Наталья Шикова
Театрализованная деятельность в рамках дополнительной образовательной программы для разновозрастной группы 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность программы :
Направленность программы :
Данная программа направлена на развитие речи дошкольника в процессе театральной деятельности, развитие словарного запаса, навыков словообразования, правильного грамматического строя речи, развитие связной речи.
Новизна программы :
Публикация «Театрализованная деятельность в рамках дополнительной образовательной программы для разновозрастной группы 5–7 лет» размещена в разделах
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Данная программа направлена на развитие у детей речи. В ходе её осуществления дети научатся придумывать сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.
Пояснительная записка
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—7 лет (старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе.
Цель программы — развитие речи детей средствами театрального искусства.
Задачи
• Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
• Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений
детей старших групп перед младшими и пр.).
• Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах раз-личных видов.
• Совершенствовать артистические навыки детей в плане пере-живания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
• Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.).
• Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
• Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Задачи :
1. Развивать у детей интонационную выразительность речи.
2. Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.
3. Развивать у детей выразительность жестов, мимики.
4. Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять положительные и отрицательные качества персонажей.
5. Развивать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор.
6. Развивать умение детей принимать участие в инсценировках по сюжетам знакомых художественных произведений.
7. Поощрять инициативу, творчество.
8. Развивать умение чисто и чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.
9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Формы работы.
1. Театрализованные игры.
2. Занятия в театральном кружке.
3. Рассказы о театре.
4. Организация спектаклей.
5. Беседы-диалоги.
6. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
7. Чтение литературы.
8. Оформление альбома о театре.
9. Показ представлений.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. Художественно – эстетическое :
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.
2. «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
3. «Познавательное», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
4. «Социально - коммуникативная», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
Взаимодействие с родителями и специалистами :
Работа проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.
Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Ожидаемые результаты :
Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.
Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
Установлен тесный контакт с родителями.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминать заданные позы.
Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.
Знать 5—8 артикуляционных упражнений.
Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.
Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
Уметь составлять предложения с заданными словами.
Уметь строить простейший диалог.
Уметь сочинять этюды по сказкам.
Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.
Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.
Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
Находить оправдание заданной позе.
На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на за-данную тему.
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.
Уметь подобрать рифму к заданному слову.
Уметь сочинить рассказ от имени героя.
Уметь составлять диалог между сказочными героями.
Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов.
Содержание программы.
Содержание программы включает восемь основных блоков, представленных в таблице. Перечислим их.
Блок 1 – основы кукловождения.
Блок 2 – основы кукольного театра.
Блок 3 – основы актерского мастерства.
Блок 4 – основные принципы драматизации.
Блок 5 – самостоятельная театральная деятельность.
Блок 6 – театральная азбука.
Блок 7 – проведение праздников.
Блок 8 – проведение досугов и развлечений.
Следует отметить, что блоки 1, 5, 8 реализуются на одном – двух занятиях в месяц ; блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц ; блоки 3, 4 – на каждом занятии ; блок 6 – на тематических занятиях 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте) ; блок 1 реализуется 1 раз в квартал.
1 блок. Основы кукловождения.
Компонент ДОУ:
Сентябрь – ноябрь.
Задачи : продолжать обучать детей приемам вождения верховых кукол.
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «Радостная встреча деда с Жучкой», «Неприятный разговор», «Игра в жмурки».
Декабрь – январь
Задачи : закрепление навыка кукловождения пальчикового театра.
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «К нам пришел зайчик», «Цыпленок и петушок», «Кот и петушок».
Национальный региональный компонент:
Музыкальная фонограмма к этюду «К нам пришел зайчик» : «Зайчик» - муз. С. Головина.
Февраль.
Задачи : обучение детей приемам кукловождения театра Бибабо.
Игра : «Театр двух актеров».
Март – апрель .
Задачи : продолжать формировать у детей навык вождения кукол театра Бибабо, побуждать их создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами этого театра. «Русский хоровод» - танцевальная композиция.
Национальный региональный компонент
Танцевальная композиция с использованием музыкальной фонограммы коми композиторов – «Полька» (разные муз. Инструменты) .
Куклы Бибабо с элементами коми костюмов (кокошник, поясок, фартук с коми орнаментом).
Май.
Задачи : познакомить детей с приемами кукловождения марионеток, кукол с «живой рукой».
Этюды : «К нам в гости страус пришел», «Танец Аленушки».
2 блок.
1. Основы кукольного театра.
Задачи: Продолжать развивать умение использовать куклы разных театров в разыгрывании сценок по знакомым сказкам, стихотворениям.
Сентябрь – ноябрь .
Задачи : прививать устойчивый интерес к кукольному театру ; поощрять активное участие детей в кукольном спектакле. Сказки : «Кукушка», ненецкая сказка.
Национальный региональный компонент:
загадки : о кукушке.
народная игра «Кукушка» (П. Образцов) .
Декабрь – февраль.
Задачи : обучать детей правильному речевому дыханию, умению менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции ; формировать интонационную выразительность речи ; вызывать интерес к пальчиковому театру, театру Бибабо, желание участвовать в спектакле с куклами этих театров ; развивать интерес к театру марионеток, к кукле с «живой рукой».
Сказки : «Кот, петух и лиса» р. н. с. (пальчиковый театр) .
«Жихарка» р. н. с. (театр Бибабо)
«Гуси лебеди» р. н. с.
«Хозяйка» - П. Синявский (Бибабо, кукла Аленушка из театра кукол с «живой рукой») .
Национальный региональный компонент
загадки : о коте, петухе, лисе, лодке, ветре, реке и береге.
Муз. Фонограмма «Трудолюбивая девочка» - муз. С. Головина.
3 блок. Основы актерского мастерства.
Сентябрь – ноябрь.
Задачи : развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение.
Этюды : «Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Сердитый дедушка», «Провинившийся» (М. Чистяковой).
Игры с пиктограммами : «Подбери фразу» ,«придумай и скажи фразу с интонацией карточки – пиктограммы»
Декабрь – февраль.
Задачи : развивать память и фантазию детей.
Этюды :М. Чехова : на внимание, веру, наивность, фантазию.
Март – май.
Задачи : развивать выразительность жеста.
Этюды :М. Чехова : «Вот он какой», «Игра с камушками», «Спать хочется», «Карлсон», «Золушка»
Национальный региональный компонент
Музыкальные фонограммы : для этюдов – колыбельные – музыка народная.
4 Блок. Основные принципы драматизации
Задачи: Продолжать развивать умения детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Совершенствовать исполнительские умения.
Сентябрь – ноябрь.
Задачи : продолжать обучать детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев ; совершенствовать импровизационные способности, стимулировать желание изменять действия, вводить свои реплики ; обучать чувствовать своего партнера, стремиться подыграть ему ; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм – драматизациям. Сказки : «Три поросенка», сказка в переводе С. Маршака.
Инсценировка : «Кто сказал «МЯУ» ?» (по В. Сутееву).
Сценки : «Еж», «Спор туч» (по стихотворению Л. Корчагина)
Национальный региональный компонент:
Сказки : «Лиса и заяц», коми народная сказка.
Сценки : «Заболела наша Оля», «Воробей» (по стихотворениям С. Попова).
Коми народные игры : «Воробей», «Маленький воробышек».
Декабрь – февраль.
Задачи : продолжать развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке
Сказки : «Лисичка – сестричка и серый волк» ,р. н. с.
«Путаница» ,К. И. Чуковский. Инсценировки : «Одна варежка» (по стихотворению С. попова), «Зимний лес» (по стихотворению П. Образцова).
Национальный региональный компонент:
Муз. Фонограммы к инсценировкам : «Пришла зима» - муз. Ф. Вокуева ; «Снег» - муз. В. Гущина ; «Падает снег» - муз. Г. Качанова ; «Снегирь» - муз. Г. Латкина.
Март – май.
Задачи : развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке.
Сказки : «Красная шапочка» ,Ш. Перро.
Инсценировка : «Кто колечко найдет?» по стихотворению С. Я. Маршака.
Национальный региональный компонент
Инсценировки : «Новоселье» (по стихотворению П. Образцова) ; «Один цветок», «Для чего длинные волосы» (по стихотворениям С. Попова).
5 блок. Самостоятельная театральная деятельность.
Сентябрь – ноябрь.
Задачи : привлекать детей к самостоятельным играм с верховыми куклами на ширме.
Декабрь – февраль.
Задачи : побуждать детей придумывать сказки, используя кукол пальчикового театра, театра Бибабо.
Март – май .
Задачи : развивать желание импровизировать с куклами бибабо, марионетками, куклами с «живой рукой»
.
6 блок. Театральная азбука.
Сентябрь – май.
Задачи : продолжать формировать представления детей о театре, приобщать к театральной культуре ; познакомить с театром, его историей, устройством ; рассказать о театральных профессиях и видах театров, научить правилам поведения в театре.
Национальный региональный компонент
Познакомить детей с театрами города Нижний Новгород через интернет.
7 блок. Проведение праздников.
задачи: Приучать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников, в изготовлении атрибутов. Воспитывать эмоционально – положительное отношение к праздникам.
Сентябрь – май.
Задачи : развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми, сверстниками и малышами ; воспитывать любовь и интерес к театральному искусству.
Мероприятия : «Лесная ярмарка» (праздник осени) ; «мама дорогая, мама золотая!» «Новогодняя елка» ; «Простоквашино» - утренник, посвященный 8 марта, «Пасха красная",
Национальный региональный компонент
Фонограммы к праздникам.
8. Проведение досугов и развлечений.
задачи: Организовывать просмотр спектаклей, концертов, постановок кукольного театра. Обучать внимательно смотреть и слушать выступления взрослых, детей, малышей, эмоционально откликаться на них. Воспитывать доброжелательность, умение правильно оценивать действия персонажей. Приучать активно участвовать в различных развлечениях, используя умения и навыки, полученные на занятиях.
Сентябрь – ноябрь .
1. «1 сентября – День Знаний» с кукольным спектаклем «Три поросенка» в исполнении педагогов детского сада.
2. «Кот и лиса», кукольный спектакль в исполнении педагогов.
3. «Веселая ярмарка» - театрализованное представление (педагоги) .
4. «Кеша и Иришка приглашают в гости» - театрализованное представление.
5. «Дом, который построил Джек» - кукольный спектакль в исполнении детей подготовительной группы.
Декабрь – февраль.
Задачи : обучать детей правильно оценивать поступки действующих лиц, воспитывать добрые чувства.
1. «Морозко» - р. н. с. в исполнении детей подг. Группы.
2. «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в исполнении сотрудников.
3. «Мороз Иванович» - кукольный спектакль в исполнении детей подготовительной группы.
Март – май.
Задачи : вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене, желание активно участвовать в различных развлечениях.
1. «Шалунишки – котятки потеряли перчатки», инсценировка по английской народной песенке (исполняют дети подготовительной группы)
2. «День театра» - театрализованное представление ко Дню театра (последняя неделя марта) .
3. «День смеха» - театрализованное представление к 1 апреля.
4. «Чистота – для здоровья нам нужна» - театрализованное представление ко дню здоровья (7 апреля) .
5. «Как на Пасху куличи» - ярмарка.
6. «Как на пасху куличи» - кукольный спектакль в исполнении педагогов.
7. «1 июня – праздник лета» - театрализованное представление.
Национальный региональный компонент:
1. «Медвежьи няньки» - коми народная сказка в исполнении детей подготовительной группы.
Требования к уровню подготовки воспитанников.
1 Группа : 5-6 лет.
Базовый компонент :
Должен уметь :
1. Разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.
2. Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
3. Выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией.
Компонент ДОУ:
Должен знать :
1. Некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и т. д.) .
2. Некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров ; верховых кукол, пальчиковом, бибабо.
Должен иметь представления :
1. О театре, театральной культуре.
2. Истории театра.
3. Устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб) .
4. Театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер).
Группа 6-7 лет
Базовый компонент :
Должен уметь :
1. Самостоятельно организовывать театрализованные игры (выбирать сказку, стихотворения, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты, распределять между собой обязанности и роли)
2. Разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение) .
3. Широко использовать в театрализованной деятельности различные виды театров.
Компонент ДОУ:
Должен знать :
1. Некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и т. д.)
2. Некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров : кукол – вертушек, тростевых кукол, напольном конусном.
Должен иметь представления :
1. О театре, театральной культуре.
2. Театральных профессиях (капельдинер, постановщик танцев и т. д.) .
Оборудование детской театральной студии
1. Настольный театр игрушек.
2. Настольный театр картинок.
3. Стенд-книжка.
4. Фланелеграф.
5. Теневой театр.
6. Пальчиковый театр.
7. Театр Би-ба-бо.
8. Театр Петрушки.
9. Детские костюмы для спектаклей.
10. Взрослые костюмы для спектаклей.
11. Элементы костюмов для детей и взрослых.
12. Атрибуты для занятий и для спектаклей.
13. Ширма для кукольного театра.
14. Музыкальный центр, видеоаппаратура
15. Медиотека (аудио- и CD диски).
16. Декорации к спектаклям
17. Методическая литература