Елена Сёмина
Использование художественных произведений как средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование художественных произведений как средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель Семина Елена Вадимовна
МБДОУ «Детский сад№6»
г. Арзамас
Нравственное воспитание является актуальной и сложной проблемой настоящего времени, материальные ценности преобладают над нравственными, можно всё чаще наблюдать как в повседневной жизни, так и в СМИ примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту, к сожалению данная проблема коснулась и моих воспитанников.
Публикация «Использование художественных произведений как средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2020
Работая в детском саду воспитателем, к большому сожалению я стала замечать что дети все чаще стали проявлять агрессию к старшему поколению (бабушкам, дедушкам (кричат, что ты ни чего не понимаешь, ты плохая и т. д., обесценивают чувства других (часто дети не придают значение тому, что ударив своего одногруппника, причиняет ему боль, близких людей, не испытывают уважения к ценностям родителей и так можно перечислять очень много. Поэтому я сделала выводы, что просто необходимо воспитывать нравственные качества детей.
Наблюдая за тем, что происходит, я не могла оставаться в стороне и поэтому решила вначале в развивающую среду группы пополнить книгами Василия Александровича Сухомлинского «Камень», «Красногрудые снегири», которые по своему содержанию способствуют воспитанию чувства любви и гордости к родной стране. Книги я подбирала с учётом идейной направленности,морального облика персонажа; высокого художественного уровня, литературной ценности, критерием художественности являлось единство содержания произведения и его формы; доступность литературного произведения, соответствие возрастным особенностям детей, так же учитывались особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей; занимательность сюжета, простота и ясность композиции.
С целью воспитания бережного отношения к природе, к животным, формирования заботливого отношения ко всему живому, были так же подобраны такие художественные произведения как : Эдуарда Шим «Не смей», Николая Николаевича Носова «Живая шляпа», Михаила Михайловича Пришвина «Лесные хоромы», - данные художественные произведения способствовали формированию умения заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь. Произведения Валентины Александровны Осеевой «Просто старушка», «Хорошее», Владимира Владимировича Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», Самуила Яковлевича Маршака «Если вы вежливы», Агнии Львовны Барто «Любочка» способствовали формированию элементарного уважения к окружающим, умению спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается. С целью формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о своих достоинствах и недостатках помогали рассказы Николая Николаевича Носова «Заплатка». Рассказы Николая Николаевича Носова «Огурцы», способствовали развитию способности самостоятельно преодолевать свои недостатки, испытать чувство стыда. С целью воспитания у воспитанников нравственных ориентиров, в свободной деятельности, я предлагала детям рассмотреть иллюстрации, выполненные Владимира Михайловича Конашевичем, к сказки Айболит, а на занятии по ознакомлению детей с художественной литературой я читала данное произведение, после спрашивала детей, понравилось ли оно детям, уточняла, рассказ это или сказка, предлагала назвать эпизоды, которые детям особенно понравились, понравившиеся отрывки зачитывала, далее просила детей дать характеристику главному герою-Айболиту, добрый, умелый, бесстрашный и обязательный человек, подтвердив примерами из произведения такие его качества, как бесстрашие, чувство долга; предлагала описать, как выглядит Айболит на рисунках В. Конашевича, добродушный, не очень молодой, невысокого роста, смешной.
Так же вместе с детьми совершили экскурсию на станцию скорой медицинской помощи, где дети в процессе беседы с врачом смогли убедиться, что труд врачей очень тяжелый и каждый врач должен имеет такие качества как бесстрашие, чувство долга, а главное доброта. Ведь без данного качества не возможно помочь человеку попавшему в беду.
На следующем занятии я знакомила детей с произведением В. Маяковского. «Кем быть?». В ходе занятия беседовала с детьми на тему «Кем хочу стать и почему» В процессе беседы спрашивала, какая из названных профессий самая важная, самая интересная; кем они мечтают работать, когда станут взрослыми; что они знают о выбранной профессии.
На занятии по ознакомлению с окружающим с целью формирования у детей правильных представлений о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, была изучена тема «Моя семья».
Данному занятию предшествовало пополнение уголка социализации фотографий членов семей воспитанников группы.
В начале занятия я предложила детям внимательно послушать стихотворение, которое называется «Родня», автор Яков Аким. Далее я предлагала ответить детям на ряд вопросов: Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй? Друг Сережа, является членом семьи? Кем же он приходится герою стихотворения? Щенок -Тишка может считаться членом семьи? Все ли семьи одинаковые или разные?
В процессе занятия старалась подчеркнуть, что все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие, что не важно, какая семья - большая или маленькая - главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.
С целью привлечения родителей к изучаемой теме «Моя семья», я предложила родителям создать древо семьи. Родители к данному предложению отнеслись с большим энтузиазмом.
Необходимо подчеркнуть, что многие родители отнеслись к данному заданию творчески, были изготовлены не только макеты древа семьи, но и подробное описание биографий членов семьи.
Благодаря так же усилиям родителей в группе была создана картотека пословиц, поговорок и потешек на тему «Дружба», «Семья».
Дидактическая игра «Цветок добрых дел».
Совместно с родителями был изготовлен цветок из разноцветного картона, лепестки съемные и вставлялись в серединку.
Игра была реализована с детьми после прочтения сказки Валентина Петровича Катаева «Цветик-семицветик».Данная игра проводилась как индивидуально с ребенком, так и с группой детей. Детям предлагалось собрать «Цветок добрых дел», для этого необходимо было каждому ребенку взять лепесток и сказать, какие - либо добрые дела. Дети перечисляли положительные поступки по очереди, а педагог соединял лепестки с серединкой. Когда цветок был собран, дети аплодировали друг другу.
Таким образом можно сделать вывод, что внедренная система работы способствовала повышению уровня нравственных ориентиров у детей старшего дошкольного возраста, так как ежедневные наблюдения за детьми, а так же индивидуальные беседы с родителями показали, что дети стали более внимательны не только к своим близким, но так же наблюдалась положительная динамика в общении детей между собой. Дети научились не только решать спор между собой применяя уже не в качестве доказательства своей правоты кулаки, как это было раньше, а теперь старались решить возникшую проблему, спор словами.
Литература
1. Маркова, В., Трегубова Л. Только книга может обогатить мир ребенка // Дошкольное воспитание. / В. Маркова [Текст] - № 6. -С. 23-28.
2. Миронова, Н. М Учимся у книг // Дошкольное воспитание. / Н. М. Миронова [Текст] - № 3. -С. 20-25.