Вера Винивитина
Использование дидактических игр и упражнений для развития грамматического строя речи в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Темочки:
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Овладеть грамматическим строем речи – значит научиться правильно употреблять падежные окончания слов, глагольные формы, местоимения, прилагательные, числительные, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, правильно строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
На мой взгляд, основным средством формирования правильной грамматической речи детей являются словесные дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала. Эти игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу и игровым действиям, а наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, разнообразные карточки-задания, перфокарты, дидактические игры. Они непродолжительны, стараюсь проводить их непринужденно, чаще всего в игровой форме, не пользуясь сложной грамматической терминологией. В процессе проведения дидактической игры поощряю выдумку, инициативу дошкольников, отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Начинаю с простых игр «Давайте познакомимся», «Назови ласково», «Один – много», «Скажи наоборот». А вот игра "Чей? Чья? Чьи?" помогает решать несколько задач: изучать и закреплять названия диких и домашних животных, птиц, упражнять в образовании качественных и притяжательных прилагательных, в умении использовать цвета и оттенки. На завершающем занятии дети составляют описательные рассказы по определенной теме.
Цель дидактической игры "Что знаешь, расскажи" – обогащение словаря детей прилагательными, глаголами и наречиями. Предлагаю детям первой команды игру рассказать все, что они знают про котенка «Какой?»; вторая команда подбирает глаголы «Что делает?»; третья команда называет слова (наречия или прилагательные, характеризующие погоду, во время которой котенок отправился погулять. В конце игры предлагаю детям придумать историю про котенка. Некоторым усложнением является вариант, когда дети придумывают и задают друг другу загадки.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В процессе общения, на индивидуальных консультациях родителям подробно рассказываю о содержании работы по формированию грамматического строя речи, предлагаю игры-задания для детей по формированию грамматического строя речи, которые малыши выполняют вместе с родителями дома.
Таким образом, использование дидактических игр, создание различных игровых приемов у детей вызывают огромный интерес, оживление, радость, поддерживают положительный эмоциональный настрой. Дети меньше допускают ошибки в употреблении существительных, прилагательных, глаголов, порядке слов в предложении (искажении смысла и структуры) и замене по фонетическому сходству. Применение игровых средств на занятиях в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием.