Светлана Бачерикова
Использование блоков Дьенеша для развития у детей дошкольного возраста логического мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Повысить уровень компетентности педагогов путем овладения игровой технологией с блоками Дьенеша для развития у детей дошкольного возраста логического мышления.
Задачи:
1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление о пособии «Блоки Дьенеша»
Публикация «Использование блоков Дьенеша для развития у детей дошкольного возраста логического мышления» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
2. Познакомить с развивающими играми на основе логических блоков Дьенеша.
I. Теоретическая часть.
В своей работе по развитию логического мышления я использую блоки Золтана Дьенеша - всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика». Основной принцип методики звучит так: обучение должно проводиться не в скучной форме, когда ребенку приходится внимательно слушать пояснения, а после – повторять за учителем, а в процессе увлекательной игры, дающей старт развитию уме-ния мыслить самостоятельно и проявлять фантазию.
Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому, что они способ-ствуют развитию таких мыслительных операций, как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ, син-тез. Дети учатся догадываться, доказывать. Игры с блоками развивают фантазию и творческое начало у детей.
Сегодня я познакомлю вас с некоторыми с логическими играми.
Приглашаю желающих.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) трёх цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры (рассматривание блоков).
В играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 22 карточки. Из них 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.
1 задание: Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте ее, покажите соответствующий блок (показ карточек).
Наличие специальных альбомов существенно разнообразит количество игр, которые можно предложить детям.
2. Знакомство с альбомом «Давайте поиграем»
Формы организации работы с логическими блоками.
1. НООД (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
II. Практическая часть.
Переходим к практическим действиям. Предлагаю вашему вниманию игры для детей дошкольного возраста.
1. Блоки можно использовать в качестве конструктора (покупая конструктор, мы покупаем логику). Эту творческую игру обожают все дети без исключения. Она очень простая, но увлекательная. Ребенку предлагается складывать из элементов Дьенеша разные фигурки сначала по схемам, а потом без них, постепенно усложняя задачу. (Альбом «Маленькие логики»).
2. Игра «Угости игрушку» («Давай угостим животных печеньем. Ёжику дай только красное печенье, медвежонку жёлтое, а зайчику красное».)
Какие задания ещё можно предложить ребёнку?
3. «Поиск фигур»
а) Найди блоки, которые такие же как этот по цвету (по форме, размеру, толщине).
б)Найди блоки, которые не такие же как этот по цвету. Предложите варианты подобных заданий.
в)Найди блоки, которые такие же как этот по цвету, но не такие по форме. Найди блоки, которые такие же как этот по форме, но не та-кие по размеру. А какие блоки предложили бы Вы найти?
г) Покажите – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.
4. «Цепочка». От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
а) чтобы рядом были фигуры одинаковые) по цвету (размеру, форме, толщине);
б)чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
в)чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и др.
5. «Покажи». Покажите – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.
6. Дидактическая игра с одним обручем
Перед началом игры выясняют, какая часть игрового поля находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались в обруче. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.
7. Дидактическая игра с двумя обручами
Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом поле двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).
1. затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.
2. после решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча;
Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.
8. «Найди клад»
Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только ««да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы. Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.
9. «Разгадай фигуру». Я бросаю кубики. А вы, по знаково-символическим изображениям, найдите подходящую походящую фигуру. Можно использовать 2-3 кубика, обозначающие разные свойства.
10. «Что лишнее».Воспитатель раскладывает 5 блоков(4 красных, 1 синий). В ряду один лишний. Объясните, какая фигура лишняя и почему вы так думаете.
Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А так же позволяет реализовать индивидуальный подход к детям.
Рефлексия: Какие трудности Вы испытали, выполняя задания? Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес. А Вам интересно было играть? Какие игры Вам понравились больше всего? В какие игры Вы хотели бы поиграть с детьми своей группы?
Литература:
1. А. А. Столяр «Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет», М., Просвещение, 1991 г.
2.«Давайте вместе поиграем».Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б. Б. Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).
3. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, М., Акцидент, 1997 г.
4. «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7 лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.
5. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. «Развитие логического мышления де-тей», Ярославль, «Академия развития», 1996
6. М. Фидлер «Математика уже в детском саду», М., "Просвещение», 1991г
7 .Альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких»