Мария Козырева
Исследовательская работа «Наивная живопись»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская работа
Актуальность:
В нашем детском саду открылась выставка картин жительницы нашего села – Ларионовой Валентины Борисовны.
Раньше мы не слышали о том, что Валентина Борисовна пишет картины. Мы знали её как работника бухгалтерии (экономиста) в нашем хозяйстве. Знали мы, что она активно участвует в православной жизни нашего села – преподает в воскресной школе, поет на клиросе во время богослужений в нашем храме. Знаем мы, что у этой жительницы есть семья, где выросли трое детей. Еще мы ходили на экскурсию к Ларионовой Валентине Борисовне, когда занимались проектом «Липовка православная», где она нам показала - как надо вышивать иконы бисером.
Публикация «Исследовательская работа „Наивная живопись“» размещена в разделах
Но мы никогда не слышали о том, что Валентина Борисовна создает картины. Может быть мы об этом просто не знали? Нам захотелось спросить: не художник ли она по образованию? Оказалось – нет. Раньше она никогда не рисовала, и, даже, не умела. Что же такое произошло с ней, что у Валентины Борисовны открылся дар рисования. Мы захотели провести исследования и узнать подробности.
Цель: почему люди в зрелом возрасте, вдруг, начитают рисовать?
Задачи:
1. Повести опрос на тему «Любите ли вы рисовать»?
2. Найти в интернете информацию о случаях, когда художниками становились непрофессионалы преклонного возраста.
3. Проанализировать картины с выставки (жанр изобразительного искусства, цвета, оттенки, названия и т. д.)
4. Поиграть в игры с красками и попробовать самим изобразить какую-либо картину
5. Найти в энциклопедии объяснение: «Что такое дар рисования»?
6. Выяснить – откуда берется источник желания рисовать?
7. Изучить книгу отзывов и пожеланий с выставки картин
Гипотеза: если человек, вдруг, начинает рисовать картины, то это возможно при особых обстоятельствах (появляется желание отобразить увиденное).
Ход работы:
1. Подготовительный этап:
Мы провели опрос взрослых людей (воспитателей, учителей, поваров и технических работников) Были опрошены 10 человек. Вот какие у нас получились результаты:
№ п/п Вопрос Ответ
да нет немного
1 Умеете ли вы рисовать? 7 1 2
2 Хотелось бы еще лучше научиться? 8 2 -
3 Для чего вам это надо? Для души – 8 человек
4 Для чего нужны рисунки? Дарить радость – 8 чел.
5 Что вы любите рисовать? Пейзажи, природу – 9 ч.
6 Если не хотите рисовать, то почему? Поздно учиться – 1 чел.
7 Какие чувства испытываете при рисовании? Удовлетворение, спокойствие, радость – 9
При анализе опроса можно сделать вывод, что только один человек равнодушен к рисованию; 9 из 10 – могли бы развить свои способности и тоже начать рисовать картины.
Основной этап:
2. В интернете мы нашли информацию о том, как простые люди в зрелом возрасте смогли стать известными художниками:
o Анна Мэри Мозерс, которую из-за возраста (78 лет) стали звать бабушка Мозерс: была женой американского фермера и матерью большого семейства. Однако из-за болезни и смерти мужа она не могла как раньше поддерживать хозяйство. Это подтолкнуло её к занятию, к которому лежала душа с самого детства - она начала писать картины.
Ана Мозерс изображала зимние и летние пейзажи, сцены из обычной сельской жизни. Работы немного напоминают детские рисунки. Свои первые картины Мозерс продавала за 5-10 долларов, а в последствии их ценник увеличился до десятков тысяч долларов.
“Ранняя весна на ферме"
Её работы начали замечать коллекционеры Нью Йорка, затем их стали брать на выставки далеко за пределами Соединённых Штатов Америки. Её фотографии печатались на обложках журналов "Тайм" и "Лайф", а один из кратеров Венеры носит её имя. Прожила художница 101 год.
«Деревенский пейзаж»
o Анри Руссо - французский художник-любитель в 41 год создал собственный стиль рисования. На своих картинах он изображал пейзажи Парижа, джунгли, лес, прорисовывая мельчайшие детали, в которые хочется вглядываться часами.
«Автопортрет и Райская птица»
Его творчество ценили за наивность и примитивизм. Скорее всего оно было таким из-за отсутствия художественного образования. И именно это придало живописи шарм и уникальность.
o Пол Ледент решил заняться масляной живописью только к 37-ми годам. Он начал рисовать на курсах при бельгийской художественной академии и самостоятельно. Его работы полны жизни, красок и эмоций.
Живописные картины Ледента
Это были примеры того, как отсутствие художественного образование не то, что не помешало людям найти себя в творчестве, но и сделало из работы уникальными и узнаваемыми, принесло известность и признание. Изучив информацию, мы поняли, что картины этих художников напоминают рисунки детей. Поэтому такую живопись мы назвали «Наивная живопись»
3. Рассмотрев выставку - Ларионовой Валентины Борисовны мы провели анализ картин. Вспомнили все жанры живописи : натюрморт, портрет, пейзаж. Все картины на выставке относятся к пейзажам.
На них изображена природа в разное время года и деревенские мотивы (дома, церкви, мостики, лодочки). Очень ярко и выразительно изображается небо на всех картинах (вечерняя и утренняя заря, лучи солнца, пушистые облака).
Казалось бы, зима должна быть изображена только цветами холодных тонов, но нет. В картинах всегда есть свет из теплых тонов, что придает им какое-то особое свечение. Картины насыщены различными оттенками всех цветов радуги и, даже, больше. В названиях картин присутствуют все времена года и природные зоны нашего края. Это и долины рек, горные ручьи и водопады, леса, овраги, речки.
4. Мы решили поиграть: с красками, фломастерами, восковыми мелками, солью и пластилином. Красками мы рисовали при помощи пальчиков, ладошек, кулачков, кисточек, ватных палочек, губки, смятой бумаги, трафаретов.
Фломастерами мы рисовали дорожки по клеточкам от объекта до объекта. Мелом мы рисовали на темном картоне. Соль была рассыпана на подносе, и мы рисовали пальчиками разные сюжеты картин.
На маленьких картонках мы рисовали пластилином, размазывая его по поверхности. Испробовав все способы, мы решили изобразить сказочное дерево с цветками разных техник рисования.
Нам захотелось переписать понравившуюся картину с выставки при помощи красок и кисти. Это, оказалось, не так - то просто, но принесло нам большое удовольствие. Не секрет, что все дети любят рисовать.
5. Вместе с воспитателем мы нашли в энциклопедии понятие что такое «Дар рисования»? Дар – это умение рисовать. Дар от слова – дарить, подарок. Это свойство, которое кто-то подарил человеку просто так – ни за что, чтобы творить как никто другой. Дар нельзя приобрести, с ним надо родиться и его развивать. Иначе можно его потерять. Нам воспитатель прочитала притчу из Евангелия о талантах (денежная мера во времена земной жизни Иисуса Христа, где говориться о том, что один ученик вложил свой талант в дело и приобрел ещё 10 других талантов. За это хозяин дал ему в управление 10 городов. Другой вложил свой талант и приобрел 5 новых талантов. За это хозяин дал ему в управление 5 городов.
А последний – закопал свой талант в землю и позже отдал его обратно хозяину. За что и был наказан. Надо было пустить талант в оборот и получить прибыль. За то, что последний поленился это сделать хозяин у него все отобрал и отдал тому у которого было 10 городов в управлении. Ученик возмутился: «У первого и так уже всего много»! На что хозяин ответил: «Имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет».
Вывод: если проявился у человека какой-то талант (дар) его надо обязательно развивать, а не «закапывать в землю», иначе можно потерять и другие свои особенные человеческие качества. Теперь мы поняли почему Валентина Борисовна стала развивать в себе интерес к рисованию.
6. Мы решили узнать: почему хочется рисовать? У ней есть работа и другие домашние дела. На этот вопрос нам ответила сама Валентина Борисовна. У ней - появилось больше свободного времени. Как и у всех других жителей села у Валентины Борисовны появился интернет, где можно любоваться картинами известных художников. Она стала очень много наблюдать и всматриваться в окружающий мир. «Я смотрю на природу совсем другими глазами, то есть никогда раньше я не замечала такой красоты. Её хочется запомнить и отобразить, чтоб потом всегда наслаждаться этой красотой. Мне хочется, чтоб люди понимали моё настроение. Я чувствую внутреннюю потребность рисовать. Этого просит моя душа».
Мы решили посмотреть на православном сайте – что такое душа?
Душа –это частичка человека, сотворенная Богом. «Душа, - пишет преподобный Иоанн Дамаскин, - есть сущность живая, простая и бестелесная; невидимая, по своей природе, телесными очами; бессмертная, одаренная разумом».
Душа дается Богом человеку при рождении как дар. Значит, человек сотворен Богом и душу надо беречь, питать и преумножать добром.
Как и где это произошло? В детской Библии мы нашли, что первый сотворенный человек жил в Раю (место, где обитает любовь, гармония и красота).
Воспитатель нам прочитала сказку «Рай и ад», где говорится о богатой и злой хозяйке и бедной и доброй служанке. Они обе попали на тот Свет и очутились на корабле, который всегда находился в плавании. Но одна на нижней палубе – ад, а служанка – на верхней палубе – в раю.
Мы прослушали две притчи: 1. «Что такое рай»? В ней говорится о том, что люди там едят длинными ложками и если сами себе попасть не могут – то остаются голодными - это ад. А если этими же ложками они кормят друг друга – то сыты и это рай.
2. «Притча о богаче и Лазаре», где богач при жизни не замечал бедного Лазаря, но когда они оба умерли, то богач попал в жаркий ад, а бедный Лазарь – в рай. И как богач не просил Лазаря помочь ему (охладить сухой язык) ничего уже нельзя было изменить.
Мы поняли, что первый человек был сотворен в раю. Там не было зла. Животные и люди любили друг друга. Все были сытые. За непослушание первых людей (Адама и Еву) выгнали из рая. Они попали
на грешную землю, где мы сейчас и находимся. Трудимся, работаем, добываем себе пищу.
В интернете мы нашли картины художников, изображающих рай и рассмотрели их:
Эти картины напомнили нам картины Валентины Борисовны. Сейчас рай для людей закрыт из-за грехов (плохих поступков) человеческих. Мы живем на грешной земле, где много бед и зла. Валентина Борисовна рассказала, что жизнь, которую она прожила, была нелегка, приходилось много работать (особенно над собой – заставлять себя меняться в лучшую сторону). Сейчас дети выросли и уехали. Появилось много свободного времени и интернет. Душа захотела творчества (отображать красоту жизни). Но живая душа помнит райское место и, очевидно, поэтому ей хочется вернуться в спокойное чудное место, где царит доброта, любовь и красота.
7. Заключительный этап:
Изучив эту тему, мы решили заглянуть в книгу отзывов и пожеланий для зрителей выставки. Поразительно, но все высказывания были положительными.
Люди писали о том, что им очень понравилась выставка, что картины несут радость и свет; в картинах отражается чистота души художника и передается посетителям. Многие захотели иметь у себя дома одну из таких картин, которая будет нести радость, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. В русском народе есть пословица: «Красота спасет мир».
Мы с воспитателем создали свой продукт исследований (схему, куда поместили все свои результаты.
Нам прочитали стихотворение (созвучное творчеству Валентины Борисовны Ларионовой) «Детский рай» Екатерины Несмашных.
Вывод: любовь взрослых людей к рисованию - это стремление человеческой души к потерянному раю. Душа человека рвется отобразить то, что она (душа) когда - то видела, где была создана и жила.