия, художественной литературы, фольклора: «Украшаем ёлку», «Её величество точка» «Кот, петух и лиса», «Угадай песню» и другие.
В дидактических играх «Почта», «Пароход», «Итальянское кафе» образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» у детей формируются позитивные установки к различным видам труда и творчества, развивается самостоятельность. В играх «Дорожное движение», «Стихийное бедствие», «Костерок» дети усваивают основы безопасного поведения.
Подвижные игры (образовательная область «Физическое развитие») не только формируют у детей физические качества, развивают равновесие и координацию движений, но и начальное представление о некоторых видах спорта и играх с правилами – «Спортивные игры», «Волшебный мяч», «Верёвочка».
Фребелевская система развития детей дошкольного возраста очень ценна для детского сада, велика роль взрослого, ведь именно он вводит ребенка в мир предметов, знакомит с их свойствами и качествами.
В заключении, хотелось бы сказать, что для детей с ОВЗ в образовательном учреждении делают многое педагоги, которые способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помочь им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
Список использованной литературы
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» под редакцией В. Т. Кудрявцева, Москва, Издательский центр «Вентана – Граф», 2015г.
2. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации, Н. П. Гришаева, Москва, Издательский центр «Вентана – Граф», 2015г.
3. Познаём мир, М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, Москва, Издательский центр «Вентана – Граф», 2013г.
4. Психологические основы личностно-развивающего дошкольного образования В. Т. Кудрявцев https://tovievich.ru/