Ольга Армянинова
Исследовательско-творческий проект «Чудеса, фокусы, эксперименты»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательско-творческий проект «Чудеса, фокусы, эксперименты»
Краткосрочный - 1 неделя
Групповой -
воспитанники второй группы раннего возраста №1, родители (законные представители).
Паспорт педагогического проекта
Наименование проекта
«Чудеса, фокусы, эксперименты»
Актуальность проекта Малыши очень любят экспериментировать.
Публикация «Исследовательско-творческий проект „Чудеса, фокусы, эксперименты“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Фокусы для детей
- Темочки
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у воспитанников. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для ребёнка думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают воспитанникам фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Проблема: В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг посредством опытно - экспериментальной деятельности.
Гипотеза проекта :
Для ребенка естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдения, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать добытые кем то знания в готовом виде. Следовательно, необходимо увеличить долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе.
Существует противоречие между огромным исследовательским потенциалом и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников, поэтому становится актуальной разработка системы по осуществлению деятельного подхода к проблеме детского экспериментирования. Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, мы пришли к идее разработки современного опыта, целью которого является создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно - исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
У воспитанников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Родители (законные представители) заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своего ребёнка.
Участники проекта воспитанники второй группы раннего возраста №1, родители (законные представители).
Цель проекта создание условий для экспериментальной деятельности воспитанников; для формирования экологической культуры и развития познавательного интереса воспитанников.
Задачи проекта
Задачи для воспитанников:
создавать условия для формирования у воспитанников познавательного интереса.
развивать у воспитанников любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.
формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
формировать умение объяснять наблюдаемое.
Задачи для родителей (законных представителей) :
Побуждать родителей оказывать помощь в организации развивающих мероприятий и активно включаться в общеобразовательный процесс;
Привлекать к активному участию в оформлении и пополнении центра экспериментирования.
Задачи для педагогов:
Создавать условия для развития детского воображения;
Создавать предметно – пространственную среду;
Сплотить коллектив воспитанников, родителей и педагогов в работе над общим проектом;
Формировать такие личностные качества, как умение договариваться и работать в команде.
Вид проекта исследовательско – творческий, недельный с 9.11 – 13.11 2020 г.
Особенности проекта образовательная деятельность;
сюжетно – ролевые, дидактические игры;
беседы;
музыкальные игры и паузы
пальчиковые и речевые игры;
выставки детских работ.
работа с родителями (законными представителями);
Использование образовательных
технологий: здоровьесберегающие,
игровые технологии.
Итоги проекта У воспитанников :
расширились и углубились знания и представления об окружающем мире;
появилась заинтересованность в познавательных умениях через экспериментальную деятельность;
обогатился активный и пассивный словарь воспитанников за счет познавательного интереса к экспериментам;
воспитанники стали более наблюдательны, раскрепощены и самостоятельны;
У родителей (законных представителей) :
появился интерес к образовательному процессу,
желание общаться с педагогами,
участвовать в жизни группы.
Подготовительный этап проекта
Создание экспериментальной лаборатории в группе;
Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок.
Составление конспектов ООД по разным разделам программы.
Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.
Работа с родителями (законными представителями) по экспериментальной деятельности
Заключительный
Продукт проекта :
консультации для родителей (законных представителей) по экспериментальной деятельности;
выставка рисунков;
картотека игр, опытов, экспериментов;
презентация проекта по проделанной работе
Основной этап:
реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели;
проведение бесед по тематике проекта, решение проблемных ситуаций, пальчиковых игр;
ООД по данному проекту;
игры, эксперименты
организация сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр, трудовая деятельность воспитанников;
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
День Виды деятельности Название Цель
1-й день «Чудеса в природе – солнышко» Чтение художественной литературы Стихотворение Г. Бойко «Солнышко» Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания.
Выполнение упражнений Пальчиковая игра
«Солнышко, солнышко» Способствовать развитию моторики рук
Художественное творчество Рисование «Светит солнышко в окошко» Обучать рисованию предметов круглой формы, закрашиванию по контуру
Беседа «Учимся радоваться солнышку и природе» Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы
Игра-ситуация «Солнечные зайчики» Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности
Тематическая прогулка «У солнышка в гостях» Учить наблюдать за солнышком
2-й день «Воздушные чудеса» Беседа «О свойствах воздуха» Знакомить воспитанников с воздухом
Опыт «Игры с соломинкой» Знакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух
Исследование «Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену» Подвести к выводу о том, что мыло пенится
Экспериментирование «Игры с воздушным шариком» Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух
Игра «Пускание мыльных пузырей» Стимулировать двигательную активность
Наблюдение и беседа «Почему летит мыльный пузырь?» Стимулировать познавательную и речевую активность
3-й день «Фокусы с песком» Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата» Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей
Проблемная ситуация, игра «Юные кладоискатели» Развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке
Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком «Пирожки для мишки» Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы
Беседа «О свойствах мокрого и сухого песка» Развивать познавательную и речевую деятельность воспитанников
Игра с песком «Постройка зоопарка» Помочь в изучении свойств сырого песка, в совершенствовании конструктивных умений
4-й день «Вода – чудо природы» Игры-опыты «Прятки с водой» Дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет
Экспериментирование «Переливание воды» Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному
Беседа «Свойства воды» Формировать знания о разных свойствах воды: льется, летят брызги и т. д.
Чтение художественной литературы Рассказ «Как Костя не умывался» Ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания
Эксперимент «Мыло-фокусник» Ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом
5-ый день «Воздух» Подвижные игры «С султанчиками и вертушками» Формирование самостоятельной двигательной активности
Наблюдение «Наблюдение за ветром» Развивать внимательность, наблюдательность и смекалку
Эксперимент «Послушный ветерок» Развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу
Дыхательное упражнение «Легкий ветерок» Учить остужать еду, слегка подув на нее.
Вывод
«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера». И наша задача состоит в том, чтобы не дать этому стремлению угаснуть.