Анастасия Лаптева
Использование арт-методик для развития детей от 1,5 до 3 лет в рамках апробации образовательной программы «Теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
«Творчество и дети», что может быть прекраснее, так считаю не только я. Удивительно точные и запоминающиеся высказывания великих людей:
«ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ В МИРЕ КРАСОТЫ, ИГРЫ, СКАЗКИ, МУЗЫКИ, РИСУНКА, ФАНТАЗИИ И ТВОРЧЕСТВА»
Василий Александрович Сухомлинский.
«ДЕТСКИЙ РИСУНОК, ПРОЦЕСС РИСОВАНИЯ — ЭТО ЧАСТИЦА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТИ НЕ ПРОСТО ПЕРЕНОСЯТ НА БУМАГУ ЧТО-ТО ИЗ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, А ЖИВУТ В ЭТОМ МИРЕ, ВХОДЯТ В НЕГО, КАК ТВОРЦЫ КРАСОТЫ, НАСЛАЖДАЮТСЯ ЭТОЙ КРАСОТОЙ».
Публикация «Использование арт-методик для развития детей от 1,5 до 3 лет в рамках апробации образовательной программы „Теремок“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
Творчество в раннем возрасте способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, заложенные природой. Основным «художественным занятием» в этом возрасте являются игры с художественными материалами. Для малыша важен сам процесс использования материала, нежели полученный результат. На наших занятиях с малышами мы предлагаем для рисования необычные для творчества: песок, цветную воду, различные виды круп и т. д.
В процессе работы с использованием нетрадиционных форм рисования мы стараемся создать для детей благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, которые мы предлагаем детям помогают не допустить в изобразительной деятельности однообразия и скуки.
Главным помощником в этом деле стало методическое пособие от авторского коллектива разработчиков образовательной программы «Теремок» для детей раннего возраста - «Арт-методики для развития малышей».
Арт-методика не является эквивалентом понятия «арт-терапия», хотя имеет общие черты: опора на эмоции и настроение, создание условий для самовыражения. Методика рассматривается как некий проверенный «рецепт», системное описание конкретных способов, техник, приёмов педагогической деятельности. «Арт» - с английского «Искусство», «Творчество».
Хочу познакомить вас с некоторыми «рецептами творчества». (Перечислены на слайде)
«ТВОРЧЕСТВО С МЛАДЕНЧЕСТВА, ИЛИ ХУДОЖНИКИ В ПАМПЕРСАХ» Ирины Николаевны Воробьевой. Реализация методики проходит в три этапа : от 6 месяцев до года, от 1 до 2, с 2 лет до 3. На занятиях первого этапа дети наносят по всей плоскости листа цветовые пятна, мазки и линии по принципу абстрактного искусства. Для выполнения подобных композиций используется техника рисования «каждому цвету краски — своя кисть».Главная задача педагога на третьем этапе — развитие видения у детей ассоциативного образа в пятнах, мазках и линиях. С этой целью используются вырезанные из цветной бумаги силуэты разных предметов и персонажей, которые накладываются на детские рисунки, когда высохнет краска. Или педагог располагает детские рисунки в горизонтальном и вертикальном положении, а игрушки размещает на их фоне.
«Арт-методика «ЯРКИЕ СЛЕДЫ» ЛОКТИОНОВОЙ ЕВГЕНИИ ВИТАЛЬЕВНЫ представлена в виде серии занятий по рисованию от отпечатков ладошкой, до экспериментирования с различными нетрадиционными материалами для рисования. По окончанию занятий создается первый альбом «Яркие шедевры».
Арт-методика «РИСОВАНИЕ НА ПЕСКЕ»(Татьяна Петровна Скворцова). охватывает такие образовательные области, как «Художественно-эстетическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие», решаются задачи эмоциональной отзывчивости, закладываются предпосылки ценностно-смыслового восприятия мира, творческого воображения, конструктивного взаимодействия ребенка со сверстниками, родителями, педагогами. Занятия включают в себя вход в занятие, работу за песочным столом, в процессе которой ребенок рисует сюжеты сказок или иллюстрирует свою собственную. Тематическое планирование может быть выстроено в соответствии с темами, которые изучаются на занятиях по ИЗО-деятельности и окружающему миру.
На протяжении нескольких занятий педагог напоминает детям правила техники безопасности при работе с песком. Затем идет этап «разогревания песка», дети могут пару минут просто поиграть с песком: растирать между ладоней, пересыпать из кулака в ладошку, просыпать сквозь пальцы и т. д. Все эти упражнения необходимо сопровождать игровыми сюжетами- «идет снег, дождь, трактор набирает песок… Затем педагог знакомит детей с приемами рисования: кулачком, указательным пальцем, ладонью. Далее педагог, рассказывая сказку по теме занятия. сам иллюстрирует её и просит детей также проиллюстрировать героев или события. Завершается занятие анализом процесса и релаксационным упражнением для снятия нервно-мышечного напряжения.
«Арт-методика «АКВАРЕЛЬ ПО МОКРОМУ ЛИСТУ» описана Еленой Евгеньевной Кривенко и представлена 6 играми, составленными с учетом принципа «от простого к сложному». Две из которых представлены на экране. При знакомстве ребенка раннего возраста с такой техникой рисования на начальном этапе нужно дать ему возможность повозиться с краской, почувствовать нажим кисти и увидеть результат. Расплылась краска в форме цветной кляксы? Кляксу всегда можно превратить во что-то интересное, смешное или какого-нибудь персонажа. У игр по превращению пятен есть важный психологический смысл: любые ошибки можно исправить — это профилактика страха потерпеть неудачу, сделать что-то не так.
Арт-методика Ирины Александровны Лыковой «ВЕСЕЛЫЕ МУКОСОЛЬКИ» ТЕСТОПЛАСТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ.
Тестопластика доступна абсолютно всем, т. к. не требует больших финансовых затрат, специальных приспособлений и каких-то художественных способностей. Соленое тесто – идеальный материал для лепки с детьми, поскольку является натуральным продуктом. Малыши стремятся все попробовать на вкус. С соленым тестом это не будет проблемой – оно невкусное и при этом безвредное. В пособии приведены 3 рецепта соленого теста и приготовление. На примере мукосолек педагог в доступной форме знакомит детей с искусством тестопластики и создает условия для освоения базовых способов лепки доступных детям образов. В пособии даны 3 конспекта занятий: лепка экспериментирование (знакомство, лепка и рисование на тесте и лепка предметная.
Арт-методика «ВОДНЫЙ МИР: ЛЕПИМ, ИГРАЕМ, РАСТЕМ» с применением плавающего пластилина.
Методика представляет собой систему игровых ситуаций с использованием плавающего пластилина. Плавающий пластилин – легкий и пластичный современный художественный материал, который держится на поверхности воды, что позволяет ребенку вылепить любую игрушку: рыбку, уточку, лодочку и создать увлекательное игровое пространство в водной среде. С фигурками из плавающего пластилина лепка превращается в увлекательную игру. В пособии представлены игровые ситуации с подробным описанием задач, предварительной работы, материалов и инструментов, словарной работы и ход игры.
Авторская арт-методика «АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ТКАНЬЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА «ШИФОНОВАЯ РАДУГА» Основа для рисования — полотно молочного цвета, плотное, размером 30*40см. для детей до 2 лет и 50*70 от 2 лет, наборы лоскутов 4-8 цветов разных размеров 20*20, 40*40 и 60*60 см, для совместного рисования больших картин 300*300 см(250*250).Создание шифоновых картин возможно с использованием разных арт-техник : «рисование» кругами, квадратами, треугольниками, полосками, кляксами, спиралью. Работа с конструктором для рисования тканью делится на 3 части.
Часть1 ВВОДНАЯ. Вовлечение в деятельность. Предложение педагогом темы рисования. Предложение разных шифоновых лоскутов.
Часть 2 ПРОДУКТИВНАЯ. Выполнение игровых упражнений. Совместное с педагогом моделирование форм из шифоновых лоскутов. Выкладывание на полотне-основе «клякс», «полосочек», «квадратиков».
Часть3 СОЗЕРЦАТЕЛЬНАЯ. Созерцание результатов деятельности.