Ольга Козлова
Развивающий проект «Волшебные краски на воде»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, возникла заинтересованность возможностью применения нетрадиционных приемов изо-деятельности в работе с детьми дошкольного возраста для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Проект имеет развивающую, художественно - эстетическую направленности. В ходе ее освоения дети приобщаются к древнему искусству Эбру, приобретают практические навыки изобразительного творчества, а также происходит развитие познавательных процессов.
Публикация «Развивающий проект „Волшебные краски на воде“» размещена в разделах
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Эбру — это «танец» красок, которые, переплетаясь между собой, создают уникальные узоры. Ведь создать два одинаковых Эбру-рисунка просто невозможно. Эбру— древнее искусство обработки бумаги, которое называют «турецкое мраморирование». Мраморирование — процесс копирования на материал изображения, которое получается из разводов красок, соприкасающихся с водой. Происхождение слова Эбру неизвестно. В персидском языке есть слова “об” (вода) и “ру” (на, соответственно «обру», упрощенное в турецком, как «эбру», значит «на воде». Самые известные картины, выполненные в технике эбру, были созданы в одиннадцатом веке, но само искусство намного древнее. Среди ученых до сих пор идут споры, где и когда зародилось искусство Эбру. Существуют предположения, что это искусство появилось в Индии, а кто-то считает, что Эбру зародилось в Иране, а потом его переняли турки. Но известно точно — Эбру зародилось где-то на Востоке.
Эбру можно отнести к арт-терапии, а именно к методу интуитивного рисования. Это отличный способ расслабиться, остановить поток мыслей, дать возможность левому полушарию отдохнуть, активировать работу правого, тем самым освобождая доступ к собственному внутреннему миру, его ресурсным состояниям.
Такое «Рисование душой» позволяет за короткий срок нырнуть в поток бессознательного, обойдя все свои психологические барьеры. Погружение «в себя» происходит естественным образом, поэтому оно является абсолютно безопасным и даже полезным. Подобная Эбру-терапия доступна людям с любым уровнем психологического развития, с разной степенью «загруженности» проблемами, взрослым и детям.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Цвета вызывают у человека чувства и переживания: одни из них способствуют уравновешиванию и успокоению, другие, напротив, поднимают тонус и настроение. Живопись на воде снимает усталость и напряжение, снижает уровень тревожности, агрессию. За 30-45 минут можно изменить некомфортное эмоционально-психологическое состояние на спокойное и радостное, улучшить самочувствие.
Эбру-терапия развивает мелкую моторику у «планшетных» детей. То есть, тех, кто слишком часто сидит за компьютерными игрушками. В процессе рисования у ребенка развиваются познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Важно, что у ребенка поднимается самооценка — он сам смог создать такую красоту.
Творческий процесс рисования освобождает от внутренних эмоций, взаимодействие с водой носит успокаивающий, расслабляющий характер, уникальные узоры в технике Эбру побуждают к творческой деятельности.
Кроме того, рисунки на воде — это своеобразное приглашение к разговору. Мы даем ребенку воду, краски — и он начинает рисовать. Когда он расслабляется — постепенно выясняем, в чем его проблема. Так мы можем достучаться до трудных детей.
Применение арт-терапии Эбру хорошо себя зарекомендовало для детей, имеющих статус ОВЗ, в частности с аутизмом.
Данный проект позволяет создать условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством в технике Эбру, появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и дошкольном учреждении. В процессе работы у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук.
Поскольку рисование осуществляется непосредственно ударением пальцами по кисти или другим инструментам (постукивание, данная техника предусматривает развитие плавности, изящества и точности движений, умения работать кистью и пальцами обеих рук, координации руки и глаза, овладение техническими умениями (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность, умение изменять размах и направление движения руки при рисовании.
Используя технику Эбру, безусловно, можно получить красивую картинку, но Эбру оказывается намного шире, чем просто техника ради результата. Это замечательный способ научиться ценить процесс, а не конечный итог. Как сказал кто-то из великих: «Счастье – это средство передвижения, а не пункт назначения»
В данном проекте мы учли всю значимость и результативность данной нетрадиционной техники рисования и, учитывая результаты диагностики уровня развития психических процессов определили детей, нуждающихся в данных коррекционно-развивающих занятиях.
Тип проекта : развивающий, творческий.
Состав участников проекта : дети, нуждающиеся в индивидуальной коррекционно-развивающей работе (дети с низким уровнем развития психических процессов, дети ОВЗ, инвалиды, и родители (законные представители) воспитанников.
- Срок реализации проекта – ноябрь - май
- Продолжительность проекта - 1 уч. год
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель:
Формирование произвольности познавательных процессов, развитие и обогащение внутреннего мира ребенка, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.
Задачи проекта для воспитанников :
1. Создание условий для познавательно-развивающего и художественно - эстетического развития воспитанников;
2. Формирование интереса к нетрадиционной технике рисования;
3. Развитие моторики, пластичности, гибкости рук и точность глазомера;
4. Воспитание положительно-эмоционального отношения к продуктивной деятельности у воспитанников и их родителей (законных представителей).
5. Раскрытие творческих способностей;
6. Развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим).
Задачи проекта для родителей :
1. Привлекать родителей (законных представителей) воспитанников к сотрудничеству.
2. Укреплять детско-родительские отношения.
3. Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования на воде «Эбру».
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Занятия проходят в различных формах индивидуально с каждым ребенком и малыми группами:
- ознакомительное занятие;
- тематическое занятие;
- занятие по памяти;
-занятие – импровизация;
-совместное рисование с родителями;
- оформление выставки рисования на воде «Эбру»
Этапы организации работы
1 этап: подготовительный
Определение потребностей родителей (законных представителей) воспитанников в проведении занятий (анкетирование).
2 этап: организационный
Составление плана занятий
3 этап:
Проведение занятий с использованием нетрадиционной техники рисования в рамках индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
Планируемые результаты
Развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения, обогащение внутреннего мира ребенка, формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством, развитие мелкой моторики, раскрытие творческих способностей, развитие коммуникативных навыков, развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное, воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия и аккуратности.
Для родителей:
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения, как равноправных и равноответственных партнеров. Заинтересованность в совместной с детьми продуктивной деятельности.
План занятий на 2019 - 2020 учебный год
Месяц Тема занятий
Ноябрь Знакомство с техникой рисования на воде «Эбру». Совместное с родителями рисование на свободную тему в рамках Квеста «Сюрприз для мамы»
Декабрь Тематическое занятие «Скоро Новый год».
Январь Занятие по памяти на тему «Зимние пейзажи»
Февраль Тематическое занятие «Салют-Защитникам»
Март Тематическое занятие «Международный женский день»
Апрель Тематическое занятие «Космос»
Май Тематическое занятие «День Победы»
Занятие-импровизация совместно с родителями
Итоговый продукт Ежемесячно выставка рисунков
Материально – техническое обеспечение
Организация занятий с использованием техники рисования на воде осуществляется в кабинете педагога-психолога, расположенного на втором этаже МБДОУ города Норильска № 68 «Ладушки» 2 корпус. Кабинет оснащен мебелью, имеющую функцию трансформации (секционный стол). Наборы для рисования на воде в технике «Эбру» .
Список литературы
1. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1,
2».- М. : «Издательство Скрипторий», 2008.
2. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб. : Детство-Пресс,
2004.
3. Иванова О. Л., И. И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить
творческие способности ребенка. - СПб. : Речь; М. : Сфера,2011.
4. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М. :
Просвещение, 1985.
5. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М. : Изобразительное искусство,
2000.
6. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М. : Эксмо-Пресс,
2002.
7. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М. : ГОМЦ,
Школьная книга, 2000.
8. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. –
М. : МИПКРО, 2003.
9. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие
для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г.
10. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М. : Искусство и
образование, 2001.
11. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные
занятия в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2011.