Парпибаева Евгения Владимировна
Исследовательский проект в средней группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение
«Детский сад п. Бира»
Воспитатель: Парпибаева Е. В Участники: дети средней группы
«Детский сад п. Бира»2024 г.
Паспорт проекта
Публикация «Исследовательский проект в средней группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Исследовательский проект : «Воздух-Невидимка»
Тип проекта : краткосрочный, групповой, исследовательский.
Продолжительность проекта : 1 недели.
Участники проекта : воспитатель, дети средней группы, родители. Постановка проблемы:
Играя в группе с мыльными пузырями, надувая воздушные шары к празднику детям стало интересно, почему надуваются шары и мыльные пузыри. Что помогает их надувать? Как это все происходит? В ходе размышлений и беседы дети выявили проблему: «Что такое воздух?» «Откуда он берется?». В соответствие с проблемой, дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы :
1)Узнать про воздух, как можно больше.
2) Провести опыты с воздухом.
Программные задачи:
Обучающие – обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах : прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, вес, сжимаемость, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).
Развивающие – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.
Коррекционные - поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей.
*воспитательные – воспитывать социальные навыки: умение работать в группе; объяснить необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, привлечь внимание детей к тому, что деятельность людей влияет на качество воздуха.
Гипотеза: можно предположить что, посредством изучения различных источников и экспериментов дети смогут охарактеризовать то, что нас окружает.
Актуальность
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование
Предшествующая работа: Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром, паром.
3. Реализация проекта
1 этап.
Подготовительный
1)Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
2)Узнать про воздух, как можно больше. 3) Провести опыты с воздухом.
Основное оборудование: ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; природный материал: камешки, песок, утилизированный материал: кусочки кожи, воздушные шары, пакеты
Работа с родителями : Оформление папок – передвижек, папок – раскладушек. Подбор художественного слова, загадок. Выставка рисунков. Индивидуальные беседы. Оформление родительского уголка, консультации, рекомендации по теме проекта
2 этап Организация исследования в рамках проекта.
1. Познавательные занятия
2. Наблюдения.
3. Беседы
4. Опыты и эксперименты.
Оформление выставки рисунков «Воздух –невидимка»
3 этап
Презентация результатов исследовательской деятельности.
1) Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом
2) Творческая презентация с участием детей «Эксперименты с воздухом».
План по исследованию воздуха :
1. Просмотр мультфильмов «Фиксики»
2. Опыт: «Воздух невидимый»;
3. Опыт «Движение воздуха можно почувствовать в группе и на улице»;
4. Опыт: «Мыльные пузыри»;
5. Опыт: «Воздух не имеет запаха»;
6. Опыт: «Воздух может двигать предметы»;
7. Опыт: «Воздух легче воды»;
8. Опыт: «Воздух бесцветный»;
9. Опыт: «Без воздуха нет жизни».
В результате проведенной работы у детей значительно вырос интерес к исследовательской деятельности, в познаниях и в познании свойств воздуха, происходит формирование различных знаний умений и навыков.
К концу проекта у детей была развита мыслительные способности память, речь, воображение, любознательность, интерес к познавательной деятельности т. е. научились анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы умозаключения, при помощи моделей-рисунков определять элементарные свойства воздух. Научились работать в коллективе и индивидуально во время опытов. Формировалось элементарное представление об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.
Список литературы
1. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей/Е. Емельянова//Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
2. Паршукова, И. Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду/Н. Л. Паршукова //Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.
3. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
4. Дыбина О. В., «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
5. Рыжова Н. А. «Я и природа»
6. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников»
Танцующая монетка Нужны стеклянная бутылка, монета и вода. Поместите в морозилку пустую бутылку без крышки на 10 минут. Монетку, смоченную водой, положите на горлышко бутылки. Меньше чем через минуту холодный воздух от нагревания расширится и начнет вытеснять монетку, заставляя ее подскакивать на поверхности.
Опыт 1.
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Опыт 2. Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт 3. Детям предлагается опустить в таз с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря). Вывод: Воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Опыт 4. Веер.
А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).
Опыт 4. Плавающий апельсин.
Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.
Оборудование:
2 апельсина.
Большая миска с водой,мячь игрушка
Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать.
И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет. Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
Опыт 5. «Где спрятался воздух?» Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки. Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим) Значит, воздух, какой? (невидимый) .
Опыт 6. Давайте поймаем воздух.
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму) Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух) Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг). Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
Опыт 7. Теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим). Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый). Давайте проверим, действительно внутри находится воздух? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
Что вы чувствуете? (шипение) .
Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем. Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.
Опыт 8. Воздух легче чем вода. В таз с водой отпустим предметы пустые внутри. Предметы не тонут, потому что в них есть воздух. Вывод: Воздух легче, чем вода.