Елена Ананко
Открытое занятие для родителей и детей в рамках программы «Родительская академия»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: путем психолого- педагогического воздействия преодолеть у детей страхи, тревожность и психическое напряжение.
Задачи: развивать социальное доверие; развивать внутреннюю свободу и раскованность; помочь в преодолении негативных переживаний; снятие страхов путем проигрывания ситуации взаимодействия с предметом страха.
Беседа с родителями.
Публикация «Открытое занятие для родителей и детей в рамках программы „Родительская академия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Страх- это эмоция, которая возникает в ответ на действие угрожающего стимула, сопровождается определенными физиологическими изменениями: отражается на частоте пульса, дыхания, показателях артериального давления. Страх, как мина замедленного действия, подрывает, уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, настойчивость и упорство в достижении цели.
Страх основан на инстинкте самосохранения. Почему в детстве страх- одна из самых распостраненных реакций? Потому что инстинкт самосохранения выражен очень активно, а жизненного опыта нет.
Устойчивые страхи- это такие страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый, они приводят к появлению нежелательных черт характера. Подавляющее большинство страхов обусловлено возрастными особенностями и имеет временный характер. Если страхи сохраняются длительное время, то это служит сигналом неблагополучия, говорит о нервной и физической, ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. Взрослый человек, который в свое время не избавился от страхов, став мужем- женой, отцом- матерью, испытывает трудности в установлении нормальных семейных отношений и. скорее всего передаст свои тревоги, страхи ребенку
Дети боятся темноты, неизвестности, боятся потерять родителей, бояться оказаться незащищенными перед физической, природной силой и т. д.
С возрастом у детей меняются мотивы поведения, их отношение к миру, ко взрослым, сверстникам. И от того смогут ли родители уловить эти перемены, понять изменения, связанные с сыном или дочерью, и в соответствии с этим менять свои отношения с ребенком, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно- психического здоровья ребенка. Для того чтобы помочь ребенку избавиться от страхов, родители должны принимать причины их появления.
Современная психология предлагает различные формы решения этой проблемы. И с некоторыми из них вы сегодня познакомитесь и каждый из вас сможет помочь в дальнейшем своему ребенку.
Педагог- психолог: Сегодня мы проведем открытое интегрированное занятие с элементами арт-терапии «Ребенок боится. Что делать?» с участием детей и родителей. Арт-терапия- это использование творческого потенциала детей в коррекционной работе.
Работа с группой детей и родителями.
Игра «Знакомство» :
Психолог: Я рада всех вас видеть в нашей сенсорной волшебной комнате!
Посмотрите, какой чудесный у меня шарик. Он не простой, а волшебный, когда вы будете передавать его друг другу, с ним будет передаваться ваше тепло, ваша доброта. Сейчас мы начнем передавать его по кругу и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть свое имя и рассказывать о том, что он любит делать больше всего. Начнем с меня. (Далее по очереди высказываются все участники занятия)
Вот и познакомились!
Психолог: Все: и взрослые, и дети чего - нибудь боятся. Одни- чего - то одного и совсем чуть- чуть, а другие боятся всего и очень сильно. Хотите, я вам расскажу, как не следует бояться даже тогда, когда ты испугался? Если ты испугался, не плач, никому не показывай, что ты испугался. А тихонько скажи себе: «Что это там такое?» Спроси и иди к тому месту, которое тебя испугало. Мы боимся, когда не знаем о событиях, которые вокруг нас происходят, а если узнаем, то можем даже посмеяться над своими страхами.
Упражнение «Веселый конец страшной сказки».
Психолог: Сейчас мы с вами сочиним сказку про страх. В начале она будет очень страшной, а потом мы сделаем ее смешной. В этом задании вам помогут ваши родители (всем детям раздаются ручки и листы бумаги)
«Была ужасная ночь. На прогулку в лес вышел большой волк. Он хотел кого-то укусить.» и т. д.
Родители заканчивают сюжет страшилки смешно; «Вдруг с неба спустилась большая тарелка мороженого. Волк лег на землю и стал наблюдать за ним, и все увидели, что он совсем не злой, и дали ему лизнуть мороженого».
Упражнение «Рисуем свой страх».
Психолог: Не всегда страх можно выразить словами. Гораздо проще изобразить его на бумаге. Нарисуйте, пожалуйста, кого или чего вы боитесь. Когда вы нарисуете свой страх, то уже не будете его страшиться, вы от него избавитесь, и он останется на бумаге. (Каждый ребенок получает лист бумаги, карандаши, включается тревожная музыка, дети рисуют свои страхи.
Психолог: А теперь каждый из вас расскажет о своем страхе. (каждый ребенок по очереди рассказывает о своих страхах, затем рисунки со страхами вывешиваются на стенд.
Психолог: Ребята, давайте скажем волшебные слова, заколдуем страх: «Раз, два, три - мой страх замри, из листка не выходи!» (дети хором произносят волшебные слова.)
А теперь мы с вами немного поиграем и поучимся бороться со страхами.
Упражнение-кричалка:
Я хлопаю (хлопать в ладоши,
Топаю (топаю ногами,
Громко рычу (произносить «р-р-р»,
Страх прогоняю (махать руками)
Упражнение «Мы смелые и дружные»
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и повторяют за психологом стихотворение по строчке, в конце каждой строчки поднимают руки вверх.
Мне ничего не страшно с другом
Ни темнота, ни волк, ни вьюга,
Ни прививки, ни собака,
Ни мальчишка-забияка.
Вместе с другом я сильнее,
Вместе с другом я смелее.
Мы друг друга защитим
И все страхи победим!
Игра «Жмурки»
Водящего игрока называют «жмурой». Жмурке завязывают глаза шарфом или платком. Раскручивают его и после спрашивают:
- На чем стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас.
После этого игроки разбегаются, а жмурка ловит.
Игроки, убегая от жмурки, хлопают в ладоши, чтобы привлечь его внимание.
Жмурка с завязанными глазами, должен поймать любого другого игрока и опознать его.
В случае успеха пойманный становится жмуркой.
После игры психолог обсуждают с детьми результат и проговаривает, то что совсем не страшно находиться с завязанными глазами.
Психолог: А сейчас мы с вами сядем за столы, отдохнуть и сделаем совместно с родителями «Волшебную палочку» для борьбы со страхом.
Упражнение "Волшебная палочка".
На столе лежит шаблон - заготовка волшебной палочки: на один конец карандаша прикреплена бумажная звезда. К ней прикрепить бусинки, бисер с помощью клеевого карандаша или елочную мишуру и т. д. (на выбор детей и родителей).
Положить палочку на 5 мин «набираться волшебства».
Психолог: Встанем в кружок и повторим за мной «заклинание» против страха:
Я все могу, ничего не боюсь,
Лев, крокодил, темнота — ну и пусть!
Волшебная палочка мне помогает,
Я — самый смелый, я это знаю!
Повторить «заклинание» 3 раза, обвести вокруг себя «волшебной палочкой».
Обратная связь:
Психолог: Дети, а что сегодня Вам на занятии понравилось больше всего? (ответы детей). Я надеюсь, что мы теперь сможем прогонять свои страхи и ничего не бояться.
Раздача буклетов родителям"Ребенок боится. Что делать?".