Слепцова Александра
Использование биоэнергопластики в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
Чем больше уверенности
в движении детской руки,
тем ярче речь ребёнка!
В. А. Сухомлинский
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Использование биоэнергопластики в логопедической работе» размещена в разделах
Современные социально- экономические условия предъявляют новые требования к системе дошкольного образования. В связи с изменениями социально- экономического роста, ухудшением экологии в регионах все больше стал увеличиваться контингент детей с ограниченными возможностями здоровья. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития.
Одной из важных задач коррекционного воздействия на дошкольников с нарушениями речи является развитие у детей мелкой моторики и артикуляционной праксиса. Поэтому наряду с общепринятыми приемами обоснованно использование новых нетрадиционных методик, эффективность которых очевидна.
Мелкая моторика- это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы рук. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки.
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Работы В. М. Бехтеревой доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, в том числе и развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значить- содействовать развитию речи и ее коррекции. Исследования М. М. Кольцовой, что каждый палец руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Как правило, если движения пальцев развиты в соотвествии с возрастном, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы: положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций!
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В современной педагогике используется целый ряд мероприятий, дидактических игр, упражнений, направленных на развитие и совершенствование мелкой моторики: массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; пальчиковая гимнастика; теневой и пальчиковый театр; работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы, пуговицы, веревочки для завязывания узелков); рисование по трафаретам, по клеткам; закрашивание контурных предметов; вертикальная, горизонтальная штриховка; рисование геометрических фигур, букв в воздухе и на столе сначала одной рукой, затем другой и обеими руками вместе; выкладывание фигур из счетных палочек.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых пяти лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.
Новым и интересным направлением коррекционной работы учителя- логопеда является биоэнергопластика.
Биоэнергопластика («био» — человек как биологический объект; «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью) – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.
Применение биоэнергоплатики в работе учителя- логопеда :
• оптимизирует психологическую базу речи;
• улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам;
• способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
• позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Особенности работы с применением биоэнергопластики :
• учитывать индивидуальные особенности детей;
• подключать руки реб нка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок;
• следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными;
• соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук;
• соблюдать последовательность выполнения упражнений с усложнением и ускорением темпа.
С целью повышения заинтересованности реб нка в таких упражнениях применяются, стихи, сч т, «Волшебные перчатки», артикуляционные сказки.
На начальном этапе ребенок знакомится с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка (всем знакомая артикуляционная гимнастика). Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, взрослый (логопед или воспитатель) сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребенок привыкает к движениям руки и запоминает их, рука малыша в выполнение упражнения пока не вовлекается.
Следующий этап - выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка. Мама вместе с малышом выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Ребенок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Необходимо следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку, стихотворения. При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения.
Последний этап – заключительный. Когда ребенок полностью освоит упражнения, можно рассказать сказку, стихотворение, а малыш самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.
Методика артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой используется нами в течении 5 лет в работе с детьми старшего дошкольного возраста. При проведении такой гимнастики учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей.
На свои занятия привлекаем родителей, для которых в середине 1 года обучения проводится артикуляционный практикум совместно с детьми: где ребенок обучает своего родителя выполнять артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой, а учитель- логопед дает методические рекомендации к выполнению каждого упражнения. За данный период увеличился рост выпускаемых детей с хорошей речью от 10- 25%. Мы считаем, что данная методика будет интересна не только логопедам, воспитателям и другим специалистам, а также заинтересованным родителям.
Приведем примеры некоторых упражнений:
Упражнение «Бегемотик» Описание артикуляционного упражнения. Исходное положение- сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» открыт рот на расстояние ширины 2- 3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних резцов зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить 4- 5 раз. Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение- кисти рук находятся горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз. На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4- 5 раз. Рекомендации. При выполнении упражнений необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, держалась прямо, опускаться вниз должна только нижняя челюсть. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.
Упражнение «Лопатка» Описание артикуляционного упражнения. Исходное положение- сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот. Высунуть изо рта и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5-6 раз. Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение- кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1до 5. Повторить 5- 6 раз. Рекомендации. Следить за тем, чтобы при выполнении упражнения ребенок не опускал голову вниз, удерживал расслабленный язык на нижней губе и не прижимал его верхними зубами и губой. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.
Упражнение «Чистим зубы». Описание артикуляционного упражнения. Исходное положение- сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот. На счет «один» кончик языка опустить за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в сторону под счет от 1 до 5. На счет «два» поднять кончик языка вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону под счет от 1 до 5. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 6-7 раз. Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение- ксть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет «один» опустить кисть руки вниз и выполнять движения из стороны в сторону, считая от 1 до 5. На счет «два» поднять кисть вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону, считая от 1 до 5. Пальцы подняты вверх или опущенной вниз ладони указывают на верхнее и нижнее положение языка. Затем вернуть кисть в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Выполнять упражнение 6- 7 раз. Рекомендации. При выполнении упражнения необходимо следить, за тем, чтобы язык выполнял точные движения, не выходил за край зубов, рот был широко открыт, губы находились в улыбке, нижняя челюсть оставалась неподвижной. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.
Упражнение «Расческа». Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение- сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами вглубь рта под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1до 5. Повторить упражнение 5- 6 раз. Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение- левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. Кисти рук находятся горизонтально на уровне солнечного сплетения. На счет «один» провести пальцами ведущей руки по пальцам и ладоням другой руки до запястья, затем вернуть в исходное положение. На счет «два» выполнить аналогичное движение. Выполнять упражнение под счет от 1 до 5. Повторить 5- 6 раз.
Методика биоэнергопластика- инновационная технология, которая дает возможность, в дальнейшем воспитанникам групп компенсирующей направленности перейти на новую ступень образования и в перспективе стать конкурентно способными специалистами в современном высокотехнологичном мире.