Галина Бирюкова
Использование образовательных технологий в работе со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Публикация «Использование образовательных технологий в работе со старшими дошкольниками» размещена в разделах
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Мы хотим поделиться с вами опытом использования в нашей работе игровой и здоровьесберегающей технологий. Так как считаем их основными для воспитания и развития здоровой и всесторонне развитой личности.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
• динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.)
• подвижные и спортивные игры;
Технологии обучения здоровому образу жизни.
• утренняя гимнастика
• физкультурные занятия
• спортивные развлечения, праздники
• Дни здоровья
• Занятия из серии «Здоровье»
Для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей мы используем как традиционные, так и нетрадиционные приемы работы. В группе имеется «Физкультурный центр» оборудован «Уголок здоровья» для родителей. Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, спортивным инвентарем и т. д., так и нестандартным оборудованием, сделанным своими руками:
1.«Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса
2. Ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног
3. Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки, ватные и воздушные шарики и т. д.)
5. Для массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики из веревки с узелками, ребристый коврик из дерева и пластмассы и т. д.
6. Ходьба по дорожкам, состоящим из гороха, карандашей, каштанов, в каждом отсеке дорожки, босиком.
7. Ежедневно после сна проводим оздоровительную гимнастику босиком под музыку.
В структуру оздоровительных режимов группы вплетены:
- мимические разминки
- гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения)
- пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции)
- дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки)
-игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.
Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, должен находить каждодневную поддержку дома.
В своей работе мы тесно взаимодействуем с родителями (консультации, беседы, памятки, фотоальбомы, изготавливаем пособия и атрибуты вместе).
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников : воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Целью игровых технологий является решение ряда задач: дидактических, развивающих, воспитывающих, социализирующих.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период.
Есть одна игра, о которой следует сказать подробнее и именно из-за ее универсальности и простоты одновременно – это комплекс, содержащий набор геометрических фигур, каждая из которых может быть охарактеризована четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной – причем в полном комплекте все эти четыре признака полностью описывают конкретную фигуру. Тонкий, большой, красный круг – лишь один, другого такого нет.
Это логические блоки Дьенеша. Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра.
Блоки развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также — восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму).
Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т. е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт детей. Но приобретение опыта требует большого времени. Чтобы обеспечить «приобретение такого опыта», важно научить детей самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т. д. Дидактические игры вызывают у дошкольника живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ребенка, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ребенку.
Интеллектуальные игры включают в себя игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Дети с удовольствием играют в шахматы и шашки. Нами разработана своя игра «Вей Той», которая развивает у ребенка пространственное мышление, воображение, логическое мышление.