Елена Михайлова
Использование дидактических игр в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра давно занимает значительное место в развитии детей дошкольного возраста. В игре ребнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель дидактических игр – тренировать и развивать умственные способности детей и прививать им положительные черты характера. Изучением дидактических игр и их возможностями использования в работе детского сада и семьи занимались многие видные педагоги прошлого и современности (Ф. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Е. И. Тихеева, Л. А. Венгер, З. М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Е. О. Смирнова и др.).
Публикация «Использование дидактических игр в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Дидактические игры наряду с общими педагогическими возможностями способствуют повышению эффективности образовательного процесса в ДОУ. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра создает жизненные условия для разнообразного применения знаний, для активизации умственной деятельности, общения, коллективного взаимодействия детей. Многие дидактические игры учат детей применять знания и навыки общения в новых условиях или содержат умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной и речевой деятельности.
При подборе дидактических игр, воспитатель принимает во внимание определение наиболее удобного времени проведения игры; выбор места игры; подготовку необходимого материала; определение количества играющих; сбор детей на игру; создание интереса к игре; распределение ролей; проведение игры; руководство ходом игры; подведение итогов, анализ игры.
Руководство дидактическими играми будет зависеть от возраста детей, их возможностей и требований программы воспитания и обучения в детском саду. Для практического использования дидактических игр в педагогическом процессе детского сада необходимо выполнение ряда условий, основными из которых являются:
3. наличие требований или рекомендаций по использованию дидактических игр с указанием примерного перечня игр для каждой возрастной группы;
4. наличие разработанных методик проведения конкретных игр с рекомендаций о частоте, времени, и месте их проведения;
5. наличие в каждой группе детского сада необходимого дидактического материала и сборников дидактических игр;
6. наличие количества разнообразных дидактических игр для каждой возрастной группы.
Воспитатель является участником игры или ее организатором. Игра выступает важным способом развития целого комплекса необходимых навыков детей дошкольного возраста. Используя дидактическую игру, воспитатель управляет процессами познавательной деятельности, поведением детей.