Получи документы

Мастер-класс «Использование современных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников»

Оксана Рюмина
Мастер-класс «Использование современных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Использование современных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников.

Изменения в российском обществе привели к серьёзным изменениям и в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Наметился отказ от жёстко регламентированных форм обучения и принятия педагогической общественностью гуманистической педагогики.

Публикация «Мастер-класс „Использование современных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников“» размещена в разделах

Предлагаю сценарий мастер-класса «Эффективность использования современных методик в формировании познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста».

Участники: воспитатели и педагоги ДОУ

Мастер : воспитатель Рюмина Оксана Георгиевна

Приветствие участников.

Знакомство.

Обсуждение правил проведения мастер-класса

-«Находи здесь и сейчас»

-«Говори, что знаешь»

-«Делай, что умеешь»

-«Позитивно относись к мнениям других»

-«Уважай время»

-«Помни, что знать и уметь никому не вредно»

Вопрос ко всем участникам мастер-класса :

«Чего вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса (высказывания участников)

Актуализация проблемы.

Ребёнок – абсолютная ценность, мера всех вещей! Ребёнок индивидуален и неповторим! Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость проблемно рассматривать применение педагогических технологий. Особенно когда вопрос стоит о младшем дошкольном возрасте, ведь это первая ступень общего образования.

Сегодня я предлагаю рассмотреть современные методики, применяемые в работе с детьми, способствующие формированию речевого развития.

Внедрение федеральных государственных требований в воспитательно-образовательный процесс требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации непосредственно-образовательной деятельности, так как роль воспитателя становится направляющей, развивающей.

Одним из наиболее сложных моментов, по мнению педагогов, является изменение роли занятий в образовательном процессе. Традиционно занятие являлось основным элементом образовательной деятельности. В федеральных требованиях обозначено, что решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого с детьми (в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей. Основной формой работы с детьми является игра. Вполне логично возникают вопросы «Нужны ли занятия?», и «Если нужны, то какие?».

Для организации непосредственно- образовательной деятельности нужно продумывать приёмы, которые будут способствовать введению ребёнка в тему. Для этого эффективно использовать пословицы, поговорки, стихотворения, дидактические игры, подвижные игры и загадки.

Особое внимание уделяется познавательно-речевому развитию в интеграции с другими образовательными областями.

При введении ребёнка в игровую ситуацию хорошо используется всем известный приём – загадки.

Загадки – особый, весёлый и загадочный мир. В древности они служили средством обучения молодёжи иносказательной речи, запоминания тайны слов. В древнерусском языке слово гадатьозначало думать, размышлять. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления.

Загадки-описания помогают развивать понимание речи, активную подражательность речевой деятельности, внимание, память, например:

Кто на улице гуляет

От ворот недалеко?

Лапкой землю загребает

И кудахчет … (ко-ко-ко).

Доскажи словечко (для чёткого произношения звуков, например:

От избушки в лес ведёт

Вырытый подземный … (ход).

Загадки-ребусы:

«Расшифруйте слово» - ЛОКНУ (КЛОУН);

«Составь слово» - Цепочка картинок (ЛИСТ, ИВА, СОБАКА, АРБУЗ, ответ ЛИСА.

Загадки-шарады, например:

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда,

А целое в музее

Найдёте без труда.

(КАР+ТИНА).

Метаграммы, загадки, в которых зашифрованы различные слова, разгадав одно из слов, нужно заменить в нём звук, чтобы получилось новое слово…

С «Ч» над морем я летаю,

С «Г» в машинах я бываю,

С «М» тебя я одеваю,

С «Л» собачкою зовусь.

Анаграммы - от перестановки звуков образуется новое слово …

КОТ - ТОК

СОСНА - НАСОС

ЛИПА - ПИЛА

Я дерево в родной стране

Найдёшь меня повсюду,

Но слоги переставь во мне

И воду подавать я буду.

Логорифмы, загадки со словами, которые решаются путём удаления, замены или добавления звуков…

Известное я блюдо,

Когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем… (УХА - МУХА)

Загадки-путаницы, помогают закрепить навыки послогового чтения, способствуют профилактике дизграфии в школе…

Был Алёша очень рад

Слишком вкусный был … халат (САЛАТ).

Загадки показывают взаимосвязь между содержательной, смысловой стороной речи и средством её выражения, учат лучше ориентироваться в звукобуквенном составе слова, развивая тем самым способности для успешной подготовки к грамоте.

Эффективным методом является синквейн – Это приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему. («Синквейн – от французского слова «пять»). Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Эта технология универсальна. Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Метод синквейна включается в работу с детьми не нарушая структуры непосредственно- образовательной деятельности, может легко интегрироваться с образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Знакомя с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовим детей для последующей работы над предложением. Детям нужно помочь осознать, что в предложении есть главные слова, без которых оно не состоится.

Работа строится по определё нной схеме:

1 строчка (Кто? Что) – существительное – одно ключевое слово, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строчка (Какой? Какая? Какое) – два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает) – три глагола, обозначающие действие, относящееся к теме;

4 строчка - четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме;

5 строчка - одно слово-резюме (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке.

Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

С точки зрения педагогики, составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В основном мы практикуем использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу.

Синквейн для воспитателей детского сада – это:

- средство творческого самовыражения ребёнка;

- способ обогащения словарного запаса;

- подготовка к краткому пересказу;

- и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

ПРИМЕР:

«РОССИЯ»

Какая она для вас? (великая, прекрасная, единственная, удивительная, любимая, могучая, многострадальная, богатая).

Что она делает для вас и других людей? (гордится, заботится, надеется, придаёт силы)

Афоризм, выражение, пословица или поговорка о России? Лучше нет родного края!

Синоним или как по-другому можно назвать Россию? (страна, отчизна, отечество) Россия – родина моя!

А теперь я предлагаю участникам поделиться на две группы. Каждой группе предлагается тема синквейна.

СИНКВЕЙН на тему «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

День рождения

Яркое, незабываемое

Поздравляют, дарят, любят

Счастливое торжество раз в году

Праздник

СИНКВЕЙН на тему «НОВЫЙ ГОД»

Новый год

Радостный, долгожданный

Приходит, веселит, радует

Я радуюсь новому году

Праздник, подарки

Синквейны очень удобно использовать для самоконтроля. Если Вы легко можете составить такое стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие темы.

Итоги мастер-класса

Предлагается обсудить итоги мастер-класса и ответить на вопрос «Получили ли Вы то, чего ожидали от сегодняшнего мастер-класса(высказывания участников)

Теперь я вам предлагаю просмотр непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: «Посуда», где будут использованы загадки «Доскажи словечко», а также элементы синквейна. Целью игровой ситуации «День рождения куклы Маши» является систематизация знаний детей по теме «Посуда» и решение задач через образовательные области познание, коммуникация, социализация, физическая культура и художественное творчество.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как метод познавательно-речевого развития дошкольников с ОНРДетское экспериментирование как метод познавательно-речевого развития дошкольников с ОНР Сообщение из опыта работы «Детское экспериментирование, как метод познавательно - речевого развития дошкольников с ОНР» Воспитатель Крылова.

Использование игровых упражнений и пособий для развития речевого дыхания у дошкольниковИспользование игровых упражнений и пособий для развития речевого дыхания у дошкольников Ни для кого не секрет, что хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. А правильная и.

Использование дидактических игр для познавательно-речевого развития дошкольников с ЗПР Пояснительная записка В современном обществе всё больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая.

Использование метода монотипии как средства речевого развития старших дошкольников ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОНОТИПИИ КАК СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Антонова Марина Сергеевна Аннотация: В данной статье.

Использование современных образовательных технологий и методик. Материал к аттестации Использование современных образовательных технологий и методик Понятие педагогической технологии. В настоящее время в педагогический лексикон.

Мастер-класс для педагогов на тему «Лэпбук как средство речевого и познавательного развития дошкольников» Что такое лэпбук и как его использовать? Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то.

Мастер-класс «Использование нетрадиционного оборудования для развития физических качеств у дошкольников»Мастер-класс «Использование нетрадиционного оборудования для развития физических качеств у дошкольников» СП МАОУ Успенская СОШ Воспитатель Петрова Ирина Валерьевна Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию физкультурно-игровое.

Мастер-класс «Использование современных образовательных технологий в рамках ФГОС при формировании ритмической деятельности» Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в рамках ФГОС при формировании ритмической деятельности детей дошкольного.

Мастер–класс «Использование дидактических игр и игровых упражнений в коррекции речевого развития дошкольников» Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,.

Проектная деятельность как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников Евсеева Надежда Викторовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 91» Проектная деятельность как средство формирования познавательно — речевого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование современных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников»
Опубликовано: 9 февраля 2019 в 17:06
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование современных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Рюмина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД