Наталья Якубовская
Исследовательский проект «Рисование на воде»
Актуальность:
Все дети любят рисовать. Но очень часто из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству. Рисунки на воде – это не просто забавные картинки и причудливые узоры, это настоящий праздник для всех детей. В эбру прекрасно то, что даже человек, совершенно не умеющий рисовать, с первого раза создает что-то красивое. Это так интересно.
Проблема, которую хотят решить участники:
Публикация «Исследовательский проект „Рисование на воде“» размещена в разделах
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Мы захотели узнать, какими красками пользуются художники для рисования на воде. Решили сами изготовить жидкость, которую можно использовать для получения эффекта растекания, как в эбру. Мы не знаем, что лучше использовать, ведь краски и жидкость для рисования бывают разные, а нам так хочется создать шедевр своими руками.
Гипотеза:
Предположим, что мы самостоятельно в условиях детского сада сможем выполнить рисунок на воде, как у настоящих художников-Эбру.
Цель работы участников:
Выполнение рисунков на воде в условиях детского сада, для последующей работы в данном направлении.
Задачи:
1. Узнать, что такое «Эбру».
2. Провести эксперименты по способности разных красок держаться на поверхности воды и по способности жидкости удерживать краски на своей поверхности;
3. Составить алгоритм рисования на воде;
4. Создать альбом рисунков на воде
На I этапе нашего исследования мы собирали информацию и изучали литературу по данной теме. Нашли в интернете историю возникновения и технологию эбру и какие материалы нужны для создания рисунка. Посмотрели видеоролики.
Вот что мы узнали:
Эбру - древнее турецкое искусство рисования на воде.
Родиной Эбру принято считать Турцию. Слова Эбру в переводе с арабского языка означает «вода для лица», ведь процесс изготовления эбру имеет непосредственное соприкосновение с водой. А в переводе с турецкого означает «облако».
Действительно, причудливый фон эбру имеет схожесть с облаками, которые, словно опустившись с небес, оставили свой неповторимый отпечаток на бумаге.
Искусство Эбру передавалось мастерами их ученикам из поколения в поколение. В Эбру используются только натуральные материалы. Вязкость воды увеличена путём добавления нектара растения, растущего в Турции. Краски для эбру особенные – жидкие из бычьей желчи и цветного порошка, не тонут в воде.
Вывод по 1 этапу: Теперь мы знаем, секрет эбру: краски для рисования должны быть жидкими, тогда они смогут растекаться и не будут тонуть, а вода – густой, чтобы удерживать краски на поверхности и давать им возможность растекаться по поверхности.
На втором этапе нашего исследовательского проекта мы провели несколько экспериментов по подбору красок для рисования на воде и по подбору загустителя для воды.
1 эксперимент по подбору красок для рисования на воде
Посмотрим, как взаимодействует жидко разведё нная гуашь с водой: разбрызгаем её по поверхности воды. Большая часть гуаши утонула, оставшаяся часть расплылась на поверхности воды, отпечаток получился бледный.
Акварельные краски вообще не стали держаться на воде.
Акриловые краски, разведенные большим количеством воды, не тонули, а растекались по поверхности.
Вывод по 1 эксперименту: Наиболее удачной краской для рисования на воде можно считать акриловые краски.
1 эксперимент по подбору загустителя.
Для проведения эксперимента в качестве загустителя использовали молоко и немного разведенной в нем жидкости для мытья посуды. Опыт показал, что такой раствор удерживает краски, но краски при переносе на бумагу становятся блеклыми.
Решили использовать жидкость из клейстера на основе муки, но и здесь потерпели неудачу: рисунок отображенный на бумаге был не четким.
Попробовали использовать в виде загустителя соединение из воды, крахмала и клея ПВА.
Эксперимент показал, что краски в этой воде не тонули, а оставались на поверхности. Можно было рисовать и соединять краски между собой. При переносе на бумагу сохранялся цвет красок.
Вывод по 2 эксперименту: Наши исследования помогли узнать, что в качестве загустителя для воды лучше всего использовать раствор из воды, крахмала и клея ПВА.
3 этап
Практический
На третьем этапе мы решили составить алгоритм рисования на воде для ребят, которым они могут воспользоваться и дома вместе с родителями, создавая шедевры.
Алгоритм:
1. Возьмите емкость.
2. Раствор из воды, крахмала, клея ПВА.
3. Акриловые краски.
4. Палочки, кисточки (чем рисовать).
5. Разбрызгайте краски на воду.
6. А теперь дорисуйте.
7. Аккуратно положите плотный лист на поверхность.
8. Вытяните бумагу за кончики.
9. Рисунок готов.
Вывод: используя данные таблиц наших экспериментов и разработанный алгоритм рисования на воде, можно выполнить рисунки самостоятельно.
На четвертом этапе данной работы мы представили проект ребятам параллельной группы, познакомили их с нашими экспериментами, алгоритмом выполнения рисунка на воде. Ребятам очень понравилась эта техника рисования. Они захотели попробовать так рисовать сами.
Вывод: В нашей работе поучаствовали все ребята группы, их родители. Нам было очень интересно создавать причудливые узоры на основе наших открытий. В альбом вошли лучшие работы наших мастеров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша гипотеза о том, что мы самостоятельно в условиях детского сада сможем выполнить рисунок на воде, как у настоящих художников-Эбру, подтвердилась. У нас получился альбом с рисунками, выполненными в данной технике. И пусть наши работы пока отличаются от работ настоящих художников, но мы с ребятами очень любим рисовать, и нам нравится изучать новые техники рисования.