Татьяна Тукиш
Использование «Азбуки в стихах» в логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы
В детской поэзии десятки различных азбук, которые написаны прекрасными поэтами - С. Маршаком, С. Михалковым, Б. Заходером, В. Берестовым и многими другими авторами.
Можно с уверенностью сказать, что, создавая эти произведения, авторы заботились не только о том, чтобы дети быстро и легко запоминали буквы, но еще и о том, чтобы им было весело и радостно учиться, чтобы за каждой новой буквой дети открывали для себя неизведанное, необычное, неожиданное. Мир реальный, действительный и мир образный, поэтический. Именно поэтому каждая стихотворная азбука – это собрание игр в слова и со словами. Задача педагогов, родителей – увидеть их и научиться играть в слова и со словами вместе с детьми. У меня накопилась целая кол-лекция различных азбук. И, конечно же, я использую регулярно их в своей работе, на занятиях с детьми. Мне кажется, что настало время систематизировать эту работу.
Публикация «Использование „Азбуки в стихах“ в логопедической практике» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Ситуация совместной игры дает детям представление об особенностях стихотворной речи, познакомит их с такими явлениями, как звукопись, многозначность, метафоричность словесного образа. Естественно, что все эти представления приобретаются в практических действиях со словом и стихотворением, в попытках собственного творчества. Я считаю, что главное достоинство таких игр – инициатива взрослого и детей в раскованном обращении со словарным и словесным материа-лом, обусловленное профессиональным мастерством поэта.
Чтобы подготовить детей к полноценному восприятию поэтических азбук, я на подготови-тельном этапе использую скороговорки и короткие стихотворения-загадки. Часто игры мы начинаем со скороговорок. Ведь большинство из них построено по принципу многократного повторения одного или нескольких звуков, трудных для произношения или различения на слух. Такая особенность скороговорок облегчает быстрое усвоение основного правила игры: главная буква та, с которой начинается первое слово и которое повторяется в строке несколько раз. Например, «Пекарь пек пирог в печи», «Ткет ткач ткани на платье Тане». Задаю детям вопрос: «Какой звук повторяется ча-ще всего? Сколько раз?»
Дети проговаривают скороговорку про себя, считают звуки. Проверяя правильность выполнения задания, мы также проговариваем скороговорку хором, вместе считаем звуки. Одно из правил - дети должны услышать звуки как в начале слова, так и в середине, и в конце.
Важно не только обратить внимание детей на определение звука, но и на то, что дети еще слышат в заданной фразе. Например, «Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел». Если дети затрудняются ответить, обращаем внимание на то, что вместе со звуком «Д», слышится, как дед играет на дудочке. Определяем, какая получилась мелодия: веселая или грустная. Так происходит знакомство детей с эмоциональной и смысловой насыщенностью стихотворной строки. Дети узнают, что поэт подбирая специально слова по звучанию, передает не только то, что происходит, но и как это происходит, какие звуки сопровождают происходящее действие. На этом правиле построены и некоторые загадки в стихах :
Чьи там крики у пруда?
Квасу, квасу нам сюда.
Квасу, квасу, простокваши.
Надоела нам вода (И. Токмакова).
Задаю детям вопрос: О ком идет речь в стихотворении?
Если дети затрудняются, спрашиваю их о том, что это за крики, какие они? (Ква, ква, ква). После этого, детям несложно догадаться, кто кричит.
Можно предложить детям самим придумать строчку в словах которой несколько раз повто-ряется один и тот же звук. А педагог отгадает, какая буква главная в сочиненном предложении.
Начинаем знакомство с поэтическими азбуками с чтения «Веселого путешествия от А до Я» С. Я. Маршака. Это целая «дидактическая поэма», насыщенная играми и вопросами. Играем в игру «Кто запомнит больше и назовет все слова». Например, попав на станцию названной буквы, дети должны услышать, запомнить и назвать все слова, которые на эту букву начинаются. Следующее упражнение «Найди слова, в которых буква находится в начале (середине, конце) слова».
Правила этой игры определяет сам поэт:
Нам отвечали маляры:
-Нет случая такого,
Чтоб эта самая «еры»
Была в начале слова.
Бывает эта буква в конце и в середине:
В конце капусты, брюквы
И в середине дыни.
Тут стоит также обратить внимание и на игру смыслов в строке «и в середине дыни». Что находится в середине настоящей дыни? (Семена).
А в слове «дыня?» (Буква Ы)
Поэт предлагает детям не только находить необходимую букву в словах, но и самим придумывать слова: «Еще три слова на «еры» вы сами подберите».
Если дети плохо воспринимают старое название буквы, строки просто переделываю:
Нам отвечали маляры:
-Нет случая такого,
Чтоб эта наша буква «ы»
Была в начале слова.
Бывает эта буква в конце и в середине:
В конце капусты, брюквы
И в середине дыни.
Еще три слова с буквой «Ы» вы сами подберите. В данном случае педагог может подобрать тексты из детских книг, словарей. А также объединить их тематически либо по другим признакам (буква в начале, середине, конце слова). Например,
Ты букву «н» найдешь в свинце,
И в никеле, и в цинке,
Найдешь в начале и в конце
А также в серединке.
Необходимо повторить последние две строчки четверостишия и уточнить, в чем их секрет? О чем говорит поэт: где находится буква «н»? Ею начинается слово или ею заканчивается? В каких словах ее следует искать? Для детей – это целое открытие, ведь слово «начало» начинается с буквы «н», в слове серединка, «н» находится в середине слова, и только слово «конец» не соответствует этому, т. к. «н» находится в центре, а не в конце.
Обязательно нужно обращать внимание детей на особенность настоящей поэзии – каждая строчка имеет не только прямой, но еще и скрытый смысл, доступный внимательному читателю и слушателю. Например,
От буквы «А» до буквы «Я»
Течет река Аму-Дарья.
Спрашиваю детей: «Это на самом деле так, или это шутка? В чем она заключается? (Название реки начинается на «а» и заканчивается на «я»). А почему поэт говорит:
От буквы «А» до буквы «Я»
Идет и азбука моя!
Потому, что в своем «Путешествии» поэт рассказывает обо всех буквах. И еще потому, что словосочетание «азбука моя» начинается с «а» и заканчивается на «я».
Предлагаю детям придумать словосочетание по такому же правилу.
С удовольствием дети играют и в такую игру «Изобрази букву». Как это делает С. Я. Маршак в стихах :
Вы посмотрите: кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу.
Задание можно разнообразить: какая – либо буква изображается веселой, грустной, задумчивой и т. д. настроение ее, характер зависят от того слова, в котором она находится. Например, в слове «змея» буква «з» явно злая, а в слове «земляника» добродушная.
Ирина Токмакова придумала такую игру: на песке или на асфальте рисуется город, название которого начинается с определенной буквы. И не только город, но и улицы, здания. У жителей имена тоже только с этой буквы. Одежда, обувь, продукты, развлечения – все в этом городе только на заданную букву. Рядом с этим городом находится другой, на другую букву. Можно придумать фантастический город, в нем и названия будут фантастические. Главное, чтобы соблюдалось правило: все начинается с заданной буквы.
Фантазия педагога, детей и родителей (ведь их тоже можно привлечь к играм) подскажет еще много подобных игр, в которых лежит поэтическое ощущение слова.