Елена Челищева
Использование Art-терапии в работе с дошкольниками
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ART-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Воспитатель МДОУ «Д/С № 155»
Челищева Елена Александровна
Сохранение эмоционального благополучия ребенка является важной задачей не только для родителей, то и для педагогического состава дошкольного учреждения. Данный вопрос стал особенно актуальным в свете эпидемиологической ситуации, сложившейся в мире. Внезапность, продолжительная длительность карантинного режима без возможности коммуникаций со сверстниками, неясность отдаленных последствий – все это негативно сказывается на ребенке, формируя у него такие отрицательные эмоциональные состояния как, повышенная тревожность, страхи, эмоциональные всплески (истерики, крики, слезы). А так как именно в дошкольном возрасте закладываются основные черты характера, мотивационно-потребностной сферы и личности в целом, чрезвычайно важно своевременно купировать возникающие негативные эмоциональные состояния для сохранения психического здоровья ребенка. Благодаря высокому уровню развития педагогики, психологии, дефектологии на данный момент существует множество способов, методов для эмоционального отреагирования, но нам бы хотелось отметить как деликатно, без повторной травматизации решает данный вопрос искусство.
Публикация «Использование Art-терапии в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Использование art-терапевтических методов в воспитании дошкольников оказывает позитивное влияние на разностороннее развитие ребенка, захватывая как интеллектуальную, так и эмоционально-волевую сферы, благодаря чему происходит гармонизация личности. В ходе занятий ребенку создаются условия для успешной саморегуляции, для осознания своих переживаний и чувств, для развития способности самовыражения и самопознания. Помимо указанных выше преимуществ art-терапии, можно выделить следующие: мобилизация творческого потенциала ребенка, развитие воображение, развитие коммуникативных навыков и если занятия проходят в группе, то наблюдается групповое сплочение, ну и конечно же, творчество вызывает положительные эмоции, гордость за продукты своей деятельности, что способствует повышению самооценки. Таким образом, ребенок, вовлеченный в творческую деятельность, получает уникальную возможность снять внутренние зажимы, защиты, отреагировать свои отрицательные эмоции без дальнейших негативных последствий.
Обычно, занятие состоит из трех частей: вступительная часть, основная работа и заключительный этап. Во вступительной части обязательным является приветствие и формирование мотивации на занятие, что можно сделать в форме игры. На следующем этапе, самом длительном, происходит уже собственно коррекционная работа с использованием art-терапевтических методов : рисование, лепка, аппликации, танцы, музыка, сказки и т. д. (некоторые использованные нами методики будут представлены ниже). Заключительная часть отводится подведению итогов, обобщению всего то, что было на занятии. Ребенок высказывает свои впечатления, эмоции, понравилось ли ему занятие, если да, то что понравилось больше всего и что не понравилось и т. д. Заканчивать занятие следует на положительной ноте, можно придумать некий ритуал прощания, например, спеть песню или сыграть в «ладушки» и т. д.
Таким образом, для эмоционального развития ребенка, для отреагирования негативных жизненных ситуаций и эмоциональных состояний прекрасно подойдут занятия с элементами art-терапевтических приемов, направленных не только на снятие непосредственного психоэмоционального напряжения, но и обеспечивающих гармоничное разностороннее развитие личности дошкольника. Танцы. Главное для ребенка создание искусства должно приносить положительные эмоции, вытесняя или отодвигая на второй план отрицательные чувства. Ведь здоровый ребенок — это, прежде всего, творческий, жизнерадостный, открытый и познающий себя и окружающий мир человек.
Art-терапевтические методики, применяемые на занятиях:
1. Упражнение: Сотри свой страх.
Само задание изобразить страх мобилизует в ребёнке отвагу и смелость, ведь даже начать рисовать этот самый страх — дело нелёгкое. Ребёнок преодолевает психологический барьер, а потом проживает негативные эмоции через творческие действия. Таким образом, мы видим страхи ребенка значительно уменьшаются.
Попросите ребёнка нарисовать свой страх, а затем сотрите его движением руки (если ребенок рисует песком) или разными инструментами, действиями (к примеру, разрезать ножницами, разорвать). Можно придумать вместе сказку о том, как этот страх зародился и как пришёл добрый волшебник и стёр его.
2. Упражнение: Продолжи сказку.
Суть этого упражнения состоит в том, что воспитатель/родитель рассказывает небольшой сказочный фрагмент, а ребёнок его завершает. Интересно описывать в сказке персонажей, которые в чем-то соответствуют членам вашей семьи (род занятий, увлечения, возраст, пол и пр.).
По ходу можно задавать ребё нку вопросы: «Как думаешь, что было дальше? Как считаешь, что придумал этот герой?» Задача рассказчика не просто придумать сказку, а видоизменить её в направлении, заданном ребёнком.
Такая сказкотерапия позволяет понаблюдать за невербальными реакциями ребёнка, узнать о детских переживаниях и стремлениях, символически решить проблему малыша с помощью выбора альтернативы или модели поведения.
3. Упражнение: Рисование по сырому листу.
Целью данного упражнение является снятие напряжения, тактильная стимуляция, гармонизация эмоционального состояния, развитие воображения. Попросите ребенка намочить губкой лист бумаги и ставить на нем точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются акварельные краски. Важно предоставить дошкольнику как можно больше цветов и не мешать при их выборе. После того как ребенок закончит свою картину, можно задать ему вопрос о том, какие эмоции она у него вызывает, что он чувствовал, когда рисовал ее и что испытывает сейчас.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :
1. Абрамкина С. Н. Психолого-педагогическая коррекция страхов у дошкольников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 10. С. 276-280.
2. Ковалевская А. А. Практика психологической коррекции страхов младших школьников // Гуманитарные науки. 2016. - № 1 (33). – С. 185.
3. Колягина В. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Прометей, 2016 г. – 164 с.
4. Нуриева А. Р., Газизова Ф. С., Галич Т. Н. Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-3.