Ольга Чалина
Использование игр с элементами спорта как одного из средств становления слоговой структуры слова
▼ Скачать + Заказать документы
Значительную сложность для логопедической работы представляет нарушение слоговой структуры слова. Недостаточная степень коррекции данного вида патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии и дислексии, а также может привести к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как замкнутость и закомплексованность.
Публикация «Использование игр с элементами спорта как одного из средств становления слоговой структуры слова» размещена в разделах
Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
Кроме нарушения слоговой структуры слова у детей выявляются различные двигательные недостатки: нарушение равновесия, координации движений, неловкость, чрезмерная замедленность или, наоборот, импульсивность. Недостаточное развитие ловкости проявляется в движениях, характерных для спортивных игр и упражнений с мячом.
Игры с элементами спорта и упражнения с мячом тренируют у воспитанников не только ловкость, волю и характер, но и способствуют развитию пространственных представлений, усвоению чёткой последовательности действий, выполнению действий в определённом темпе и ритме. Этот фактор очень важен для становления слоговой структуры слова.
Таким образом, с целью повышения эффективности работы по формированию слоговой структуры слова и развитию ловкости у детей были объединены усилия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре МБДОУ "ЦРР-д/с "Золушка" Викторовой Юлии Николаевны. Специальные игры и упражнения включаются в структуру подгрупповых занятий, которые проводятся специалистами совместно.
1.«Следы»
На полу выложена дорожка из «следов». Задача ребенка добраться до конца дорожки, ступая по ней с учетом асимметрии отпечатков следов. По мере усложнения игры предлагаются разные варианты дорожек: прямая, перекрестная, круговая
2.«Обезьянки»
Специалист поворачивается спиной к детям и выполняет движения рукой: вверх, в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на плечо, на пояс.
Дети выполняют инструкцию. Второй вариант - копирование движений ноги.
3.«Пенальти»
Мяч находится на обозначенной линии. На противоположной стороне находятся «ворота» в виде квадратного мата. От отметки ребёнок выполняет разбег и наносит удар по мячу. Задача игрока – попасть мячом в мат (забить пенальти).
4.«Попади в пустое место»
Игроки расположены на одной стороне площадки. На противоположной стороне за волейбольной сеткой на разных линиях стоят предметы (конусы, набивные мячи). Задача игроков выполнить бросок мяча и не попасть в предметы на противоположной площадке.
5.«Где находятся мячи?»
Перед детьми разные мячи (большой и маленький). Дети выполняют инструкции : «Возьми большой мяч, положи его впереди себя. Возьми маленький мяч, положи его позади себя». «Расскажи, где находятся мячи».
6.«Дружная команда»
Дети делятся на пары, в паре один мяч. По сигналу пары движутся по направлению к баскетбольной корзине, отбивая мяч от пола двумя руками поочерёдно. Один игрок отбивает, второй ловит мяч, затем наоборот. Дойдя до корзины, дети по очереди выполняют бросок мяча в корзину.
7.«Кто больше отобьёт?»
Игроки становятся напротив стены (S=2.5-3 м, выполняют удар по мячу, чтобы он отскочил от стены. Стремятся как можно больше отбить мячей, не потеряв их.
8. «Веселые инструменты»
Педагог берет музыкальный инструмент (барабан или бубен) и задает ритмический рисунок (выполняет определенное количество ударов в заданном темпе). Нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов мячом.
9.«Передай привет». Дети выстраиваются по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном педагогом темпе или ритме. Инструкция : «Передай привет правильно».
9. Игры эстафетного характера: ребёнок выполняет серию движений (например, ведение мяча до ориентира, прыжок в высоту через препятствие, заброс мяча в баскетбольную корзину).
Таким образом, использование игр с элементами спорта является залогом успешности коррекционной работы по формированию базовых предпосылок слоговой структуры слова и развитию ловкости у детей с нарушением речи.
Список литературы:
1. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова : обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М. : Книголюб, 2005.
2. Волошина Л. Н., Курилова Т. В. Играйте на здоровье. Физическое воспитание детей 3-7 лет: программа, конспекты занятий и т. д. – М. : Вентана-Граф, 2015.