Папки-передвижки

Использование дидактических игр в развитии связной речи у старших дошкольников

Ольхина Надя
Использование дидактических игр в развитии связной речи у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Автор – составитель Ольхина Надежда Петровна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 61 Приморского района г. Санкт – Петербурга.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Публикация «Использование дидактических игр в развитии связной речи у старших дошкольников» размещена в разделах

Первые три года жизни ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. С появлением технических средств массовой информации роль партнера в общении с детьми часто выполняет теле- или видео - аппаратура. И такое общение как правила начинается с того момента, когда ребенок начинает сидеть (6-8 месяцев). Речевое общение строится в одностороннем порядке. Нет диалога с партнером, развивается пассивный словарь, а активная речь ребенка страдает. Анкетирование родителей показало, что 75% родителей отдают предпочтение самостоятельному просмотру детьми различных телепередач. Их содержание часто не соответствуют возрасту, и развитию речи ребенка. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Когда дети приходят в детский сад (3 года) 70% из них имеют маленький запас слов, недостаточно владеют грамматическими формами. Дети, которые испытывали дефицит речевого общения в семье, придя, в ДОУ испытывают, речевые трудности в общении с детьми, сотрудниками. Большинство детей старшего возраста по развитию связной речи имеет трудности в пересказе художественных произведений, составлении рассказов, умении анализировать, доказывать, делать выводы в процессе речевой деятельности. Если не устранить речевые проблемы в дошкольном возрасте, то будут проблемы и в школе. Школьные программы предполагают, что дети, приходящие в школу должны уметь составлять рассказы с использованием разнообразных выразительных средств речи: фразеологизмы, метафоры, синонимы, антонимы сравнение, доказательство, пересказывать тексты. Чтобы речь детей соответствовала возрастным параметрам, я решила более внимательно отнестись к этой проблеме, для этого я взяла за основу дидактические игры как одну из средств развития связной речи.

Ожидаемый результат: формирование навыков построения связных диалогических и монологических высказываний;

Воспитание активного, произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи;

Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких

текстов.

Формировать умение связно рассказывать о содержании сюжетной картинки

или серии сюжетны картин.

Вопросы, поставленные детям при подготовке к дидактическим играм, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.

Цель игры «Что у меня в руках» активизировать словарь (прилагательные). Играет несколько человек. В центре стола выложены стопкой карточки с изображением предметов. Шесть карточек открываются и выкладываются вокруг стопки.

Ход игры.

Вариант I. Первый игрок, выбранный считалкой, называет три свойства предмета, изображенного на одной из открытых карточек. Следующий игрок должен назвать этот предмет. Например, «карандаш» - синий, острый, деревянный; «тарелка» - глубокая, фарфоровая, голубая. Если второй игрок дает правильный ответ, то карточку забирает себе, открывает из стопки новую и называет три признака уже другого предмета. Если же игрок дает неверный ответ, ход переходит к следующему игроку. Игра проводится до тех пор, пока не закончатся карточки. Выигрывает участник, набравший большее количество карточек.

Вариант II. Первый игрок, выбранный считалкой, называет три действия, которые может выполнять сам предмет или можно выполнить с ним. Например, «мяч» - катится, летит, скачет; «белка» - скачет, прыгает, грызет и т. д. Следующий игрок должен назвать этот предмет. Если второй игрок дает правильный ответ, то карточку забирает себе, открывает из стопки новую и называет три признака уже другого предмета. Если же игрок дает неверный ответ, ход переходит к следующему игроку. Игра проводится до тех пор, пока не закончатся карточки. Выигрывает участник, набравший большее количество карточек.

Цель игры «Три слова» активизировать словарь. Для этой дидактической игры можно адаптировать любую игру – бродилку, надо что бы были изображения –действия, кубик

Ход игры.

Дети поочередно бросают кубик и продвигаются от старта к финишу. Попав на поле с картинкой-действием, игрок должен назвать три слова-предмета, которые могут совершать или с которыми можно совершать эти действия. Если игрок справился, он продвигается еще на три клетки вперед, если нет – возвращается на три клетки назад. Обязательное условие – слова повторять нельзя. Выигрывает тот, кто первым дойдет до финиша.

Второй вариант игры - с мячом. На игровой площадке расчерчиваются параллельные линии на расстоянии одного детского шага друг от друга, в результате чего получается 12 коридоров. Мяч.

Ход игры.

Дети становятся в шеренгу перед первой линией. Каждому участнику по очереди бросается мяч и задаётся вопрос. Нужно, дать три слова-ответа, делая три шага вперёд, не замедляя темпа ходьбы. Если ребенок не справляется, он возвращается на три коридора назад. Выигрывает тот, кто первым достигнет финишного коридора.

Примерные вопросы: Что можно купить? (Платье, костюм, брюки.) Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

Игра «Такой же» Цель: развитие умения соотносить слово-предмет со словом-признаком и правильно их согласовывать.

Первый вариант игры. В центре стола выложены стопкой карточки рубашкой вверх с картинками, обозначающими признаки предмета.

Ход игры: игроки поочередно открывают карточки и к слову-признаку подбирается как можно больше слов-предметов. Например, к карточке с изображением стекла можно подобрать слова: окно, флакон, ваза, витрина; к карточке с изображением зеленого пятна – слова огурец, трава, шапка и проч. Картинку забирает тот, кто скажет последнее слово. Выигрывает игрок, набравший большее количество картинок.

Второй вариант игры. Игровое поле с клетками, в некоторых из них - картинки, обозначающие признаки предметов (бродилка, кубик.

Ход игры: дети поочередно бросают кубик и продвигаются от старта к финишу. Попав на поле с картинкой, обозначающие признаки предмета, игрок должен назвать три слова-предмета, которые могут обладать таким признаком. Если игрок справился, он продвигается еще на три клетки вперед, если нет – возвращается на три клетки назад. Обязательное условие – слова повторять нельзя. Выигрывает тот, кто первым дойдет до финиша.

Игра «Поварята» - научить образовывать относительные прилагательные. Игровое поле и карточки с картинками продуктов, овощей, фруктов и ягод.

Ход игры: участникам раздаются по три карточки с изображением предметов. Остальные карточки лежат рубашками вверх в центре игрового поля. По очереди участники бросают кубик и в зависимости от номера блюда выбирают у себя картинку с изображением продукта, называют блюдо, которое можно приготовить из него и выкладывают у игрового поля. Если картинки нет, то игрок может взять одну из стопки. Выигрывает тот, у кого быстрее закончатся карточки.

Игра «Что я вижу» (игра с мячом) - различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.

Ход игры: в эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч следующему.

Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.

Игра «Мое домашнее животное»- Развитие связной речи.

Ход игры: карточки с изображением животного и схемой его описания. Дети выбирают карточки, описывают животное, остальные должны узнать животное.

Аналогично проводятся игры «Моя любимая игрушка», «Моя любимая одежда», «Я водитель транспорта»

Игра «Кто я? Что я?» - обучать составлению вопросов, требующих ответа «да» или «нет». Маски – шапочки или картинки животных на обруче, одеваемом на голову.

Ход игры: одному из игроков надевается маска животного так, чтобы он не видел ее изображение. Игрок задает вопросы участникам, на которые те могут отвечать только «да» или «нет».

Игра «Универсам»- Развитие фонематического слуха.

Ход игры: Выбираются 3-4 человека, исполняющие роль продавцов. Остальные дети покупатели. Покупатели подходят к продавцам и произносят любой речевой звук. Среди продавцов устанавливается очередность. Первый продавец предлагает товар, начинающийся с этого звука. Если товар назван правильно, покупатель дает продавцу жетон (заменитель денег). Если первый продавец затрудняется, товар предлагает второй по очереди продавец и так далее. Игра проводится до тех пор, пока в универсаме не побывают все покупатели. Выигрывает тот продавец, который выручил больше «денег», то есть получил жетонов.

Игра «Говорящая эстафета» (подвижная) - развитие слухового внимания. Карточки со словами (количество звуков в слове не должно быть меньше количества игроков в команде, карточки с изображением предметов с одной стороны и изображением способа передвижения – с обратной стороны; три карточки с изображением «снежинки».

Ход игры: Первый вариант игры. Все карточки находятся «на базе», в противоположной от детей стороне игрового поля. Дети делятся на три команды, выстраиваются в три колонны. По сигналу игрок бежит к «базе», выбирает карточку со словом и возвращается назад тем способом, который указан на обратной стороне карточки. Все последующие игроки поочередно бегут к «базе» и выбирают карточку с предметом, начинающимся с первого (второго, третьего и т. д.) звука выбранного слова, а возвращаются тем, способом, который указан на обратной стороне. В случае затруднения, игрок может взять карточку со снежинкой, которая заменяет любую картинку. Выигрывает та команда, которая первой подберет картинки ко всем звукам слова. В наборе картинок может быть только одна снежинка.

Второй вариант игры. Дети так же делятся на три команды. На «базе» находятся только карточки со словами, карточки с предметами находятся на стороне игроков. По сигналу первый игрок колонны отправляется к своему товарищу на «базу», тот сообщает ему первый звук слова. Игрок возвращается и находит карточку с картинкой, начинающейся с сообщенного звука. Картинку берет второй игрок команды, отправляется на базу, отдает карточку и получает сведения о втором звуке. Выигрывает та команда, которая первой подберет картинки ко всем звукам слова

В игре «От каждого по словечку» - формирование умения составлять

распространенные предложения, упражнять в употреблении предлогов. Просим детей составить простое предложение, а затем постепенно увеличиваем его, добавляя слова. (Например - Бабушка кормит кошку. Бабушка кормит кошку молоком. Любимая бабушка кормит кошку молоком. Любимая бабушка кормит серую кошку теплым молоком.)

В результате играя в такие, казалось бы, простые игры речь детей стала грамматически правильной, расширился их словарный запас. Речь детей стала более логична и последовательна. Они стали проявлять интерес к самостоятельному сочинению сказок, рассказов. Используют в речи обобщающие слова и понятия, стали внимательней выслушивать рассказы сверстников, замечать ошибки и исправлять их.

При использовании данных дидактических игр дошкольник учится - играя.

Список использованных источников

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : 2000г.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.

4. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М. : 1974г.

5. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М. : 1981 г.

6. Колунова Л. А., Ушакова О. С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .

7. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М. : 1982г.

8. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М. : 1984г.

9. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М. : 1991г.

10. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. - М. : 2010г.

11. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981 г. № 2.

12. Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М. : 1983г.

Публикации по теме:

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей С помощью мнемотехники ставлю следующие задачи: • Развивать связную и диалогическую речь. • Развивать у детей умение с помощью графической.

Мнемотехника в развитии связной речи у старших дошкольников «Учите ребенка каким –нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников старшего возраста Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления.

Использование образовательных технологий в развитии связной речи старших дошкольниковИспользование образовательных технологий в развитии связной речи старших дошкольников Готовность или неготовность старших дошкольников к школе определяется речью. Именно при помощи письменной и устной речи будущему школьнику.

Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит.

Консультация «Использование синквейн — технологии в развитии речи старших дошкольников» Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей «Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива. И ты готов внимать ее поток и восклицать: «О, как же ты красива!».

Использование мнемотехники в развитии связной речи младших дошкольников Сегодня я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и как мы применяем в работе эту технологию для развития связной речи детей. Слайд Мнемотехника.

Опыт работы «Технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников» Технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Инновационные формы работы по речевому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр в развитии связной речи у старших дошкольников
Опубликовано: 29 апреля 2019 в 10:02
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактических игр в развитии связной речи у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольхина Надя (УИ 1283890) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД