Ольга Казанцева
Исследовательско-твореский проект «Солнце — единственная звезда Солнечной системы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ермаковский детский сад № 1 комбинированного вида «Ромашка»
Исследовательско-твореский проект
«Солнце – единственная звезда Солнечной системы»
Подготовила:
О. Н. Казанцева, педагог – психолог
Ермаковское 2020 г.
Паспорт педагогического проекта :
«Солнце – единственная звезда Солнечной системы»
Срок реализации – 1неделя (10 – 14 августа 2020 г.)
Вид проекта – краткосрочный, групповой, исследовательско-твореский.
Публикация «Исследовательско-твореский проект „Солнце — единственная звезда Солнечной системы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Планеты солнечной системы
- Проекты. Проектная деятельность
- Солнце, солнышко
- Солнышко. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2020
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Участники проекта : воспитатели, родители и дети группы «Звёздочки»
Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта :
ИКТ: ноутбук, подборка мультфильмов, медиатека, фонотека.
подбор методической и художественной литературы;
подбор наглядного материала (иллюстрации);
дидактические игры;
подвижные игры.
Необходимые условия для реализации проекта :
заинтересованность детей;
методические разработки.
Актуальность: проект «Солнце – единственная звезда Солнечной системы» был создан для того, чтобы побудить детей к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области, а именно – свойства солнца.
В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Цель проекта : создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта :
Расширять представления о свойствах неживой природы (солнце).
Развивать у воспитанников коммуникативные, познавательные, творческие способности.
Воспитывать у детей уважение к окружающей среде.
Поддерживать интерес к познанию окружающего мира.
Повышать уровень родительской компетенции в области физического, коммуникативно-личностного, познавательно-речевого развития детей.
Обеспечить условия развития познавательной активности к поисково-исследовательской деятельности через занимательные и развивающие мероприятия.
Методы проекта :
Игровые: дидактические игры, подвижные игры.
Словесные: чтение и рассказывание стихов, сказок.
Практические: выполнение поручений, совместные действия воспитателя и ребенка.
Наглядные: показ, рассматривание иллюстраций, использование теневого театра.
Задачи по работе с родителями:
обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Предполагаемый результат:
У детей сформируется начальное представление о здоровом образе жизни.
Совершенствуется двигательная активность детей и повысится общий тонус организма.
Расширены знания детей о свойствах солнца.
1 этап – подготовительный
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов, методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
Задачи:
вызвать интерес к решению поставленной задачи
Формы организации работы 1 этапа:
Подбор методической литературы.
Составление плана проектной деятельности.
Оформление картотеки опытов с светом.
Привлечение родителей к пополнению оборудованием «центра экспериментирования».
2 этап - практический.
Выполнение задач проекта, через практическую деятельность детей.
Формы организации работы 2 этапа:
Тематические беседы:
«Солнце – это единственная звезда Солнечной системы».
беседа с детьми о пользе солнца для здоровья человека.
«Солнце – друг или враг?».
Чтение художественной литературы:
«Ветер и солнце» К. Ушинский, «Кладовая солнца» М. Пришвин, «Краденое солнце» К. Чуковский, «Солнышко», «Солнечный зайчик», «У солнышка в гостях», «Солнышко-вёдрышко».
Дидактические игры:
«Сравни картинки», «Что лишнее», «Собери солнышко», «Сундучок знаний», «Я спрошу, а ты ответишь», «Вопросы доктора Ума»
Опытно-экспериментальная деятельность: «Расческа», «Теневой театр», «Фонарики», «Лаборатория профессора Ума», «Вода в сосуде» (нагревание воды лучами солнца
Подвижные игры: «Солнышко, дождик», «Солнечный зайчик», «Раз, два, три к солнышку беги»
Перспективный план работы по образовательным областям
«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественное – эстетическое развитие», «Чтение художественной литературы», «Физическое развитие».
«Познавательное развитие»
Беседа «Солнце – звезда»;
Беседа «Наш помощник – Солнце»;
Беседа «Солнце и спорт укрепляют здоровье»;
Безопасность. Разбор проблемных ситуаций «как быть, если перегрелся на солнышке», «Можно ли ходить без головного убора под солнцем» и т. д.
Беседы «Солнце людям лучший друг, помогает всем вокруг, только будь с ним осторожен, чтобы не обжечься вдруг»;
Игра «Хорошо - плохо» (по теме)
Опыты : «Расческа», «Теневой театр», «Фонарики», «Лаборатория профессора Ума», «Вода в сосуде» (нагревание воды лучами солнце)
Здоровье.
Рассказы воспитателя по темам «Чем полезно солнце»; «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья».
Физическое развитие
разучивание физкультминуток,
стихи с движениями: «Солнечные зайчики», «Солнышко»
придумывание своих необычных движений;
творческие задания «Покажи как»;
разучивание игр «Солнечные зайчики»», «Лесное эхо», «Весенние цветочки»
Речевое развитие
Составление сказки про солнце;
Составление рассказов по пословицам, поговоркам о солнце;
Заучивание стихотворения «Я и солнышко».
«Придумай ласковые слова о солнышке».
Чтение художественной литературы.
Сказки
«В гостях у Солнышка»
«Краденное Солнце»;
«Мороз, Солнце и Ветер»;
«Медведь и солнце» (Н. Сладков);
«Солнце и ветер», Ушинский
Рассказы
Пришвин «Кладовая Солнца»;
Т. Хоботов «Уходя, гасите солнце»;
Стихотворения
«А у солнца сто забот» (Р. Карапетин) ;
«Зачем, под вечер солнышко торопится сбежать?» (Н. Родивелина) ;
«Природные явления» (С. Олексяк) ;
«Солнце на небе» (А. Малаев) ;
«Солнце прячется за тучки» (П. Верис)
Отгадывание загадок о природе, солнце.
«Художественное – эстетическое развитие».
Рисование на асфальте
Музыка. Слушание музыки:
Музыкально-ритмическая композиция «Солнышко лучистое»
Музыкально-дидактическая игра «На что похоже солнышко» ;
«Солнечная песенка».
Творческое задание «Солнечные лучики».
Работа с родителями.
Оформление консультаций и памяток на тему «Безопасность летом»; «Закаливание солнцем».
3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К концу работы будут приобщены фотоматериалы и итоговое мероприятие с детьми.
Задачи:
развивать творческие способности;
В ходе проекта : «Солнце – единственная звезда Солнечной системы»
предполагаемые результаты были достигнуты:
Повысилась двигательная активность детей.
Расширились знания детей о свойствах солнца.
Вывод по исследовательской деятельности.
В результате совместных и самостоятельных наблюдений, исследований,
направленных на изучение солнца и его особенностей, у детей сформировалось представление о значении солнца в жизни живых существ на Земле. В ходе исследовательской деятельности дети получили ответы на такие вопросы: «Почему светит солнце?»; «Зачем нужен солнечный свет?»; «Как люди используют энергию солнца?», «Отчего зависит смена времен суток, года».
Итоговое мероприятие: квест для детей старшего дошкольного возраста на тему «День солнца»
Виды детской деятельности
Физическое развитие. Подвижная игры «Солнышко, дождик», «Солнечный зайчик», «Раз, два, три к солнышку беги».
Социально- коммуникативное развитие. игра «Солнышко и дождик»
Просмотр мультфильмов: «Краденое солнце».
«Теневой театр»
Художественно- эстетическое развитие Коллективная работа «Солнце»
Рисуем на асфальте «Солнышко лучистое».
Речевое развитие «Ветер и солнце» К. Ушинский, «Кладовая солнца» М. Пришвин, «Краденое солнце» К. Чуковский, «Солнышко», «Солнечный зайчик», «У солнышка в гостях», «Солнышко-вёдрышко».
«Солнце – это единственная звезда Солнечной системы».
беседа с детьми о пользе солнца для здоровья человека.
«Солнце – друг или враг?».
Познавательное развитие. Наблюдение за солнцем на прогулке;
Беседа для чего нужно солнце?
Опыты :
«Расческа», «Теневой театр», «Фонарики», «Лаборатория профессора Ума», «Вода в сосуде» (нагревание воды лучами солнца
Используемая литераура:
1. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 1. - С. 21-30.
2. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 12. - С. 3-11.
3. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков// Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 10-19.
4. Инновационная сеть развивающего обучения / сост. В. А. Гуружанов. - М. : Эврика, 2003. - 240 с. - (Б-ка культурно-образовательных инициатив).
5. Кудрова И. А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И. А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14-21.
6. Мухина В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. Мухина // Народное образование. - 2006. - № 7. - С. 123-127.
7. Соловьева Н. Семь шагов на пути к началу исследовательской работы : научно-методический семинар N 1 / Н. Соловьева // 2003. - №6. - С. 60.
8. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. - М. : 2005. - 288 с. - (Энциклопедия образовательных технологий). - ISBN 5-87953-195-3.