Вихрова Светлана
Использование игрового метода в коррекции речевых недостатков у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости.
Публикация «Использование игрового метода в коррекции речевых недостатков у детей с ОНР» размещена в разделах
Эффективность усвоения программного материала зависит от эмоционального фона занятия, интереса детей к нему. Ряд трудностей, встретившихся на фронтальных занятиях, могут быть преодолены путём применения игры или отдельных игровых действий.
Игра – это традиционный метод обучения и воспитания дошкольников. Учитывая то, что игра является основной деятельностью ребенка – дошкольника в организованном детском коллективе, я считаю, что необходимо проводить систематическую коррекционную работу по исправлению ошибок, встречающих в речи детей с ОНР, используя дидактические игры для закрепления изученного материала. Кроме того, игры снимают психологические проблемы, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.
В своей работе использую различные виды игр : дидактические, настольно-печатные, сюжетно – ролевые, компьютерные, которые развивают интерес к занятиям, формирует потребность в изучении звуковой стороны речи, что является основой подготовки детей к школе.
Наибольшим значением в процессе коррекционной работы отводится дидактической игре, так как её основная цель – обучающая. В ходе дидактической игры ребёнок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, игровой персонаж или игрушка ему в этом помогают. В ходе планирования логопедических занятий связываю содержание дидактических игр с программным материалом, а ставящаяся перед детьми игровая задача всегда должна совпадать по содержанию с познавательной. Данные игры направлены как на формирование словарного запаса, грамматического строя и получение навыков словообразования, но и на активизацию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).
Игра «Кому, что нужно для работы»
Цель: употребление существительных ед. ч. в дательном падеже. Оборудование: предметные картинки с профессиями людей и предметами, необходимыми для работы. Ход игры: картинки с профессиями на наборном полотне, предметы для работы на столе. Детям предлагается назвать профессию человека и что ему нужно для работы. Игра «Ателье»
Цель: образование относительных прилагательных. Оборудование: пособие представляет собой несколько небольших листов картона, в одном вырезан силуэт платья, в другом юбки, и третьем костюма (свитера, брюк, сарафана и т. д., а также несколько образцов различной ткани (ситец, сатин, шелк и т. д.). Ход игры: детям сообщается о том, что мама пошла в ателье (понятие «ателье» должно быть детям уже знакомо, чтобы заказать себе костюм, юбку и платье и. т. д. Образец ответа: Мама сшила костюм из шерсти (какой) – шерстяной.
Игра «Предлоги»
Цель: закрепление в речи предлогов, образование с предлогами предложений. Оборудование: игровой куб с символами предлогов. Ход игры: вращается куб, произносится считалка, 1.2.3.4.5 – будем кубик мы вращать. После окончания считалки выбирается грань и придумывается предложение.
Игра «Жадный медвежонок»
Цель: согласование притяжательных местоимений с существительными в роде. Оборудование: волшебный цветок, в центре которого картинка с изображением медвежонка, предметные картинки на лепестках. Ход игры: предлагается детям ответить, как говорил медвежонок, когда его просили отдать предмет. (Моё яблоко, мой гриб и. т. д.)
Игра «Кто, где живёт?»
Оборудование: предметные картинки. Ход игры: на доску вывешивались картинки с жилищем животных, а картинки с животными вывешивались под жилищем в перепутанном виде. Детям предлагалось помощь животным найти свой дом. Ответ дается полным предложением.
Например: Волк живёт в логове.
Игра «Покормим птиц» Оборудование: картинки с зимующими птицами и кормом для них (семечки, крошки хлеба, ягоды рябины и. т. д.) Ход игры: картинки с птицами размещаются на наборном полотне, картинки с кормом на столе. Предлагается детям покормить птиц. Например: снегирю я дам рябину и. т. д.
Игра «Вершки - корешки»
Цель: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.
Оборудование: предметные картинки. Ход игры: на столе лежат вершки и корешки растений - овощей. Дети делятся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая - корешки. Все разбегаются и бегают врассыпную. По сигналу "Раз, два, три - свою пару найди!", быстро найдите себе пару: к своему вершку - корешок.
Игра «Помоги маме найти детёнышей»
Цель: закреплять названия домашних животных, птиц и их детенышей; учить детей образовывать слова, обозначающие названия детенышей, с помощью суффиксов -ат, -ят,-онок, -енок;
Оборудование: картинки с домашними птицами, животными и их детёнышами. Ход игры: на наборном полотне демонстрируются картинки с изображением взрослых животных, а у детей картинки с детёнышами. Дети называют детёнышей и ставят рядом со взрослыми животными. Например: у лошади есть жеребёнок.
Игра «Что, где находится?»
Цель: образование существительных с суффиксом - ниц. Оборудование: предметные картинки. Ход игры: на наборном полотне картинки с посудой, а у каждого ребенка по картинке с изображением продукта. Детям объясняется, что каждый продукт должен храниться в определенной посуде, и поэтому нужно положить в нужную посуду. Например: сахар я положу в сахарницу и. т. д. Игра «Угощения для животных».
Оборудование: картинки с дикими животными; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты.
Ход игры: картинки с изображением пищи животных раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом ( например:"Капустой") или предложением ("Заяц питается капустой").
Игровое упражнение «Подскажи действия».
Цель: образование приставочных глаголов.
Оборудование: игрушечная машинка, мост из конструктора.
Ход игры: детям показываются действия с машинкой и произносится начало предложения, а дети должны были продолжить предложения и назвать действие. Речевой материал : - Машина от дома (что сделала) (ОТъехала); - Машина по дороге (ПОехала); - Машина к мосту (ПОДъехала); - Машина на мост (Въехала); - Машина с моста (Съехала); - Машина дерево (ОБъехала).
Игра «Гномик и великан»
Цель: образование существительных с уменьшительными и увеличительными суффиксами.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры: на наборном полотне находятся картинки с Гномом и Великаном. Дети должны расставить картинки правильно, образовав слова с увеличительным или с уменьшительным суффиксом. Например: у гнома домик, а у Великана домище и. т. д.
Игра «Чей силуэт?»
Цель: образование существительных употребление существительных ед. ч. в родительном падеже. Оборудование: предметные картинки.
Ход игры: на наборном полотне находятся картинки с контурными изображениями предметов. У детей на столах картинки с изображениями предметов. Нужно соотнести картинку с её контурным изображением. Игра «Чьё это?»
Цель: образование притяжательных прилагательных. Оборудование: предметные картинки.
Ход игры: на наборном полотне демонстрируются животные с перепутанными хвостами. Дети находят ошибки, называя, чей это хвост? Чья голова?
Игра «Собери урожай»
Цель: дифференцировать овощи и фрукты, учить отбирать фрукты и овощи в определенном порядке.
Оборудование: муляжи с фруктами и овощами, корзинки с символами сада и огорода.
Ход игры. У детей на столах лежат предметные картинки с изображениями овощей и фруктов. Необходимо правильно разложить урожай и объяснить свой выбор.
Игра «Кошкин дом»
Цель: активизировать словарь по теме, развить понимание предлогов в, на, из, под.
Оборудование: игрушечный дом, игрушка «Кошка» или картонные дом и кошка.
Ход игры. Детям объясняется, что в этом доме живет кошка. Демонстрируется, как кошка вошла в дом, вышла из дома, залезла на крышу, села под окном. Затем ребенок проделать те же действия. Комментируя свои действия.
Игра «Наденем куклу»
Цель: активизировать словарь по теме, правильно употреблять в речи глаголы одевать, надевать.
Оборудование: картонная кукла, набор бумажной одежды.
Ход игры: предлагается ребенку одеть куклу для разных ситуаций (кататься па лыжах, на праздник, на пляж и т. д.). Ребенок одевает ее, например, на прогулку. Взрослый описывает одежду куклы: «Я надену кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивается оно на пуговицы». Затем в конце отвечает: «Кукла оделась на прогулку».
Игра «Чего не хватает?»
Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета.
Оборудование: картинки с изображением брюк без одной брючины, платья без рукава, рубашки без пуговиц.
Ход игры. Ребенок всматривается в нарисованную одежду и находит ту часть, которой не хватало. Затем предлагается ребенку дорисовать недостающую часть
Игра «Угостим медведей чаем»
Цель: закрепить названия предметов посуды, познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слов, ввести в пассивный словарь прилагательные большая, средняя, маленькая.
Оборудование: три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три медведя».
Ход игры: ребенок выбирает из набора посуды чашку, тарелку и ложку для медведя, медведицы и мишутки. Педагог комментирует действия ребенка, употребляя прилагательные большая, средняя и самая маленькая. Мишуткину посуду необходимо называть ласково и побуждать к этому ребенка: чашка – чашечка, тарелка – тарелочка, ложка - ложечка.
Игра «Мебель для Мишутки»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Предварительно перечитывают ребенку сказку «Три медведя». Затем взрослый предлагает ребенку поиграть. Он будет называть мебель для Михаила Ивановича, а малыш для Мишутки (с перекидыванием мяча) : кровать – кроватка; стул – стульчик; стол – столик; шкаф – шкафчик; диван — диванчик; кресло – креслице.
Игра «Два и две»
Цель: знакомить с числительными два и две, научить употреблять их в речи.
Оборудование: кукла Маша.
Ход игры: у куклы Маши два глаза. Затем он предлагается детям подумать и сказать, что у неё еще два. Дети показывают и называют части тела Игра «Машины помощники»
Цель: учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Оборудование: кукла Маша.
Ход игры: демонстрация куклы, которая пришла со своими помощниками. Дети отгадывают, как они называются и что они помогают Маше делать. Спрашивается: «Что это у Маши? Это глаза, Машины помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся). А как их назвать ласково?» (глазки). Аналогично рассматриваются ноги, уши, руки, зубы.
Игра «Прятки»
Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь
Оборудование: игрушечная кошечка или собачка, предметы мебели.
Ход игры: педагог прячет кошку или собачку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?» (Под стол) «Где она находится?» (Под столом) и. т. д. Игра «Укрась ёлку»
Цель: расширить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: изображение елки, игрушечные украшения.
Ход игры: предлагается детям повесить игрушки, уточняя на какие ветки (нижние, верхние, длинные, короткие).
Дети украшают ёлку, проговаривая свои действия. Например: Я повешу на верхушку ёлки звезду (гирлянды, шишки, шары, мишуру, колокольчик и. т. д.)
Игра «Кто спрятался?»
Цель: закреплять образование притяжательных прилагательных. Оборудование: предметные картинки с изображением голов домашних животных. Ход игры: «Животные спрятались, чтобы сделать для вас сюрприз. Чтобы они появились, вы должны отгадать и назвать их». Дети составляют предложения по картинкам: «Пришла корова, потому что видна коровья голова» и. т. д.
Игра «Где сейчас машина?»
Цель: учить понимать и употреблять в речи предложные конструкции.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.
Ход игры: детям демонстрируются картинки. Просят показать машину, которая подъезжает к дому, стоит около гаража, едет по мосту, и т. д. Затем отвечают на вопросы: «Где находится эта машина?» (Машина отъезжает от дома) и. т. д.
Игра «Где бабочка?»
Цель: формировать понимание предлогов.
Оборудование: бумажная бабочка, искусственный или настоящий цветок.
Ход игры. Взрослый выполняет различные действия с бабочкой (сажает ее на цветок, под цветок, на листик, держит над цветком и пр). В это время спрашивает у ребенка, где бабочка и контролирует правильность его ответов. Затем предлагает ребенку поиграть с бабочкой, активизируя его речь вопросами.
Игра «Сосчитай воробьев»
Цель: учить согласованию существительного с числительным.
Оборудование: три картинки с изображением воробья, одна картинка с изображением стаи воробьев.
Ход игры: предлагается ребенку посчитать трех воробьев, следя за правильностью речи. Затем он демонстрирует изображение стаи с вопросом: «Сколько здесь воробьев?» Контролируется правильность ответа (много воробьев).
Игра с мячом «Одна семейка»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (подбирать однокоренные слова). Ход игры: задаётся ребенку вопрос и бросается мяч, ребенок называет слово и возвращает мяч обратно. • Как называется фрукт, нарисованный на картинке? (Лимон). • Как можно назвать маленький лимон? (Лимончик). • Как называется сок из лимона? (Лимонный). • Как назовем пирог с лимоном? (Лимонник).
Игра «Угадай-ка!»
Цель: Обучение составлению загадок-описаний. Оборудование: мнемотаблица для составления описательных рассказов овощей и фруктов.
Ход игры. Освоив задания с использованием схемы, дети учатся составлять загадки-описания о фруктах и овощах.
- Придумайте загадки с опорой на эту схему.
Игра «Где мы были, что мы видели?»
Цель: закрепление употребления окончаний существительных родительного падежа множественного числа.
Оборудование: сюжетные картинки: «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк».
Ход игры: педагог обращается с вопросами к детям: «Где ты был? Что ты видел?»
- Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков… Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив, абрикосов… Я был в лесу. Видел много сосен, елок, дубов, кустов… Я был в зоопарке. Видел много тигров, обезьян, волков…
Игра «Кого мы видели?»
Цель:закрепление правильного употребления окончаний существительных винительного падежа множественного числа.
Оборудование: картинки с изображением различных животных. Ход игры: взрослый обращается к детям: «Представим себе, что мы вместе с Айболитом поехали в Африку и увидели там много разных животных. Кого ты видел?» - Мы видели много … львов, тигров, носорогов, слонов, верблюдов, бегемотов, леопардов, крокодилов, кенгуру, обезьян и т. д.
Игра «Исправь ошибки Незнайки»
Цель: совершенствовать умение согласования существительных с числительными.
Оборудование: изображение Незнайки, телеграммы с текстами.
Ход игры: Незнайка принес телеграммы. (У Незнайки несколько листков, на которых печатными буквами написаны тексты типа «Выслать, посылка, 2») - Давайте вспомним, как нужно сказать правильно. Дети исправляют ошибки: «Вышлите две посылки».
Игра «Какое? Чье? Что?»
Цель: образовывать притяжательные прилагательные.
Оборудование: предметные картинки серии «Одежда», «Обувь».
Ход игры:
- Возьмите картинку из красного конверта. Подумайте, чье это и подберите слово-признак к этому предмету. Не забывайте, что речь идет о членах семьи. Отвечать нужно по плану:«Какое? Чье? Что?»
( О: «Это красивое мамино платье», «Это серые папины брюки» и т. п.)
Игра «Таинственный мешочек»
Цель: развитие тактильного восприятия.
Оборудование: мешок с муляжами овощей или фруктов.
Ход игры. Детям предлагается «Таинственный мешочек» и они должны на ощупь должны определить, какой овощ или фрукт они должны подарить Зайцу на день его рождения. Игра «Волшебное дерево»
Цель: расширение словарного запаса.
Оборудование: макет дерева, картинки с фруктами.
Ход игры. Демонстрация дерева, на котором растут яблоки. – Как называется это дерево? (Яблоня) и. т. д. А может ли на этом дереве расти бананы? (Нет, они растут на пальме).