Елена Колеганова
Использование фольклора в развитии речи детей с ОНР в рамках взаимодействия с организациями дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Использование фольклора в развитии речи детей с ОНР в рамках взаимодействия с организациями дополнительного образования.
Актуальность данной темы обусловлена важностью развития познавательной и коммуникативной функций речевой деятельности дошкольников с ОНР средствами малых фольклорных форм и определяется той огромной ролью, которую играет пословица, поговорка и загадка в развитии речи детей. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.
Публикация «Использование фольклора в развитии речи детей с ОНР в рамках взаимодействия с организациями дополнительного образования» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Народная культура, фольклор
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речь как высшая психическая функция является не только условием развития логической памяти, мышления, но и средством общения, управления поведением других людей и регуляции собственного поведения. Поэтому любое недоразвитие речи влечет за собой большие или меньшие изменения, как в познавательной, так и в потребностно-мотивационной сфере личности.
Поиск новых форм работы с детьми, имеющими ОНР, непосредственно связан с изменением требований к содержанию и характеру коррекционно-педагогического процесса. В современном обществе разработка содержания и способов коррекционной работы должна осуществляться во взаимосвязи с творческими способами усвоения культурного наследия, диалогическим стилем коррекционно-педагогического воздействия в форме сотрудничества. Мы считаем, что использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР способствует освоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Кроме того, эта работа позволяет детям приобрести навыки выразительной связной речи, что в свою очередь, побуждает их к поискам образных речевых средств и к словотворчеству.
В связи с вышеизложенным мы поставили себе цель: повысить интерес детей к русскому народному творчеству; создать условия для активного использования фольклора в речевой деятельности детей, способствовать развитию творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
Для детского сада очень важно привлечь к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является модель социального партнерства, которая понимается как совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных партнеров, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. Актуальным становится вопрос выбора социальных партнеров, с которыми ДОУ могло бы осуществлять взаимодействие, условий этого сотрудничества, его форм.
В последние годы, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, возрастает интерес к фольклору, возрождаются лучшие образцы народной педагогики.
Работа с малыми фольклорными формами позволяет нам уменьшить у детей количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности и повышению эффективности коррекционно-логопедической работы. Изучение литературы по данной теме привело нас к пониманию, что чтение фольклорных произведений требует от взрослого большого мастерства, поэтому для реализации этой цели работы мы обратились к преподавателю дополнительного образования МАОУ «Детский центр культуры» Пугинской Татьяне Михайловне, которая имеет специальное образование и многолетний опыт в преподавании фольклора. Ее программа работы по детскому фольклору адаптирована по содержанию к особенностям детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Данная работа ведется в тесном взаимодействии всех специалистов детского сада, работающих с группой детей с ОНР, посредством проведения мастер-классов, открытых занятий, консультаций, разучивания подвижных игр.
За время реализации программы в этом учебном году мы видим, что дети с интересом включаются в деятельность, с удовольствием разучивают потешки, скороговорки, игры. Мы уверены, что эта работа окажет огромное влияние на проведение коррекционно-развивающей работы.
Список литературы
1 Аникин В. П. Русский фольклор – М. : Художественная литература, 1986.
2. Веселые скороговорки для непослушных звуков / Авт. -сост. Г. И. Сухих – Ярославль: Академия развития, 2006.
3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов – М. : Просвещение, 1985.
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников : практическое пособие – М. : Айрис-пресс, 2004.