Виктория
Использование дидактических игр в работе с детьми ТНР «Поле чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
на примере игры
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть.
Публикация «Использование дидактических игр в работе с детьми ТНР „Поле чудес“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Поле чудес. Сценарии мероприятий форме игры
- Темочки
Дидактическая игра - ценное средство воспитания умственной активности детей. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания и помогает им усвоить любой обучающий материал. В игровой форме сложные и порой малоинтересные упражнения становятся увлекательным занятием. Дидактическая игра направлена на усвоение, расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, на развитие интересов и способностей. Дидактические игры способствуют формированию психических качеств у детей: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Помогают применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Дидактические игры занимают особое место в логопедической работе с дошкольниками, имеющими речевые расстройства, так как они тесным образом связаны с учебно-воспитательным и коррекционно-развивающим процессом. Использование этих игр в образовательной деятельности позволяет создать комфортные условия, повысить мотивацию дошкольников с ОНР и эффективность коррекционноразвивающей работы.
Мы, с коллегой, разработали дидактическую игру «Поле чудес», эту игру используем не только в организованной образовательной деятельности со своими воспитанниками, но и в совместных развлечениях, на которые приглашаем и родителей.
Игра «Поле чудес» многофункциональна, она может быть направлена на решение различных воспитательных, развивающих и образовательных задач, обеспечивает всестороннее развитие детей, которое особенно необходимо детям с нарушениями речи.
Барабан поделен на 12 секторов. Из них 6 секторов имеют дополнительные задания:
Сектор «Незнайка»- воспитатель загадывает загадку ребятам-зрителям.
Сектор «Знайка» - ребята-зрители, задают дополнительный вопрос игрокам.
Сектор «Сова»- ребята-зрители рассказывают пословицу, поговорку или стихотворение по теме игры.
Сектор «Плюс» - ребёнок может открыть любую часть картинки, или букву.
Сектор «Ноль» - пропускает ход.
Сектор «Приз» - игроку вручается приз.
В старшей группе, когда дети ещё не научились читать, на доске вывешивается разрезная картинка с изображением предмета. Картинка повернута изображением к доске. Когда дети освоили навыки чтения, правила игры усложняются, и на доску вывешивается слово, состоящие из отдельных букв, которые дети отгадывают в процессе игры. Игра проходит в четыре тура, в последнем туре участвуют дети победители первых трёх туров. Начинается игра с отборочного тура - воспитатель задает загадки, либо вопросы по теме игры.
В игре «Поле чудес» чётко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. Воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, закрепляются, систематизируются и обобщаются. В ходе игры ребё нок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, а выступая в роли болельщика, ребёнок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.
Дети малоактивные, неуверенные в себе, а это свойственно детям с речевыми расстройствами, менее подготовленные, как правило, в начале берут на себя роли болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнять игровую задачу, стать победителем.
Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры.
Таким образом, для детей, страдающих речевыми расстройствами, дидактическая игра «Поле чудес» сохраняет свое значение и роль как необходимое условие развития речи и всестороннего развития их личности, интеллекта, становится школой обучения и воспитания.