Зюзина Марина Анатольевна
Использование художественной литературы в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальной задачей в настоящее время является нравственное воспитание детей. От того как будет воспитан дошкольник в нравственном отношении зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Давно признано огромное значение литературных произведений для воспитания и образования дошкольников. Эти произведения несут в себе большой потенциал положительных и нравственных поучений. Дети без постороннего вмешательства легко улавливают идейную направленность: добро побеждает зло. В педагогической практике можно использовать как народные или известные авторские (Г. Х. Андерсона, К. Луиса, Ш. Перро и др., так и специально сочиненные сказки. Народные и авторские сказки, потешки, поговорки, пословицы, рассказы воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на нравственных народных воззрениях видение жизни.
Публикация «Использование художественной литературы в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Как же приобщить ребенка к книге, как реализовать ее нравственный потенциал?
С целью реализации богатейших воспитательных возможностей художественной литературы стараемся использовать разные методы :
Наглядный: чтения педагогом рассказов, наблюдений, показа сказок (педагогом, детьми, рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов, проведения дидактических игр.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе: чтения литературных произведений воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр; сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод используется, когда необходимо: организовывать продуктивную деятельность; провести игры, оформить коллекцию семян для занятия; сшить кукол к сказкам; организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Чтобы дети усвоили не только содержание литературного произведения, но и нормы поведения его использовали : как материал игры, инсценировки, рисования, лепки, формирования умений и навыков основных движений. Художественные произведения включали в процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Использовали и такие приемы, как подбор близких по содержанию художественных произведений, иногда вели беседу сразу по двум произведениям для формирования у детей сравнительной оценки поступков героев.
Один из приемов работы - это постановка вопросов с нравственной направленностью. Читая детям художественные произведения, стремимся показать слушателям, в чем главные жизненные ценности. Так, например, знакомя детей со сказкой «Лиса и журавль» подводили детей к размышлению, что такое жадность и хитрость, каким нужно быть, чтобы тебя любили, ждали в гости, радовались твоему приходу. Проанализировав художественную литературу, выделили произведения направленные на воспитание духовно-нравственных качеств старших дошкольников.
Проблема:
• Трусость - Э. Успенский «Академик Иванов»,С. Маршак «Чего боялся Петя», О. Григорьев «Дрожащие стихи».
• Жадность - Венгерская сказка «Два жадных медвежонка», Народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Я. Аким «Жадина».
• Привычка брать без разрешения - Л. Толстой «Косточка», Н. Носов «Огурцы», С. Михалков «Находка».
• Хитрость - хакасская народная сказка «Лягушка и журавль», русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк», Н. Носов «На горке», В. Драгунский «Он живой и светится», румынская сказка «Сапожки борзой собаки».
• Трудолюбие и лень, грубость, капризы – С. Маршак «Двенадцать месяцев», В. Губарев «Королевство кривых зеркал», Б. Заходер «Серая звёздочка», В. Осеева «Волшебное слово», Г. Остер «Вредные советы», В. Драгунский «Хитрый способ», Э. Успенский «Если бы я был девчонкой», «про Сидорова Вову», Мексиканская сказка «Вежливый кролик», А. Барто «Вовка – добрая душа», В. А. Сухомлинский «Каждый человек должен», В. Осеева «Своими руками», В. Мусатов «Как хлеб на стол пришел», В. Осеева «Сыновья», П. Поляков «О трудолюбии», И. Рутенин «Три сестрицы».
• Агрессивность - Э. Мошковская «Человек бесчеловечный», Е. Пермяк «Самое страшное», Е. Серова «Нехорошая история».
• Жестокость - Х. К. Андерсен «Гадкий утёнок», Р. Погодин «Жаба», Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка», русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», В. Солоухин «Бишка», Ф. М. Достоевский «Дорогая копеечка», З. Тонелиус «Три ржаных колоска», Е. Кошевая «Мой сын», И. Рутенин «Премудрый царь», «Два дара» (народная сказка).
• Эгоизм - Е. Пермяк «Сила не право», Д. Лукич «Четыре девочки», Л. Толстой «Птичка», Уолтер «Мальчик - звезда», В. Осеева «Печенье».
• Непослушание - К. Ушинский «Умей обождать», М. Горький «Воробьишко».
• Правда и ложь - Н. Носов «Карасик», «Фантазёры», В. Осеева «Почему», В. А. Сухомлинский «Даже цветы покраснели от стыда», «Как мальчики съели мед», «Почему Сереже стало стыдно», «Я больше не буду».
Художественные произведения помогали нам установить с детьми тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения через ласковые обращения, которые в них содержаться. Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей, мы с каждым годом убеждаемся, что наши дети становятся добрее, более участливы друг к другу, контролируют свои поступки, приобретают нравственные качества. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Проблема Литература
Трусость Э. Успенский «Академик Иванов»
С. Маршак «Чего боялся Петя»
О. Григорьев «Дрожащие стихи»
Жадность Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»
Народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Я. Аким «Жадина»
Привычка брать без разрешения Л. Толстой «Косточка»
Н. Носов «Огурцы»
С. Михалков «Находка»
Хитрость Хакасская народная сказка «Лягушка и журавль»
Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»
Н. Носов «На горке»
В. Драгунский «Он живой и светится»
Румынская сказка «Сапожки борзой собаки»
Лень, грубость, капризы «Двенадцать месяцев»
В. Губарев «Королевство кривых зеркал»
Б. Заходер «Серая звёздочка»
В. Осеева «Волшебное слово»
Г. Остер «Вредные советы»
В. Драгунский «Хитрый способ»
Э. Успенский «Если бы я был девчонкой», «про Сидорова Вову»
Мексиканская сказка «Вежливый кролик»
А. Барто «Вовка – добрая душа»
В. Железников «Рыцарь»
Агрессивность Э. Мошковская «Человек бесчеловечный»
Е. Пермяк «Самое страшное»
Е. Серова «Нехорошая история»
Жестокость Х. К. Андерсен «Гадкий утёнок»
Р. Погодин «Жаба»
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка»
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка»
В. Солоухин «Бишка»
Эгоизм Е. Пермяк «Сила не право»
Д. Лукич «Четыре девочки»
Л. Толстой «Птичка»
Уолтер «Мальчик - звезда»
В. Осеева «печенье»
Непослушание К. Ушинский «Умей обождать»
М. Горький «Воробьишко»
Лживость Н. Носов «Карасик», «Фантазёры»
В. Осеева «Почему»
Художественные произведения помогали нам установить с детьми тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения через ласковые обращения, которые в них содержаться.
Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей, мы с каждым годом убеждаемся, что наши дети становятся добрее, более участливы друг к другу, контролируют свои поступки, приобретают нравственные качества.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.