Оксана Бурыкина
Использование интерактивных технологий в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДО ориентирует педагога на создание условий для получения качественного дошкольного образования каждым ребенком. На этапе реформирования и модернизации системы дошкольного образования воспитатель ДОО не может обойтись без современных технологий, которые формируют у дошкольников предпосылки к учебной деятельности.
В образовательном процессе ДОО мы широко используем интерактивные технологии.
Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности.
Публикация «Использование интерактивных технологий в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Термин «интерактивные технологии» может рассматриваться в двух значениях: технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера и организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера.
Интерактивные технологии направлены на формирование у дошкольников новых качеств и умений:
• активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;
• развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создается ситуация успеха;
• формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребенка
Рассмотрим второе направление интерактивного обучения — это организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера. Таких технологий интерактивного обучения существует огромное количество.
Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников:
• вторая младшая группа – «Работа в парах», «Хоровод»;
• средняя группа – «Работа в парах», «Хоровод», «Цепочка», «Карусель»;
• старшая группа – «Работа в парах», «Хоровод», «Цепочка», «Карусель»; «Интервью», «Работа в малых группах (тройках)», «Аквариум»;
• подготовительная к школе группа – «Работа в парах», «Хоровод», «Цепочка», «Карусель»; «Интервью», «Работа в малых группах (тройках)», «Аквариум»; «Большой круг», «Дерево знаний».
«Работа в парах»
Цель: формирование навыков сотрудничества, умения выполнять задание последовательно.
Организация: дети с помощью одинаковых символов объединяются в пары и договариваются о сотрудничестве, выполняя задание совместно и последовательно (можно использовать для объединения пар карточки, игрушки, предметы, гендерный подход: мальчики-девочки или мальчик и девочка).
Ценность для ребенка: благотворное влияние на самоощущение, самооценку.
Особенности проведения: в пары лучше объединять детей, «равных» по своему развитию.
«Хоровод»
Цель: формирование навыков произвольного поведения (ответы на вопросы по очереди).
Организация: дети стоят в кругу, в центре ведущий, который с помощью предмета (мяча, игрушки) учит их выполнять задания по очереди, тем самым формирует умение выслушивать ответы, не перебивая друг друга.
Ценность для ребенка: формирование коммуникативных навыков.
Особенности проведения: в младшем дошкольном возрасте ведущим может быть взрослый, а в старшем – сверстники.
«Цепочка»
Цель: формирование умения работать в команде.
Организация: дети стоят в кругу и последовательно выполняют отдельные задания для получения общего результата (в качестве заданий можно предложить коллективную аппликацию, заполнение схемы, алгоритма, составление маршрута движения и т. д.).
Ценность для ребенка: наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагая варианты решения заданий.
Особенности проведения: каждый ребенок принимает участие в общей работе; с помощью общей цели воспитатель создает обстановку сопереживания, взаимопомощи.
«Карусель»
Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми.
Цель: формирование навыков работы в парах.
Организация: воспитатель предлагает детям по желанию (или другим способом) объединиться в пары и встать в два круга: внутренний и внешний. Он предлагает диалог-задание. Дети из внутреннего круга остаются на месте, а из внешнего после мини-диалога делают шаг влево и оказывается в паре с новым собеседником. Каждый новый диалог развивает у ребенка умение понимать и принимать новый взгляд на проблему, предложенную воспитателем или сверстником.
Ценность для ребенка: формирование навыков сотрудничества, положительной самооценки, ориентирования в пространстве, воспитание волевых качеств.
Особенности проведения: сначала дети из внутреннего круга могут сидеть лицом к внешнему кругу, а дети из внешнего круга перемещаются по нему. Вначале лучше использовать диалоги этикетного характера: «Лучший комплимент», «Я делаю покупки», «Давай познакомимся», «Разговор в общественном месте». Более сложные диалоги-рассуждения требуют предварительной подготовки, детей необходимо настроить на диалог, предложив речевой образец.
«Интервью»
Цель: формирование активной диалогической речи.
Организация: дети встают в круг; «журналист» (на начальном этапе взрослый, позже – ребенок с помощью взрослого, затем самостоятельно) с микрофоном задает вопросы детям, подводя итоги совместной деятельности. Сначала воспитатель помогает детям овладеть алгоритмом постановки вопросов, в дальнейшем вопросы они задают сами без подсказки.
Ценность для ребенка: активное развитие диалогической речи.
Особенности проведения:
-возможно проведение со второй младшей группы; во второй половине года роль микрофона выполняет сюжетная игрушка, которой ребенок рассказывает об итогах занятия, например «мне понравилось поить чаем куклу в синем платье из синей чашки»; затем дети говорят в игрушечный микрофон, ведущую роль выполняет воспитатель;
-в старшем дошкольном возрасте роль журналиста выполняет ребенок, используя алгоритм карточки-подсказки с алгоритмом формулировки вопросов в виде символов, придуманных вместе с детьми.
«Работа в малых группах» (тройках)
Цель: формирование навыков сотрудничества в малых группах с целью последовательного выполнения заданий.
Организация: дети делятся на группы по 3 человека, предлагая свой способ деления. Проводится активная работа внутри группы по выполнению задания в соответствии с согласованным планом, дети договариваются между собой об эффективных способах выполнения задания, оцениваю результат своей работы.
Ценность для ребенка: формирование умения договариваться друг с другом.
Особенности проведения: обратить внимание на формирование умения слушать и слышать друг друга, приходить к единому мнению, выбирать старшего группы, который выскажет мнение других участников.
«Аквариум»
Цель: формирование умения вести публичный диалог перед зрителями, анализировать представленную ситуацию.
Организация: группа детей разыгрывает ситуацию, находясь в кругу, а остальные наблюдают и анализируют. Предлагается договориться, кто из детей будет в группе зрителей, а кто – в группе ведущих диалог по проблемной ситуации. Им дается возможность наблюдать со стороны, как общаются, договариваются и аргументируют свои ответы сверстники.
Ценность для ребенка: формирование социально-коммуникативных навыков, возможность увидеть эти навыки сверстников со стороны.
Особенности проведения: группы меняются местами, наблюдатели становятся в круг, предлагается аргументировать свою точку зрения, терпимо относиться к мнению другого.
«Большой круг»
Цель: формирование умения публично высказывать свое мнение, устанавливать причинно-следственные связи.
Организация: воспитатель предлагает обсудить проблемную ситуацию, побуждая детей к диалогу, высказыванию своей точки зрения каждым ребенком. Дети стоят в кругу, каждый ребенок высказывает свое мнение, а затем передает право высказать свою точку зрения другому, коснувшись рядом стоящего ребенка. Выслушав все высказывания, один из детей подводит итог, используя полученную информацию.
Ценность для ребенка: создание условий для максимального раскрытия потенциала.
Особенности проведения: воспитатель дифференцированно с помощью наводящих вопросов максимально раскрывает суждение каждого ребенка, создавая ситуацию успеха.
«Дерево знаний»
Цель: интеллектуальное развитие и формирование коммуникативных навыков.
Организация: воспитатель заранее готовит демонстрационный материал в виде съемных карточек схем с предметными картинками по определенной теме на маете «Дерево знаний». Дети, объединившись в малые группы по 2-4 человека, выполняют задания, затем выбирают старшего группы, который доказывает правильность выполнения задания своей группой; дети из других групп оценивают правильность ответа.
Ценность для ребенка: успешное решение социально-коммуникативного развития, развития умения договариваться при решении общей задачи.
Особенности проведения: участвуют все дети группы, малые группы могут создаваться любым способом, предложенным детьми.
Информационные источники
1. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие / Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, Библиотека журнала «Управление ДОУ», 2012.
2. Фабрикантова Е. В., Полянская Е. Е., Ильясова Т. В. Интерактивные технологии и мультимедийные средства обучения. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2015.
3. http://douraduga62.ucoz.com/index/ispolzovanie_interaktivnykh_tekhnologij_v_rabote_s_doshkolnikami/0-364