Оксана Шемякина
Исследовательский проект «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Воздух-невидимка
Чтобы каждый ребенок мог сказать себе «Я сделал это сам!» и стал первооткрывателем своего мира, взрослый должен научить и дать дошкольнику возможность приобрести и накопить детский опыт самостоятельно. Поэтому для успешной реализации всех проектов необходимо научить каждого ребенка не только мыслить, находить и решать проблемные ситуации, но и получить самостоятельно благодаря личному опыту ответы на вопросы, полученные в результате исследовательской деятельности.
Публикация «Исследовательский проект „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
Актуальность проекта :
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.
Опыты, которые дети проводят в мини - лаборатории, способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о воздухе и его свойствах, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения. Дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты и эксперименты.
Формулировка проблемы: познавательная деятельность формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым, сформировать умения делать открытия и удивляться им. Воздух мы не видим, не слышим, его нельзя потрогать. Как выявить существование воздуха и доказать его значимость и необходимость в жизни живых организмов, растений и человека?
Цель: сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.
Задачи:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
- научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;
- организовать познание детей по теме «Воздух» через самостоятельный поиск;
-познакомить с экологическими проблемами воздуха;
- развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
-развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха.
- развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий
Вид проекта : среднесрочный
Сроки реализации: апрель, май.
Участники проекта :
- Дети старшей возрастной группы общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет.
- Воспитатель
Предполагаемый результат: формирование представлений о свойствах воздуха, его значении в жизни живых организмов. Использование полученных знаний в дальнейшей деятельности.
Этапы:
Организационный этап:
- Подбор иллюстративного материала по теме «Роль воздуха в жизни любого живого существа», «Что загрязняет воздух?».
- Подбор художественной литературы.
- Составление картотеки опытов с воздухом.
- Создание в группе мини лаборатории, связанной с воздухом.
Практический этап:
1. Реализация основных видов деятельности по направлению проекта, накопление знаний и умений в разнообразных видах деятельности:
- беседы (где найти невидимку; свойства невидимки; как работают предметы; что умеет невидимка, видеосюжеты;
- игровые, обучающие и творчески развивающие ситуации разного типа (каким бывает воздух, что происходит с воздухом, когда мы делаем действия; почему воздух движется и др.);
- трудовая деятельность (изготовление модели «ветряной мельницы»; веера)
- экспериментально-исследовательская деятельность («Как увидеть воздух?», «Почему взлетает воздушный шарик?», «Что умеет воздух?» и др.);
- решение проблемных задач и ситуаций («как проверить, что воздух расширяется при нагревании», «обладает силой» и др.);
- проведение НОД: («Носы нужны не только для красы», «Воздух – невидимка», «Летающие семена»);
- творческая деятельность детей (НОД по рисованию «Кляксография. Выдувание трубочкой»)
2. Организация игровой деятельности (дидактические игры, игры с конструктором)
3. Создание предметно-развивающей среды: пополнение картотеки опытов, уголка экспериментирования атрибутами и материалами по теме.
4. Наблюдение на прогулках за состоянием воздуха.
Заключительный этап: выставка детских работ «Не загрязняйте воздух».
Оценка результатов проекта.
- Дети опытным путём доказали существование воздуха.
- Познакомились со свойствами воздуха и его составом.
- Расширили представление о значении воздуха в жизни человека и всех других живых организмов.
- Получили элементарные представления об источниках загрязнения воздуха и его охраны.
- Активизировали способность устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы.
- Познакомились с комплексом дыхательной гимнастики.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Конспект НОД:
«Воздух – невидимка»
Цель: формировать познавательную активность.
Задачи:
Обучающие
- упражнять в наблюдательности за окружающей средой
- закрепить представления детей о воздухе, его свойствах
- учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
- продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
- создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные
- воспитывать интерес к экспериментированию, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно
- воспитывать отзывчивость, уважение к своим товарищам.
Материал: Стакан с салфеткой на дне, ёмкость с водой, прозрачные стаканы с соломинками, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, блюдце, спички.
Ход НОД:
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку:
Невидимка озорной
Живёт рядышком с тобой,
Он невидим и неслышим,
И куда мы ни пойдём,
Невидимку мы найдём. (воздух)
- Ребята, докажите, что эта загадка про воздух? Почему здесь говорится, что куда мы не пойдём, везде найдём этого невидимку?
-Как же его можно обнаружить, если воздух невидим?
- Вы говорите, что воздух есть везде, а почему же мы видим все предметы, которые нас окружают? (воздух прозрачный)
(Взять в руки стакан).
Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно, посмотрите, есть ли в нём что-нибудь? (показать стакан по очереди всем ребятам, выслушать ответы, но не оценивать их)
Воспитатель. Каждому ясно, что в нём ничего нет. Давайте туда что-нибудь положим или нальём.
И проверим, что же там есть.
Опыт 1.
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой. Обратить внимание, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Воспитатель. А я знаю, как ещё можно увидеть «невидимку»
-Возьмите полиэтиленовый пакет и скрутите его. Каким стал пакет? (выпуклым). Почему? (его раздул воздух). Вот мы и обнаружили «невидимку». Как ещё можно его увидеть?
Опыт 2.
Опустить в ёмкость с водой пустую бутылку. Пойдут пузырьки, значит, в бутылке был воздух.
Вывод: воздух выходит из бутылки, и его место занимает вода; воздух прозрачный, без цвета, запаха, без вкуса;
Воспитатель. А ещё мы воздух можем почувствовать. Как? (подуем на ладонь). Что получается? (ветер)
-Давайте мы сейчас тоже сделаем ветер.
Физминутка «Ветер»
Дует ветер нам в лицо, махи руками в лицо
Закачалось деревцо. руки вверху, наклоны
Ветерок всё тише, тише. приседание
Деревцо всё выше, выше. поднимание вверх на носочках
- Ветер – это есть движущийся воздух. Человек издавна научился использовать силу ветра. Кто может сказать, где используется сила ветра?
- Всегда ли можно обнаружить воздух, когда он перемещается? Можно ли обнаружить воздух, находящийся без движения? (в жару - горячий воздух, в мороз – холодный)
- Значит, можно про воздух сказать, что он может нагреваться и охлаждаться.
Ребята, однажды меня угостили вкусной водой и дали трубочку-соломинку. Я, не только пила, но и пузырьки пускала. Вот здорово было!
Опыт 3. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется? И почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Потому, что воздух легче воды.
Ребята, а зачем он нужен, этот воздух? (мы дышим воздухом, кислородом).
-Кому нужен кислород для дыхания? (животным, птицам, насекомым, людям, рыбы тоже дышат кислородом, растворённым в воде)
Воспитатель. А я вот знаю, что кислород нужен не только живым существам. Ребята, кому ещё нужен кислород? (фабрикам, заводам, машинам для работы)
Опыт 4.
Вот посмотрите, я положила на блюдце бумажку и зажгла её. Теперь накрою её стаканом – посмотрите, что случилось? (огонь погас)
- Почему?
Вывод: для поддержания горения был использован весь кислород, который находился в стакане.
- Что же получается? (Кислородом дышат звери, птицы, рыбы. Огонь горит – тоже забирает кислород. Заводам, фабрикам, электростанциям, автомобилям тоже нужен кислород. А выпускаем мы целые реки углерода)
Но, почему же кислорода не становится меньше?
(Потому, что на Земле есть зелёные растения. Чем больше зелени, тем чище воздух)
Воспитатель. Он - прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
Ребята, а я вам принесла свои любимые шарики. Они так и называются - воздушные. Вот в них можно найти сразу много воздуха. Мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике.
Воспитатель. Но если шарик сильно надувать, он может лопнуть. Почему?
(Воздух весь не поместится, так что главное – не перестараться).
Итак, мы сегодня провели несколько опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей).
Ребята, а какой опыт вам показался интересным больше всего?
Что вы сегодня узнали нового?
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.
Молодцы, ребята! В благодарность я дарю вам воздушные шары.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Беседа: "Носы нужны не только для красы"
Цель: Познакомить детей с устройством органа обоняния, дать представление о большой его значимости в жизни человека. Закреплять культурно-гигиенические навыки. Воспитывать внимание и милосердие к людям, умение и желание помочь. Обогащать, активизировать, расширять словарь детей по теме нос.
Ход беседы.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадки:
Щиплет Дедушка Мороз
Ребятишек всех за.
(нос)
Кто что вкусное принёс -
Всё учует детский.
(нос)
У всех людей у всех зверей имеются носы.
Носы важны, носы нужны не только для красы.
Дидактическая игра «Где чей нос». Воспитатель показывает картинки с носами различных животных. Дети их угадывают. (Последним показать нос человека).
Воспитатель: А это чей нос? Правильно, человека. Посмотрите все друг на друга - одинаковые ли у вас носы? Похожие, но все-таки у всех разные. Носы бывают длинные, курносые, широкие, узкие, плоские, прямые.
Как вы думаете, для чего нужен нам нос? (Ответы детей) Конечно, в первую очередь - для дыхания. Можно дышать и ртом, но это неудобно и не полезно. Давайте попробуем подышать ртом удобно или нет? А вот нос замечательно для этого приспособлен.
Воспитатель показывает схему носа (в разрезе). — Воздух, который мы вдыхаем, прежде чем попасть в наш организм, путешествует по длинным коридорам в носу. Все стенки этих коридоров покрыты очень маленькими ресничками, которые все время колышутся, как трава на ветру. К ним прилипают пылинки, попавшие в нос вместе с воздухом. А при выдохе пылинки вылетают наружу. Если же в нос попадает что-то стишком тяжелое - мы чихаем. Пройдя нос, очищенный и увлажненный воздух, плавно опускается «готовеньким» в легкие.
Какой бы трескучий мороз не стоял на улице, прежде чем попасть в легкие, воздух всего за секунду непременно согреется до температуры тела. А если человек находится в сауне или в знойной Африке, какой воздух поступает внутрь? Горячий и сухой? Нет! Нос умеет не только нагревать, но и охлаждать воздух.
Вы наверное удивитесь, но от носа зависит также и ваш голос. Нос вместе с носоглоткой позволяет сделать ваш голос неповторимым (мягким и тихим, или громким, звонким). Зажмите свой нос рукой и скажите что-нибудь. Видите, как сразу изменился ваш голос. Он стал низким и неприятным.
Проводится игра «Узнай по голосу».
Несколько детей по очереди зовут по имени водящего. Водящий с закрытыми глазами по голосу угадывает, кто его позвал.
Воспитатель: Послушайте стихотворение про нос:
Я ничего не знал и вдруг
Мой нос мне говорит,
Что где-то и у кого-то
Что-то сейчас подгорит.
Я ничего не знаю,
Это нос доложил:
Кто-то купил апельсин
И во-о-он туда положил!
- Как мы узнаем, что чем-то пахнет? Часть воздуха, которая проходит через нос, передают информацию в головной мозг. А там память хранит все известные нам запахи. Сейчас мы узнаем, много ли запахов хранится в вашей памяти.
Дидактическая игра: «Узнай по запаху».
Детям предлагается с закрытыми глазами определить, что им дали понюхать (можно предложить мыло, духи, апельсин, хлеб, яблоко, лук, чеснок, лекарство и т. п.)
Воспитатель: Что еще вы можете узнать по запаху? (елка, мандарины, еда — суп, компот,.).
А что нам может мешать чувствовать запахи и дышать носом? Насморк! Кто лечит нам больной нос? ЛОР! Что еще лечит ЛОР? Уши и горло.
Видите, какой чудесный орган есть у человека. Он нужен нам, чтобы мы могли дышать чистым воздухом, чтобы могли ощущать разные запахи, он помогает нам говорить.
Мы растем, и он растет вместе с нами. Как же мы можем беречь наш носик? Очень просто:(ответы детей)
1. Дышать надо носом, а не ртом.
2. Делать дыхательную гимнастику: 5-6 медленных вдохов и выдохов через нос (Дети встают и делают).
3. Регулярно проветривать комнату, вытирать пыль, мыть пол (чтобы меньше пыли попадало в нос)
4. Нос нужно чаще мыть и не ковырять в носу пальцем. Поэтому если кто-то из носа кладет себе в рот, знайте что он кладет в свой нос пыль, микробы которые наш нос не пропускает в легкие, а мы складываем его в рот. Как вы думаете что получиться из этого)
5. Также существует массаж для носа, он тоже очень полезен. (показываю детям, делаем вместе)
- А слышали ли вы выражение: «Не суй нос не е свое дело»? («Любопытной Варваре нос на базаре оторвали»)
Можно ли по- настоящему оторвать нос? Да. А сломать? Очень просто — при ударе, в драке, при падении. Берегите свои носы.
Есть еще поговорка: «Берегите нос в большой мороз». Почему так говорят? Что делать, если нос замерз? (Ответы детей) Молодцы!
Итак, нос нам нужен для красоты? А зачем? Что он для нас делает? (Ответы детей) Как мы должны ухаживать за ним? Молодцы!
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Картотека наблюдений
Наблюдение «Чем пахнет воздух?»
Цель. Учить детей различать запахи, узнавать запахи знакомых предметов, наслаждаться хорошим ароматом.
Ход наблюдения. Воспитатель подготавливает пахучие вещества и раскладывает их в разных (далеко отстоящих друг от друга) местах группового помещения: нарезанный лук; апельсиновые или лимонные корки; яблоки; марлю или ватку с камфорным спиртом; ветки сосны или ели, поставленные в вазу с горячей водой; открытую банку с масляной краской и пр. При этом в спальне должен быть хороший аромат (например, апельсина, хвои или яблок). Воспитатель водит детей по этим местам, предлагает глубоко дышать, чтобы почувствовать запах и отгадать его. Спрашивает у ребят, какой запах им нравится. Последнее место, которое посещают дети, – это спальня. Воспитатель предлагает узнать аромат, понаслаждаться им, сообщает, что спать в проветренной спальне с приятным запахом особенно полезно для здоровья детей – будет хороший сон и отдых.
В свободном разговоре с детьми воспитатель поясняет, что для здоровья людей особенно вреден дым, поэтому надо избегать помещений, где люди курят. Очень опасным является дым от пожара – люди, которые не успели выбраться из горящего помещения, могут задохнуться в едком дыме.
Наблюдение «Где живет воздух»
Цель. Показать детям, что воздух есть повсюду, во всех предметах и материалах, его легко обнаружить, если опускать предметы в воду.
Ход наблюдения. Дети сидят вокруг большого стола, посреди которого стоит трехлитровая банка с водой. Воспитатель показывает им по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, крупную пуговицу и др., спрашивает, есть ли в них воздух. Выслушивает ответы детей, а потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой, чтобы заметить, что будет происходить. Бросает в воду один предмет. Пока он опускается на дно, выдерживает паузу, затем спрашивает, что ребята увидели. Бросает другой предмет, и опять просит детей наблюдать. Добивается ответов: предмет тонет (падает на дно, при этом из него выходят маленькие пузырьки, которые поднимаются вверх. Педагог спрашивает, что же это за пузырьки и откуда они взялись. Если дети не отвечают, поясняет: «Пузырьки – это воздух, он был в камне и вышел из него, когда камень попал в воду». Далее уточняет: куда (вверх или вниз) двигался камень, куда двигались пузырьки воздуха? Спрашивает, почему камень падал вниз, а пузырьки поднимались вверх. Выслушивает ребят и поясняет: «Камень тяжелый, тяжелее воды – он тонет, падает на дно, воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее». Делает вывод: «Воздух есть во всех предметах, но он незаметен».
Педагог предлагает детям взять по одному предмету и по очереди бросить их в банку. Все вместе наблюдают, что происходит, отмечают появившиеся пузырьки воздуха и тяжесть предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то, что деревянные предметы не тонут в воде, они легче ее, но в них тоже есть воздух.
Наблюдение «Воздух нужен для жизни»
Цель. Дать детям представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхают его легкими, которые находятся внутри тела, в грудной клетке. Без воздуха человек не может жить, погибает. Для жизни ему нужен чистый, свежий воздух – в таком воздухе приятно находиться, легко дышать, играть, работать, спать. Показать отличие обычного комнатного воздуха от свежего воздуха в проветренном помещении.
Ход наблюдения. Воспитатель начинает разговор, когда спальня проветривается и в нее уже поступает свежий воздух. Спрашивает у детей, нужен ли им и другим людям воздух. Предлагает положить ладонь на грудь и почувствовать, как она поднимается и опускается – происходит дыхание: вдох (человек вдыхает хороший воздух) и выдох (человек выпускает из себя плохой воздух). Так человек дышит всю жизнь, воздух ему нужен для жизни каждую секунду (как вода, пища). Предлагает детям закрыть ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Через несколько секунд выясняет, что они почувствовали, что испытали. Поясняет, что человеку для жизни всегда нужен свежий воздух – такой, как на улице. В помещениях, где люди долго находятся, скапливается плохой воздух, поэтому надо их проветривать. Воспитатель ведет детей в спальню, предлагает подышать, почувствовать воздух, спрашивает, чем он отличается от воздуха в группе. Просит объяснить, почему в спальне прохладный и свежий воздух, а в группе теплый и не совсем свежий.
Когда дети выйдут на прогулку, педагог просит их подышать и сказать, где свежее воздух : в группе или на улице, в спальне или на улице. Вечером в разговоре предлагает детям сказать мамам, что на ночь необходимо проветривать комнату, чтобы спать со свежим воздухом.
Наблюдение за ветром.
Цель: повторить понятие «ветер». Что происходит с деревьями в ветреную погоду.
Ход наблюдения. Понаблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки. Спросить, почему так неспокойно ведут себя деревья. Какой дует ветер: холодный или теплый. С детьми вспомнить, как называется сильный ветер, который сносит крышу, ломает деревья, выбивает стекла и двери, словом, разрушает. (Ураган.)
Загадка: Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь! (Ветер)
Дидактическая игра
«Подуй как ветер». Цель - отрабатывать силу голоса, умение делать глубокий вдох носом, выдох через рот с произношением звука «у».
Трудовая деятельность.
Сделать примитивный флюгер, самолет. Цель: вызвать интерес к созиданию.
Наблюдение «Деревья в ветреную погоду».
Цель: учить видеть состояние дерева в разную погоду, развивать наблюдательность.
Ход наблюдения:
— Есть ли сегодня ветер? Как узнали?
- Как качаются веточки?
— Какие веточки сильнее качаются? (Верхние, тонкие.)
— Почему?
— Что помогает дереву крепко держаться в земле? (корень, корневая система).