Людмила Тихонова
Исследовательский проект «Наши помощники — органы чувств» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«НАШИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ».
Подготовила: воспитатель Тихонова Л. С. ,
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад»,
Лысково, 2021 г.
Участники проекта : воспитатели, воспитанники второй младшей группы (3-4 года) и их родители.
Срок выполнения: 1.02.21 – 12.02.21 г. (2 недели).
Публикация «Исследовательский проект „Наши помощники — органы чувств“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Органы чувств человека и их назначение
- Проекты. Проектная деятельность
- Тело человека, органы чувств. Проекты
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
Цель: создать условия для формирования представлений о значимости органов чувств человека в восприятии окружающего мира и здоровьесберегающего поведения дошкольников 3-4 лет.
Задачи:
1. Создать развивающую предметно-пространственную среду для реализации проекта в группе;
2. Способствовать формированию представлений у дошкольников об органах чувств, их значении в жизни человека;
3. Развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;
4. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
5. Воспитывать бережное отношение к органам чувств, потребность в уходе за ними;
6. Включить родителей (законных представителей) в непосредственно-образовательную деятельность, оказывать психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям) по данной проблеме.
Актуальность проекта. Сохранение и укрепление здоровья детей – одно из ведущих направлений деятельности дошкольной образовательной организации. «Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая работа, направленная на укрепление здоровья детей, - пишет З. И. Береснева, - должна приносить ощутимые результаты» [5, с. 3]. Это зафиксировано в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Важнейшей задачей, на решение которой направлен ФГОС ДО, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие» [1].
В младшем дошкольном возрасте формируются культурно-гигиенические навыки, а также закладываются основы здоровой личности воспитанников. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни начинается с формирования системы знаний об организме человека, о некоторых доступных для понимания механизмах физиологических процессов, о нормах и правилах поддержания своего здоровья, о способах улучшения своего физического, психического, эмоционального состояния.
Источником информации об окружающей нас внешней среде служат сложные нервные «приборы» – органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, органы вкуса). Поэтому необходимо развивать у младших дошкольников интерес к познанию своего тела, органов чувств, и понимание об их значимости для человека. Дошкольники узнают, как бережно относится к своим органам чувств, закрепят навыки соблюдения правил личной гигиены для сохранения их здоровья.
Планируемые результаты:
1. Дошкольники имеют представление об органах чувств человека, знают их основные функции;
2. Дошкольники демонстрируют предпосылки поисковой и практической деятельности;
3. Дошкольники стараются беречь органы чувств, правильно за ними ухаживать;
4. Родители проявляют интерес к данной теме, участвуют в непосредственно-образовательной деятельности.
Реализация проекта включала в себя следующие этапы.
1. Подготовительный этап. На данном этапе было проведено обсуждение темы проекта с детьми и родителями, пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ (подбор дидактических игр, художественной литературы, создание картотек, подготовлен план реализации проекта.
2. Практический этап включает:
• цикл образовательной деятельности с элементами экспериментирования и беседы: «Наши помощники – органы чувств», «Мои ушки», «Как беречь ушки?», «Для чего мне нужен язычок?», «Мой носик», «Как беречь носик?», «Мои глазки», «Как беречь глазки?», «Мои ручки», «Как ухаживать за руками?», «Таблетки растут на грядке».
• чтение художественной литературы: Э. Мошковская «Мой замечательный нос», «Шум», С. Капутикян «Ротик», Е. Бандуренко «Спросили как-то дедушку Кондрата», Н. Кнушевицкая «Глаза», «Руки» Н. Орлова «Ребятишкам про глаза», С. Погореловский «Про глаза – глазенки, про глаза – глазища» и др. ;
• загадывание загадок об органах чувств;
• пальчиковые игры: «Встали пальчики», «На работу», «С добрым утром!»;
• подвижные игры: «Где звенит колокольчик», «Кого не хватает», «Жмурки», «Найди матрешку»;
• Трудовые поручении: «Расставь карандаши по цветам», «Расставь машины от маленькой до большой»;
• проведение гимнастики для глаз;
• беседы-рассуждения: «Что для чего», «Как ухаживать за носом», «Как ухаживать за глазами»;
• дидактические игры: «Валеология, или здоровый малыш: здоровые уши, хорошее зрение», «Повтори слово», «Узнай на вкус», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Найди различия», «Какой инструмент звучит», «Кто так разговаривает», «Определи состояние предмета», «Покажи, что я назову у мишки (куклы, зайчика)», «Чей нос», «Органы чувств», «Носики – курносики».
• игровые ситуации: «Кукла Маша на приеме у глазного врача», «У Мишки ушко разболелось»; «На улице холодно, как оденемся»
• продуктивная деятельность: «Лепим витаминки», «Полезные продукты – овощи и фрукты» (рисование в нетрадиционной технике, «Украсим полотенце»;
• опытно-экспериментальная деятельность: «Носарий», «Язычок-помощник», «Проверка зрения», «Как распространяется звук», «Где живет эхо», «Спичечный телефон»; «Для чего нужен нос».
• просмотр мультфильмов: «Нэн и Лили. Органы чувств : осязание», «О здоровье глаз», «Уши для Ушарика»; «Смешарики. Азбука здоровья»
• рассматривание иллюстраций в альбоме «Наши помощники»;
• подготовка памяток для родителей: «Берегите зрение детей», «Чтобы ушки слышали», «Тренируем пальчики – развиваем речь».
3. Заключительный этап. Результат проекта был оформлен в виде газеты - фотоотчета «Исследовательский проект – органы чувств».
Список литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 528 с.
3. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/ О. В. Дыбина. – М. : ТЦ СФЕРА, 2015. – 192 с.
4. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/ Под ред. З. И. Бересневой. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 32 с.
5. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.
6. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/ авт. -сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 167 с.
7. Сыпченко, Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ/ Е. А. Сыпченко. – Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.
8. Козлова, С. А. Тематический словарь в картинках. Я и мое тело: Органы чувств человека (Программа «Я – человек»)/ С. А. Козлова. – М. : Школьная пресса, 2005. – 40 с.
Дидактическая игра "Чей нос"
Игра "Где звенит колокольчик"
Исследование "Чем пахнет"
Игра "Что пропало"