МААМ-картинки

Использование фольклора в развитии речи детей с ОНР в рамках взаимодействия с организациями дополнительного образования

Елена Колеганова
Использование фольклора в развитии речи детей с ОНР в рамках взаимодействия с организациями дополнительного образования

Использование фольклора в развитии речи детей с ОНР в рамках взаимодействия с организациями дополнительного образования.

Актуальность данной темы обусловлена важностью развития познавательной и коммуникативной функций речевой деятельности дошкольников с ОНР средствами малых фольклорных форм и определяется той огромной ролью, которую играет пословица, поговорка и загадка в развитии речи детей. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

Публикация «Использование фольклора в развитии речи детей с ОНР в рамках взаимодействия с организациями дополнительного образования» размещена в разделах

Речь как высшая психическая функция является не только условием развития логической памяти, мышления, но и средством общения, управления поведением других людей и регуляции собственного поведения. Поэтому любое недоразвитие речи влечет за собой большие или меньшие изменения, как в познавательной, так и в потребностно-мотивационной сфере личности.

Поиск новых форм работы с детьми, имеющими ОНР, непосредственно связан с изменением требований к содержанию и характеру коррекционно-педагогического процесса. В современном обществе разработка содержания и способов коррекционной работы должна осуществляться во взаимосвязи с творческими способами усвоения культурного наследия, диалогическим стилем коррекционно-педагогического воздействия в форме сотрудничества. Мы считаем, что использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР способствует освоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Кроме того, эта работа позволяет детям приобрести навыки выразительной связной речи, что в свою очередь, побуждает их к поискам образных речевых средств и к словотворчеству.

В связи с вышеизложенным мы поставили себе цель: повысить интерес детей к русскому народному творчеству; создать условия для активного использования фольклора в речевой деятельности детей, способствовать развитию творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

Для детского сада очень важно привлечь к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является модель социального партнерства, которая понимается как совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных партнеров, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. Актуальным становится вопрос выбора социальных партнеров, с которыми ДОУ могло бы осуществлять взаимодействие, условий этого сотрудничества, его форм.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, возрастает интерес к фольклору, возрождаются лучшие образцы народной педагогики.

Работа с малыми фольклорными формами позволяет нам уменьшить у детей количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности и повышению эффективности коррекционно-логопедической работы. Изучение литературы по данной теме привело нас к пониманию, что чтение фольклорных произведений требует от взрослого большого мастерства, поэтому для реализации этой цели работы мы обратились к преподавателю дополнительного образования МАОУ «Детский центр культуры» Пугинской Татьяне Михайловне, которая имеет специальное образование и многолетний опыт в преподавании фольклора. Ее программа работы по детскому фольклору адаптирована по содержанию к особенностям детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Данная работа ведется в тесном взаимодействии всех специалистов детского сада, работающих с группой детей с ОНР, посредством проведения мастер-классов, открытых занятий, консультаций, разучивания подвижных игр.

За время реализации программы в этом учебном году мы видим, что дети с интересом включаются в деятельность, с удовольствием разучивают потешки, скороговорки, игры. Мы уверены, что эта работа окажет огромное влияние на проведение коррекционно-развивающей работы.

Список литературы

1 Аникин В. П. Русский фольклор – М. : Художественная литература, 1986.

2. Веселые скороговорки для непослушных звуков / Авт. -сост. Г. И. Сухих – Ярославль: Академия развития, 2006.

3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов – М. : Просвещение, 1985.

4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников : практическое пособие – М. : Айрис-пресс, 2004.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Организация сетевого взаимодействия с различными организациями Слайд № 1 «Организация сетевого взаимодействия с различными организациями»Формирование общей культуры личности ребёнка, приобщение его к.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование игровых методик в развитии речи детей при подготовке к школе Развитие речи детей основывается на овладении ими фонетикой, морфологией, синтаксисом и лексикой в процессе собственной речевой практики.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Консультация для родителей «Роль творческих объединений дополнительного образования в развитии младших школьников» Работая в Центре дополнительного образования с учениками начальных классов,я всегда нахожу много нового и интересного в детях,их отношении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование фольклора в развитии речи детей с ОНР в рамках взаимодействия с организациями дополнительного образования
Опубликовано: 27 ноября 2023 в 13:34
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД