Наталья Аматуни
Мастер-класс «Опыт использования проектного метода в логопедической практике»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Мастер-класс : «Опыт использования проектного метода в логопедической практике».
Слайд 2. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Важнейшим достоинством Проектного метода является то, что он один из методов развивающего обучения. Этот метод позволяет детям самостоятельно «добывать» знания. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.
Публикация «Мастер-класс „Опыт использования проектного метода в логопедической практике“» размещена в разделах
Слайд 3. Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи, является длительным процессом, требующим многократных упражнений. Этот процесс непрост для детей — они еще очень малы. Поэтому очень важно, чтобы родители, совместно с логопедом, участвовали в коррекционном процессе. Они должны прикладывать все необходимые усилия для достижения положительных результатов.
Моя задача, как учителя-логопеда, сделать родителей активными участниками педагогического процесса в коррекционной работе, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для своего ребенка, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки, полученные на занятиях с логопедом, в непосредственном общении с ребенком дома. Мы должны убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи.
Слайд 4. В начале учебного года мною разработан и внедрен проект «Логопедические тропинки» – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения речи, «тропинки», ведущие его к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности. Этот проект представляется как способ организации коррекционно-развивающего процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, его родителей и других педагогов детского сада.
Проект «Логопедические тропинки» - это долгосрочный проект, который состоит из нескольких мини проектов. Проект предназначен; для детей 4 – 7 лет
Участники проекта : дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Вид проекта : практико-ориентированный.
Срок реализации проекта – в течение учебного года
Слайд 5.
Цель: повышение потенциальных возможностей коррекции речевых нарушений у детей дошкольников и их полноценного речевого развития в процессе взаимодействия специалиста и родителей
Задачи проекта :
1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
2. Развивать речевые и творческие способности детей.
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
5. Побуждать детей к совместной деятельности.
6. Объединять усилия учителя-логопеда и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
7. Стимулировать совместную продуктивную и творческую деятельность детей и педагогов ДОУ.
Ожидаемый результат:
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
4. Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
Эффективность данных результатов
Для детей:
- положительная динамика речевого развития;
- получение новых знаний и умений;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для родителей:
- положительная оценка деятельности детского сада;
- активизация педагогического потенциала родителей,
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Для педагогов ДОУ:
- положительный психологический климат между учителем-логопедом и педагогами;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
-повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития воспитанников через разнообразные формы и методы работы.
Слайд 6.
Начинается мой проект мини проектом «Сказка о Веселом Язычке», который направлен на развитие артикуляционной моторики. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Именно поэтому этот мини проект стал первой «логопедической тропинкой».
В ходе этого мини проекта я решала следующие задачи: - вызвать интерес детей к логопедическим занятиям; - провести диагностику для выявления уровня подвижности органов артикуляционного аппарата и звукопроизношения у каждого ребенка; - сделать подборку каждому ребенку упражнений, чтобы подготовить артикуляционный аппарат к проведению занятий основного этапа (постановке, автоматизации и дифференциации звуков); - подобрать информацию о значимости артикуляционной гимнастики и познакомить родителей с правилами её проведения.
Для ознакомления родителей с проблемой:
- выступила с сообщением на родительском собрании «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в работе по исправлению нарушений речи у ребенка»; - оформила папку «Советы учителя-логопеда»;
- на индивидуальных встречах показала выполнение упражнений, направленных
на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы
звуков;
-все упражнения прописываю в рабочих тетрадях по взаимодействию.
Слайд 7 – 13.
А теперь, представьте, что вы родители моих воспитанников. Я проведу обучение вас элементам артикуляционной гимнастики. Выполним следующие упражнения «Хоботок», «Лягушка», «Расчёска», «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Чистим зубки», «Качели», «Маляр», «Часы», «Гриб», и др. (с зеркалами.)
Слайд 14.
Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Вот поэтому второй «логопедической тропинкой», по которой я предложила «пройти» детям был мини проект «Послушный ветерок».
Цель которого: развитие правильного речевого дыхания и направленной воздушной струи.
Слайд 15.
Для этого мною были подготовлены пособия, ветровички, подобраны игры для развития дыхания.
С родителями в консультациях проведена работа по теме «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхательная гимнастика», я предложила комплексы упражнений по развитию речевого дыхания, которые можно выполнять в домашних условиях.
А теперь мастер - класс для вас :
Знаете ли вы, как на самом деле нужно дышать? Вдох должен производиться через нос, а выдох через рот. При вдохе, следите за тем, чтобы плечи не поднимались, важно сохранять спокойное положение тела. На выдохе, следует дольше и более плавно выдыхать воздух, чтобы щеки не раздувались, проследите за этим. При правильном выполнении упражнений, дыхательная гимнастика приятна и приносит удовольствие.
Большой интерес у детей вызвали такие игры как «Футбол», «Фокус», «Паровоз» и т. д. .
В результате проведенного проекта :
- дети научились правильному дыханию при речи, в результате речь стала более чёткой, разборчивой.
- Разработан перспективный план и картотека по формированию речевого дыхания.
- Сформирована устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
Итогом проекта можно сделать выставку пособий для развития дыхания в логопедическом кабинете и использовать их на занятиях.
Слайд 16.
Следующим мини проектом стал проект «Умные пальчики».
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет положительно на развитие речи и ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность развития мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Слайд 17 -19.
Я предположила что, если в системе работы с детьми дошкольного возраста активно использовать упражнения на развитие мелкой моторики в игровых и нетрадиционных формах и приемах, то это эффективно скажется на воспитании правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям.
Цель: развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Был составлен план мероприятий, подобраны художественная и методическая литература, игровой и дидактический материал для детей.
Проведена работа с родителями. В ходе консультации я раскрыла родителям значение развития мелкой моторики «Выполнение пальчиковой гимнастики». Объяснила, как выполняется то, или иное упражнение.
Слайд 20.
А теперь небольшая разминка для вас:
Общая, мелкая моторика. Сопряжение речи с движением:
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Плавные волнообразные движения ладонями
Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Спокойно укладывают ладони на стол.
Можно использовать для развития мелкой моторики рук различные шнуровки, мозаики, мелкие конструкторы, работу с природным материалом, с песком, камешками, разными крупами.
Итогом проекта была сделана картотека пальчиковых игр. Можно сделать выставку поделок из бросового и природного материала.
Слайд 21-24.
Мини проект «Рифмушки» направлен на развитие фонематического восприятия. В ходе выполнения этого проекта у детей формируется фонематический слух и фонематическое восприятие. С детьми проводятся различные упражнения виде игр. (Игра с залом в составление рифм к словам, например Кот – кит,)
Сладко спит в берлоге ….(мишка)
На столе с салатом (миска).
Положили в миску ….(кашку)
Надевал пожарный ….(каску)
Жук увидел ….(одуванчик)
И присел, как на ….(диванчик)
С тростинкой по тропке ползет….(муравей)
А следом за ним летит ….(воробей)
«Придумай слова-рифмушки» к слову печка (свечка, овечка, речка.)
Проект привлек внимание родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей. Сделана подборка упражнений по формированию фонематических процессов.
Слайд 25.
Мини Проект «Трудные звуки» поможет детям овладеть правильным звукопроизношением, автоматизацией поставленных звуков и введением их в речь. Сначала идет постановка звука, а затем автоматизация этого звука в речи ребенка. На этапе автоматизации, я использую подобранный текстовый материал (стихотворения, чистоговорки, скороговорки, наполненные определенным звуком). Пожалуй, это бывает самый длительный из мини проектов. В зависимости сколько у ребенка нарушено звуков.
Слайды 26-28.
Например: звук Р или звук Л, или шипящие звуки. И так с каждым нарушенным звуком.
Слайд 29-37.
А развитию лексико-грамматической стороны речи и составлению связного высказывания посвящен - мини проект «Все по порядку». В своей работе я использую дидактические игры по данному направлению развития речи.
Слайд 38.
После того как все «логопедические тропинки» будут пройдены, в конце учебного года, я планирую провести досуг совместно с родителями «Я, логопед и моя семья – трудолюбивые друзья!», посвященный Международному дню семьи. Где каждый ребенок сможет показать, чему он научился, раскрыть свои творческие способности, умение четко и выразительно читать стихи. Этот праздник можно продумать во взаимодействии с другими специалистами: инструктором по физической культуре или с музыкальным руководителем.
Слайд 39.
Практическая значимость проекта :
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.
Творческое проектирование логопедической работы требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир звуков, слов, фраз и красивой речи.
Таким образом, я убедилась, что технология проектирования в логопедической работе позволяет решать важные задачи речевого и психического развития дошкольника:
- расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;
- совершенствовать звуковую сторону речи;
- развить способность к словотворчеству;
- формировать личностные качества ребенка;
- развить коммуникативные навыки;
- добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей.
Слайд 40.
Спасибо за внимание!