Екатерина Васина
Использование здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю воспитателем в МДОУ «Детский сад «Веснушки» п. Дубки». Наш детский сад является комбинированным, т. е. ведется комплексная работа по направления: логопедия, ортопедия и оздоровление.
Здоровьесберегающие технологии в детском саду- это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и формирование у них ценностного отношения к состоянию своего здоровья. Несмотря на достижения современной медицины, из года в год увеличивается заболеваемость, поэтому особо остро стоит проблема оздоровления детей дошкольного возраста.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Я расскажу о здоровьесберегающих технологиях, применяемых в нашем детском саду. Работаю в этом направлении я по программам «Азбука здоровья», «Красивая осанка», в настоящее время работа ведется по программе «Здоровый ребенок».
Работа по внедрению и применению здоровьесберегающих технологий у нас ведется как педагогическим персоналом, в комплексе работают учитель логопед, педагог-психолог, педагог дефектолог, воспитатели, так и медицинский персонал, специалистами-медиками проводятся: лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические процедуры и т. д.
Я остановлюсь на педагогических здоровьесберегающих технологиях, которые я применяю в своей работе.
При поступлении ребенка в наш детский сад врач-педиатр определяет в зависимости от группы здоровья мероприятия для конкретного ребенка с учетом прогноза адаптации.
Листы адаптации разработаны совместно педагогом-психологом, врачом-педиатром и воспитателями. Я веду листы адаптации с момента поступления ребенка, в течение месяца. В период адаптации я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, параллельно провожу анкетирование с родителями и выявляются особенности воспитания ребенка в семье. По завершении адаптационного периода дается заключение о стадии тяжести адаптации, при необходимости дети направляются врачом-педиатром в поликлинику на консультацию к специалистам. В настоящее время все больше выявляется детей с нарушением центральной нервной системы и эмоционально-поведенческой реакцией, что ведет к снижению умственной работоспособности и другим отклонениям состояния здоровья, поэтому я считаю важным создание в своей группе необходимых лечебно-оздоровительных условий.
Дважды в год детей осматривает врач-ортопед, который осуществляет своевременную диагностику по предупреждению нарушения осанки и плоскостопия у детей и лечению болезней опорно-двигательного аппарата.
В целях профилактики нарушений осанки я контролирую правильную осанку во всех видах деятельности ребенка в ДОУ, даю, по согласованию с врачом-ортопедом, в доверительной беседе, рекомендации родителям для контроля осанки ребенка дома. Данная работа имеет свои положительные результаты: трем детям заменены кроватки, четверым приобретены спортивные комплексы для занятия дома.
В случае наличия диагноза «Деформация стопы» я провожу разъяснительную работу с родителями о необходимости ношения ребенком специальной ортопедической обуви, и по результатам этой работы, 5 детям с деформацией стопы родители приобрели специальную ортопедическую обувь, у всех остальных детей группы в целях профилактики плоскостопия обувь с жестким задником и супинатором.
Ежедневно во второй половине дня в составе корригирующей гимнастики я провожу занятия с детьми у ортопедического стула, для профилактики плоскостопия практикую хождение по массажному коврику, «по следочкам» и т. д.
Пальчиковую гимнастику провожу индивидуально либо с подгруппой детей для развития мелкой моторики и развлечения детей. Особенно дети любят пальчиковую гимнастику «Ёжик», «По-грибочки», «Мышка».
Для стимуляции высокоактивных точек, расположенных на кистях рук я применяю нетрадиционную терапию Су-джок, используя массажные мячики, в частности, дети, любят упражнение «Мячики»
Я кругом мячи катаю
Взад-вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.
В любое свободное время в зависимости от зрительной нагрузки, провожу гимнастику для глаз, которая необходима для сохранения зрения. Упражнения для глаз использую для профилактики нарушения зрения, снятия зрительного напряжения. При помощи родителей к нам в группу приобретен телевизор, который используется по необходимости с соблюдением временного режима. После телепросмотра в обязательном порядке проводим гимнастику для глаз. Можно поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль, так же детям интересно следить за пальчиком, который то приближается к носу, то отдаляется от него.
Дыхательную гимнастику провожу с целью выработки правильного дыхания, важно, чтобы дети дышали не поверхностно, а полной грудью. Детям 2 младшей группы очень нравится упражнение «Паровозик», при ходьбе необходимо делать движения руками, изображающие езду поезда, и при этом произносить слова.
Во время занятия обязательно провожу динамические паузы, которые развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок, проводятся в игровой форме в зависимости от тематики занятия.
Провожу с детьми подвижные и спортивные игры, которые имеют большое значение, поскольку дети в ходе игр удовлетворяют свою потребность в движении, общении друг с другом, получают необходимую для развития информацию. Очень популярны у детей 2 младшей группы такие подвижные игры, как «Васька-кот», «Воробышки и автомобиль».и т. д.
Ежедневно, после утреннего приема детей под руководством инструктора по физической культуре и воспитателя проводится утренняя гимнастика, продолжительность гимнастики для детей 2 младшей группы 5-6 минут. Регулярное ее проведение постепенно приучает ребенка к физическим упражнениям, способствует вырабатыванию привычки у детей к систематической утренней зарядке. В весенне-летний период такую зарядка я провожу на свежем воздухе.
Бодрящую гимнастику (или гимнастику пробуждения) выполняю с детьми в хорошо проветриваемом помещении после дневного сна в течении 5 минут, возможно выполнение таких упражнений на кроватках. Это самомассаж, хождение по ребристой поверхности, пробежка из спальни в игровую комнату, после упражнений провожу умывание прохладной водой. Такие упражнения позволяют быстро включить организм в рабочий ритм и укрепить состояние здоровья ребенка.
Занятия по физической культуре - направлены на формирование необходимых двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, проводятся, согласно сетке занятия 3 раза в неделю – понедельник – на свежем воздухе, среда и пятница в помещении музыкального зала.
С учетом индивидуальных особенностей детей применяю комплекс закаливающих процедур:
• Гигиенические процедуры в игровой форме, сопровождающиеся стихами, чтобы детям было интересно и весело.
• «Босоножье» (перебегать босиком из помещения спальни в игровую комнату)
• Ходьба по корригирующим дорожкам
• Воздушные ванны
• Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года
Массаж и самомассаж направлены на снятие нервного напряжения, общее расслабление. Это такие упражнения, как катание шарика между ладонями, катание ребристого карандаша, сжимание резиновых игрушек разной плотности.
Артикуляционную гимнастику провожу по рекомендации педагога логопеда, для формирования правильного произношения звуков. (для детей 3-4 летнего возраста – это игры с язычком- лошадка, часики, вкусное варенье)
Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий, я провожу релаксацию- комплекс расслабляющих упражнений. Релаксация сопровождается, как правило, спокойной, расслабляющей музыкой.
Большое внимание уделяю играм с песком, которые способствуют развитию мелкой моторики, развитию речи, расширению словарного запаса, развитию связной речи.
Вся оздоровительная работа с детьми 2 младшей группы ведется мною только в игровой форме, поскольку основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра.
Непременным условием успешной работы по здоровьесбережению дошкольников является активное взаимодействие педагога и родителей воспитанников. Даже самая лучшая оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей. С этой целью я провожу анкетирование родителей, обеспечиваю индивидуальный подход к каждому ребенку; формирую положительные мотивации у родителей детей.
Мною проводится информационная работа с родителями по вопросам сохранения здоровья, оформляются информационные папки, стенды, письменные консультации на тему:
«Грипп. Информация для родителей»
«Витамины для детей»
Провожу консультации для родителей:
«О пользе закаливания»
«Одевайте ребенка правильно»
«Формирование у детей 2 младшей группы навыков самообслуживания»
В результате внедрения здоровьесберегающих технологий во 2 младшей группе детского сада прослеживается положительная динамика, а именно, по сравнению с началом года повысился уровень посещаемости детей с 60% до 85%; сократилось количество простудных заболеваний, врачом-ортопедом отмечено улучшение осанки у детей, по результатам мониторинга на 40% улучшились показатели физического развития детей.
Я, в составе коллектива детского сада, приняла участие в конкурсе «Лидеры дошкольного образования», «100 лучших ДОУ России» и «Лидер в реализации здоровьесберегающих технологий», «Здоровая Россия».
Я считаю, что применение в работе с детьми здоровьесберегающих технологий помогает нам растить здоровое поколение нашей страны и хорошо подготовить детей к успешному обучению в школе.