Анастасия Лагутова
Исследовательский проект «Музыкальные бутылочки. Откуда берется звук?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конкурс научно – исследовательских работ и творческих проектов воспитанников
МАДОУ «Сказка»
(5-7 лет)
«Я - юный исследователь»
Музыкальные бутылочки. Откуда берется звук?
Руководитель:
музыкальный руководитель
МАДОУ «Сказка»
Лагутова Анастасия Германовна
Исполнитель:
Публикация «Исследовательский проект „Музыкальные бутылочки, Откуда берется звук?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Одноразовая посуда
- Поделки из пластиковых бутылок
- Проекты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
воспитанница подготовительной группы
МАДОУ «Сказка»
Ковалева Мария
г. Лабытнанги, 2019 г.
1
Аннотация.
Цель проекта : 1. Получить знания, что такое звук.
2. Каким образом извлекаются звуки из музыкальных бутылочек.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
1. Узнать из литературы и интернета информацию о звуке.
2. Провести опыт и сделать музыкальный инструмент.
В данном исследовании использовались и применялись следующие методы и приё мы: наблюдение, сбор информации, беседа, рассказ музыкального руководителя, экспериментальная деятельность (опыт, чтение художественной литературы, игры по этой теме.
По окончании экспериментальной деятельности получены следующие выводы: я узнала, как происходит звук, каким он бывает, и экспериментальным путём доказала, что из стеклянных бутылочек можно изготовить музыкальный инструмент.
2
Введение.
«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой.
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит».
А. С. Пушкин
[https://ilibrary.ru/text/569/p.1/index.html]
После прочтения стихотворения мне стало интересно, как ветер воет, ведь у него нет ни рта, ни языка. Есть даже такая загадка про ветер: «Летает, а не птица, воет, а не зверь». Вот я и решила выяснить, откуда берется звук? Могу ли я сама создать звук ветра? Я обратилась за помощью к музыкальному руководителю Анастасии Германовне, чтоб она объяснила, что такое звук и с помощью чего я могу создать звук ветра? Она рассказала мне, что звук ветра можно извлечь из обычной стеклянной бутылочки и не один, а много разных по высоте звуков. Мне захотелось это проверить. Чтобы ответить на все интересующие меня вопросы я обратилась к книгам и интернету. Я узнала, что с рождения человек слышит различные звуки, которые служат источником информации об окружающем мире. Люди давно стали догадываться о том, как рождается звук. Звуки начали изучать еще в далекой древности. Наука о звуке называется – акустика.
В детской энциклопедии, я узнала, как создать звук, достаточно просто крикнуть, постучать, похлопать, вот и возник звук. Звук бывает естественный (например, звуки речи людей, жужжание насекомых, голоса птиц, шелест листьев, шум ветра).
Искусственный (звук музыкальных инструментов, работающих устройств, машин и т. д.)
Звуки бывают высокие и низкие, громкие и тихие. Звуки мы можем усилить с помощью специальных предметов. Где бы мы ни находились, что бы ни делали — нас всюду сопровождают самые различные звуки. Каждое наше движение вызывает звук — шорох, шелест, скрип, стук. Для восприятия звуков человек имеет тончайший аппарат — ухо. Ухо может воспринимать самые различные звуки. Оно может выделять из многих доносящихся одновременно звуков только те, которые нас интересуют.
4
Актуальность.
Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?
У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.
У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.
Я задумалась, как получаются звуки? Откуда берутся звуки?
Звук ветра получается, когда мы дуем в бутылочное горлышко.
Я решила сделать свой музыкальный инструмент из стеклянных бутылочек с помощью музыкального руководителя, и посмотреть, какой звук будет из них выходить.
Объект нашего исследования : стеклянные бутылки.
Предмет: как звук меняется при разном количестве воды в бутылке.
• Гипотеза: я предполагаю, что звук в бутылке становится выше, если воды в ней больше.
• Исследование проводилось с 1 февраля по 28 февраля 2019 года.
5
1. Теоретический этап
Словарь терминов и понятий.
Звук - это упругие волны, распространяющиеся в среде и создающие в ней механические колебания.
Акустика - наука о звуке.
2. Исследовательский этап.
Из книг я узнала, что звук - это вибрация, чем больше частота колебаний, тем выше звук.
Если дуть через горлышко бутылки, воздух внутри бутылки начинает вибрировать, и появляется звук. Чем больше высота столба воздуха в бутылке, тем ниже получается звук, который можно из нее "выдуть". Например, музыкальный духовой инструмент флейта. Звук из нее извлекается по тому же принципу, что и из бутылки.
Я взяла обычную стеклянную бутылку. Поднесла ее к губам под небольшим углом и подула вдоль горлышка (не внутрь). И услышала низкий звук.
Затем я наполнила бутылку водой до половины и еще раз подула, звук стал более высоким. Это значит, что "сыграна" другая музыкальная нота.
Вывод: таким образом, все проведенные мной опыты доказывают, что звук - это вибрация. Звук в бутылке становиться выше, если воды в ней больше. Моя гипотеза подтвердилась.
6
2.1. Экспериментальная деятельность.
Эксперимент № 1.
Мы взяли канцелярскую резинку, натянули ее и между пальцами, я задела резинку и она мелко задрожала, издавая звук.
Вывод: звук-это вибрация. Резинка дрожит, и качает собой воздух, создавая в нем волну (приложение 1).
Эксперимент № 2.
Я взяла тонкую и длинную ветку от дерева и помахала ей из стороны в сторону, но ничего не услышала. А когда я стала сильно-сильно махать, то услышала свист, как у ветра.
Вывод: скорость ветра высока, поток ветра рассекается и создаются вихри, которые заставляют ветку мелко дрожать, поэтому мы слышим свист (приложение 2).
Эксперимент № 3.
Я смастерила рупор из картона, сложила его в виде конуса и подудела в него.
Вывод: я определила, что звук доносится на более дальнее расстояние (приложение 3).
Эксперимент № 4.
Я взяла пустую миску и миску с водой, стала бросать камешки в них, услышала звук. Вывод: я определила, что звук громче при бросании камешков в пустую миску (приложение 4).
Эксперимент № 5.
Материал: 6 бутылочек, краски, вода, наклейки с цифрами.
С музыкальным руководителем мы решили сделать свой музыкальный инструмент. Мы взяли 6 бутылочек, налили в них воду, разного количества, затем, подув в них, Анастасия Германовна определила, какая нота звучит. На каждую бутылочку мы наклеили цифру.
7
Теперь я могла сыграть известную народную песенку «Весёлые гуси», я дула в бутылки так, как показано на диаграмме (приложение 5).
Вывод: в полной бутылке мало воздуха, он быстро вибрирует, производя высокую ноту, в пустой бутылке много воздуха, он колеблется медленнее и дает низкую ноту.
8
Заключение.
Звук - это упругие волны, распространяющиеся в среде и создающие в ней механические колебания. Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.
Я создала свой «музыкальный инструмент» из стеклянных бутылочек и извлекала звуки, различные по высоте путем выдувания.
9
Список литературы:
1) Белавина И., Найденская Н., Планета-наш дом. Мир вокруг нас. - М., 1995. [https://search.rsl.ru/ru/record/01001731534]
2) Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. -М. ,1987.
[]https://polny-shkaf.livejournal.com/26112.html]
3) Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. -М., 2001. с. 5,с. 52.,с. 80
4) История открытий/ Пер. с англ. А. М. Голова. -М., 1997.
5) [ https://scibio.ru/] Журнал наука и образование. Классификация звуков.
6) [https://school-science.ru/]; [https://www.livelib.ru/book/1000508796/about-ya-poznayu-mir-fizika-aleksandr-leonovich]
0
Приложение.
1. Эксперимент «Резиночка»
2. Эксперимент «Веточка»
3. Эксперимент «Рупор»
4. Эксперимент «Камешки»
5. Эксперимент «Музыкальные бутылочки»
Диаграмма «Веселые гуси» :
4 3 2 1 5 5
4 3 2 1 5 5
4 6 6 4
3 5 5 3
2 3 4 2
1 1